Все записи в категории 'Чувства и эмоции человека'
14 Март 2018, 00:22
Признаки зависти «У зависти немало масок, и трудно распознать порой, кто восхищается тобой, держа булыжник за спиной!…» Зависть в той или иной степени присуща каждому человеку, хотя бы потому, что мы помимо своего желания время от времени сравниваем себя с другими. И не всегда это сравнение оказывается в нашу пользу. Зависть может быть мимолетной, относящейся
6 Март 2018, 02:06
Суть зависти «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.» Франсуа де Ларошфуко Что такое зависть? Зависть – чувство злости или досады по отношению к благополучию, превосходству или успехам другого человека. Это смесь раздражения и обиды, вызванная желанием обладать чем-то (материальными благами, личностными или […]
28 Октябрь 2017, 20:24
Причины неуверенности в себе Уверенность в себе – одно из главнейших качеств личности, которое помогает человеку воплощать мечты в реальность и жить более полноценной и яркой жизнью. Уверенный человек более доброжелательный, более общительный, у него открытый взгляд, спокойные интонации, он может подшутить над собой, он не боится показаться смешным и спокойно воспринимает свои ошибки. Все […]
20 Октябрь 2017, 18:30
Ухудшается чувство юмора Два чувства помогают нам идти по жизни – любовь и юмор. Чувство юмора – сугубо индивидуальная характеристика человека. То, как человек шутит и воспринимает шутки других людей, умеет ли он подшутить над собой, какие анекдоты и комедии ему нравятся, может много сказать о его обладателе. Если человек с юмором относится к себе – это один из […]
18 Январь 2017, 02:00
Страх перемен “Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, начните делать то, что никогда не делали.” Ричард Бах. На свете существует великое множество видов страхов. И один из страхов, который присущ почти каждому человеку, это страх перемен. Этот страх имеет в психологии специальное название – «неофобия». Одна из причин, по которой многие люди бояться жизненных перемен, – инстинкт самосохранения. Ведь для человека одной из базовых […]
22 Июнь 2016, 00:30
Стать счастливее просто Все счастливые семьи похожи друг на друга; каждая несчастная семья несчастна по-своему. (Лев Толстой) Формула счастья у каждого человека своя. Однако у всех счастливых людей есть что-то общее, что их объединяет. Счастлив тот человек, который умеет получать удовольствие от жизни, который умеет находить крупицы хорошего даже в не очень радостных событиях. И к […]
17 Май 2016, 15:36
Энергия эмоций Каждый из нас в течение дня испытывает множество эмоций. А задумывались ли вы о том, что эмоции это энергия? Сильные эмоции сопровождаются целым рядом физиологических изменений, таких, как сильное сердцебиение, изменение артериального давления, частота дыхания, дрожание рук или ног, покраснение или влажность кожи. Более умеренные эмоции реже вызывают сильные физиологические реакции, однако в […]
16 Апрель 2016, 06:06
Мышечные зажимы лица Эмоции – это энергия. И эта энергия выплескивается через тело человека: его поведение, его движения, жесты, интонации голоса и особенно мимику. Лицо, как зеркало, отражает наше физическое и душевное состояние, наш характер, наше отношение к жизни. Состояние кожи, потухшие или, наоборот, горящие глаза, морщинки, живая мимика или, наоборот, застывшее выражение лица могут […]
26 Март 2016, 04:22
Мышечные зажимы и внешний облик человека “Наше тело все время говорит с нами. Если бы мы только нашли время послушать.” Луиза Хей Человек – единое целое, в котором тело, душа, мысли и эмоции неразрывно связаны между собой. И если на сегодняшний день существуют необъяснимые с точки зрения современной науки явления, на мой взгляд, это свидетельствует […]
22 Март 2016, 02:22
Мышечные зажимы Для начала давайте определим, что мы будем называть мышечным зажимом, поскольку разные специалисты по-разному определяют это понятие. Любое движение, любая эмоция сопровождаются напряжением той или иной мышцы или группы мышц. Однако в норме за напряжением через некоторое время следует расслаблением. Говоря обычным человеческим языком, мышечный зажим можно определить как состояние одной конкретной […]
16 Февраль 2016, 13:10
Подавленные чувства и эмоции Около 10 – 15% своих чувств и эмоций человек выражает с помощью речи, а остальные 85 – 90% приходится на жесты, мимику и движения. Основные (их еще называют базовыми) эмоции, которые испытывает человек, это страх, гнев, радость, печаль и тревога. Та или иная из этих эмоций приходит на помощь человеку и […]
10 Декабрь 2015, 02:22
Тщеславие Тщеславие – болезнь неизлечима, Когда льстецы (они неистребимы) Сироп – бальзам хвалебный льют без меры. Увы , «больной» – слепец (!), охотно верит Толпе, без устали кричащей: «Браво!» Валентина Михалева Каждому из нас бывает приятно, когда его хвалят. Но есть люди, которым похвала, одобрение, комплименты и лесть нужны как воздух. Тщеславие (от тщетный (пустой) + слава) — страстное желание […]
v-garmonii-s-soboi.ru
Для нас слова «эмоции» и «чувства» являются практически синонимами одного понятия – того, что мы испытываем внутри. Но на самом деле, путать эмоции и чувства человека – это просто показатель безграмотности, ведь между этими терминами можно легко провести грань.
Чем отличаются чувства от эмоций?Разъяснение отличий чувств от эмоций надо начинать с самих определений. Так, чувства – это личностное отражение отношения человека к окружающей среде. А эмоции являются оценкой ситуации. Отношение – длительное, а оценка – кратковременна. Отсюда первое отличие – срок действия.
В способе выражения, чувства и эмоции также отличаются. Мы всегда осознаем свои чувства и можем дать им определение – любовь, ненависть, счастье, гордость, зависть и т.д. А вот эмоции мы выражаем более расплывчато. Когда вы говорите, что у вас сейчас «закипит мозг», что вы испытываете? Раздражение, гнев, усталость – все это эмоции.
Чувства выражаются посредством эмоций. Они предметны, но зависят от того, в какой ситуации вы находитесь. К примеру, любовь (чувство), которую вы испытываете к своему молодому человеку, в момент ссоры может выражаться яростью, гневом, злостью (эмоции). Эмоции – это то, что происходит здесь и сейчас. Чувства – это нечто стабильное, укоренившееся. Если чувства выделяют объект в ситуации, то эмоции освещают всю ситуацию в целом.
Эмоции и чувства у мужчин и женщинСамое интересное, что виды проявления эмоций и чувств имеют половое различие. Причина в том, что у разных полов разный набор базовых чувств. Так, женщинам свойственны более сильные проявления печали, страха, а мужчины более остро выражают гнев.
Однако специалисты утверждают, что сила переживаемых эмоций и чувств не имеет полового различия, есть только дифференциация в их проявлении. А все, потому что с рождения мальчиков и девочек воспитывают для выполнения кардинально разных социальных ролей. Мальчики учатся подавлять проявления страха и печали, а женщины смягчают гнев. А что касается последней эмоции, доказано, что до 1 года с момента рождения гнев у младенцев проявляется одинаково.
womanadvice.ru
Если человек их не отслеживает и не управляет ими, тогда они подчиняют его себе, заставляя его совершать определенные действия и быстро принимать решения без их обдумывания. Речь идет об эмоциях и чувствах, которые настолько разнообразны, что невозможно будет подробно рассмотреть все их виды. Можно сказать, что эмоции и чувства знакомы всем людям. Все их переживали и испытывали, условно разделяя их на положительные и отрицательные.
Чувства и эмоции зачастую ярко проявляются. Не отказывают себе в их проявлении дети, которые пока еще не знают о том, что мальчикам не разрешается плакать или всем запрещается громко смеяться. Со временем людей обучают скрывать свои эмоции. И нередко это касается не только отрицательных переживаний, но и положительных.
Читатели интернет-журнала psytheater.com боятся выражать свои эмоции. Мужчин с самого детства приучают вообще не показывать своих эмоций. А женщины сталкиваются с тем, что мужчины негативно относятся к их эмоциям, что заставляет скрывать их от чужих глаз. Люди приучаются к тому, чтобы заглушать свои чувства. Это приводит к различным видам депрессивного состояния и даже физическим болезням. Люди не становятся способными контролировать собственные эмоции, потому что не выражают и не учатся справляться с ними. Как итог, эмоции становятся вредоносными для всех – и для окружающих людей, и для самого человека, который их выражает.
Но почему же люди боятся выражать свои эмоции? Потому что часто за таким выражением они сталкивались с наказанием в виде ответного выражения отрицательных эмоций, категоричного отказа в просьбе, нежелании слышать их слова и т. д. Когда человек выражает эмоции, к нему относятся еще более отрицательно, нежели он бы их не выражал. К этому приучили всех людей. Выражать эмоции стало плохим занятием, поскольку все люди прошли через то детство, когда за любое выражение их эмоций они сталкивались с наказанием.
Помните учителей, которые постоянно говорили вам: «Не кричи! Не бегай по коридору! Молчи!»? А помните своих родителей, которые тоже постоянно вас заставляли «не плакать», «не кричать», «не шуметь», «сидеть тихо» и т. д.? Все это было детским проявлением эмоций, которое закрепилось на подсознании в равенстве: эмоции = наказание. Вот почему становясь взрослыми, люди стараются не показывать своих эмоций, поскольку даже они сами стараются наказать всех, кто по отношению к ним проявляет хоть какие-либо чувства.
Люди боятся выражать свои эмоции, потому что с самого детства их за это наказывали. А когда люди достигают своей взрослости, они уже упустили то время, когда могли бы не просто выражать свои переживания, но и умело с ними справляться. А когда не знаешь, как контролировать собственные эмоции, боишься их проявлять. Получается замкнутый круг, где сначала окружающие люди проявляют свою боязнь через наказание, а потом и сам человек начинает бояться своих чувств. Как из этого вырваться? Начинать чувствовать и учиться справляться с любыми своими эмоциями.
Под эмоциями человека следует понимать настроение, психический настрой, который выражается в преувеличенной степени. Если за нулевую отметку брать состояние спокойствия, тогда все положительные и отрицательные эмоции являются отклонениями с преувеличенной амплитудой своего проявления.
По эмоциям можно многое узнать о человеке или о самом себе. Если уделить особое внимание вопросу о чувствах, то можно использовать эмоциональные проявления в своих целях.
Эмоции в данном случае передают отношение человека к происходящему. Чему человек придает значение? Что он считает плохим? Что воспринимает как хорошее явление? В зависимости от той оценки, которую человек дает той или иной вещи, индивиду, явлению или событию, он проявляет волне конкретные эмоции.
Если хорошо понимать, какие эмоции вызывают у человека те или иные внешние раздражители, можно им легко управлять. Так, к примеру, если девушку радует подаренный букет цветов, то следует ей сделать данный сюрприз, если хочется помириться. К такой манипуляции часто прибегают мужчины неосознанно.
Эмоции влияют на энергичность и силу человека. Вот почему спортсменов тренер настраивает перед тем, как те начнут участвовать в соревнованиях. Именно эмоциональный настрой дает ту энергию, которая подталкивает человека. Если человек радуется, то он хочет веселиться. Если человек находится в энтузиазме, то ему хочется работать. Если же человек расстроен, то у него не получится ни веселиться, ни эффективно работать.
Также эмоции способствуют лучшей запоминаемости или забывчивости. Обычно человек не запоминает того, что ему неинтересно, неважно, незначимо. Однако человек еще длительное время может вспоминать о том, что сильно его шокировало, заинтересовало, произвело впечатление.
Роль эмоций в жизни человека многогранна. К примеру, люди, которые не говорят на одном языке, могут через эмоции передавать информацию. Чувств бывает очень много, поэтому и выделить виды придется в большой классификации:
Эмоций существует очень много, поэтому рассмотрим некоторые из них:
Человек может даже не осознавать собственных чувств и эмоций. Однако они проявляются во внешнем мире, передавая информацию о нем. Принципы, убеждения, отношение, оценочное суждение и прочее передаются через эмоции. Одни из них являются инстинктивными и практически неконтролируемыми, другие – выработанными, сформированными на основе тех убеждений и установок, с которыми человек живет.
psytheater.com
Оглавление
Введение
1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека
2. Классификация чувств и эмоций
Заключение
Тестовое задание
Список использованной литературы
Введение
Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что в эмоциональныхпсихических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему. Чувства и эмоции — основные разновидности этих явлений. Положительные переживания отношения к какому-то объекту или притягивают его к ним, а отрицательные — отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Чувства и эмоции сильно влияют на жизнь, поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты. Никакие вопросы нельзя основательно решить человеку и при оказании ему помощи, не решив проблему его чувств и эмоций. Это уместно подчеркнуть, потому что именно эмоциональные явления чаще всего недооцениваются самим человеком, его родителями и руководителями1.
Эмоции от лат. emovere— волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей2.
Цель работы изучить и проанализировать чувства и эмоции человека.
Для достижения цели будут решены вопросы:
Понятие и характеристика эмоций и чувств человека;
Классификация чувств и эмоций.
Понятие и характеристика эмоций и чувств человека
Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке стереотипов, а приятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные и эстетические.
Электрофизиологические исследования установили огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни человека1.
Эмоциями и чувствами называются психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
К эмоциям относятся такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем, групповом названии.Результат работы «блока эмоций» определяет отношение субъекта к сложившийся ситуации2.
Чувства — это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторы предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью — они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны — они всегда связаны с предметом или действием с ним3.
Теории эмоций
Теория Джемса – Ланге. Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Хотя теория Джемса – Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют «десензитизирующую терапию», поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.
Теория Кеннона – Барда.Неудовлетворенный теорией Джемса – Ланге, физиолог У.Кеннон предложил свою собственную «нейральную» теорию эмоций. Критикуя теорию Джемса – Ланге, Кеннон отметил прежде всего тот факт, что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с внутренними органами; висцеральные изменения, сопровождающие эмоции, могут иметь место и в неэмоциональных состояниях; наконец, внутренние органы относительно нечувствительны. Теория Кеннона – Барда прослеживает связь эмоций с функцией гипоталамуса, активирующего автономную нервную систему. Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса – Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Однако и Кеннону не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.
Атрибутивная теория эмоций. Чтобы искусственно вызвать определенное эмоциональное состояние у животных, Кеннон вводил им адреналин, а физиолог Г.Маранон делал то же самое с людьми. То, что переживали его испытуемые, Маранон назвал «холодной эмоцией» – «как бы эмоцией». Испытуемые говорили: «Я чувствовал, как будто я был испуган» или «Я чувствовал, как будто меня ожидает большое счастье». В условиях, когда эмоциональные состояния вызывались искусственно, они не переживались как настоящие. Поскольку Mаранон не давал своим испытуемым подходящего основания для эмоциональных ощущений, подлинных эмоциональных реакций на адреналин не возникало. Другими словами, испытуемые нуждались в чем-то, чему можно было бы приписать (атрибутировать) свои чувства.
Когнитивная теория эмоций. Адреналин вызывает многие из тех физиологических изменений, которые сопровождают эмоции. В экспериментах с введением адреналина было показано, что на фоне одинакового физиологического действия препарата на всех испытуемых эмоциональный эффект был неоднозначным и зависел от специфики познавательных процессов испытуемых, т.е. от того, как они интерпретировали свое состояние. Испытуемые, которым заранее сообщили о введении именно адреналина и о характере его действия, не поддавались эмоциональному влиянию; те же, которые думали, что получают витаминный препарат с каким-то побочным эффектом, вели себя так же, как и специальные «подсадные утки», включенные в эксперимент в качестве контрольной группы. В результате испытуемые, находящиеся рядом с теми «утками», которые демонстрировали эйфоричное поведение, вели себя таким же образом, тогда как находящиеся вблизи тех, кто выражал негодование, тоже становились агрессивными1.
Следовательно, то, что мы чувствуем (или думаем, что чувствуем), во многом связано, во-первых, с нашим пониманием того, что мы делаем, и ситуации, в которой находимся, а во-вторых, с тем, как другие ведут себя в той же ситуации. По этой причине люди иногда пьянеют от безалкогольного напитка, если принимают его за алкогольный, особенно в пьяной компании.
Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, выполняют сигнальную и регулирующую функцию.
Сигнальная функциячувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функциячувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающие на пути преграды.
Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма2.
--PAGE_BREAK--Эмоции проявляются как в определенных психических переживаниях, известных каждому по личному опыту, так и в телесных реакциях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные реакции выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеет место психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка демонстрируетмышечную слабость. Мысли неотрывно прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.
Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены.
Настроение – сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих от внутренних органов.
Классификация чувств и эмоций
Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев, решимость; отвращение; презрение.
В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними. Шлосберг соединил первую и шестую эмоции и получил таким образом круг, который отражает все переходы от одного эмоционального переживания к другому, противолежащие же эмоции противоположны по своему содержанию. Степень выраженности эмоций определяется по параметру удовольствие — неудовольствие, который по сути дела представляет собой знак эмоции.
Американский психолог К. Изард предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие: интерес; радость; удивление; горе, страдание и депрессия; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд и застенчивость; вина.
Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет:
а) специфический нервный субстрат;
б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы;
в) собственное субъективное переживание (феноменологическое качество).
Каждая из этих эмоций описывается по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологическое и психологическое значение.
Например, радостьхарактеризуется следующим образом. Это положительная эмоция, которая обычно следует за достижением или успехом в результате усилий, которые затрачивались не для достижения радости или пользы. Биологическое назначение радости: она усиливает социальные связи, предполагает освобождение от негативной стимуляции, облегчает привязанность к объектам, которые помогли уменьшить неприятные переживания. Психологическое значение: обеспечивает социальное взаимодействие, увеличивает устойчивость к фрустрации, поддерживает уверенность и мужество, успокаивает человека. Пути достижения радости: целенаправленная деятельность, открытость и искренность и расширение социального функционирования. Препятствия к достижению радости: формализация действий, наличие контроля, заурядность и монотонность жизни; безличные и чрезмерно иерархизированные отношения; догматизм со стороны родителей в процессе воспитания; неопределенность мужских и женских ролей в семье; преувеличение значения материального успеха и достижения; телесные недостатки.
Эмоции и познавательные психические процессы. Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов.
Ощущения, Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт — понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.
Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным делам. Эмоциональные состояния оказывают влияние на избирательность восприятия: например, в подавленном состоянии человек обращает больше внимания на негативные стороны жизни, что может служить диагностическим признаком — чем больше человек подмечает плохое, тем больше оснований для суждения о его сниженном настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.
Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т. д.
Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал — тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже1.
Заключение
Изучив и проанализировав тему своего контрольного исследования можно прийти к выводу, что эмоции — это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции еще до рациональной оценки ситуации сигнализируют субъекту (в форме непосредственного переживания) о ее особенностях с точки зрения удовлетворения актуальных потребностей человека. Имеются три группы основных потребностей — биологические, социальные и идеальные потребности познания. К этим группам потребностей различные авторы прибавляют и иные потребности, присущие человеку, например эстетические потребности, потребности в самоакутализации и др. Отношение объективных свойств ситуации к потребностям, т. е. жизненный смысл ситуации, и представлен субъекту в переживаемых им эмоциях. Эмоции имеют двойственную природу в них сливаются вместе их субъективное качество (страх, радость, горе и т. д.) и переживание телесных изменений, сопровождающих любые эмоции.
Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Каждая из этих форм эмоций характеризуется длительностью, предметностью, интенсивностью и качеством (модальностью). Поскольку эмоции являются компонентом психики, они выполняют и основную функцию психики — функцию упреждения, предвосхищения наступления биологически или личностно значимого события. С этим связана основная — оценочная — функция эмоций. Кроме этой функции в целостной психической деятельности эмоции выполняют и другие функции. Существуют различные классификации, так же как и различные теории эмоций. Одной из таких теорий является теория У. Джемса, в соответствии с которой эмоция является субъективным переживанием телесных изменений, представляющих собой реакцию организма на жизненно важную ситуацию. При этом формула эмоций приобретает непривычный вид: «Нам грустно, потому что мы плачем».
Чувства(англ. sentiments) — устойчивые эмоциональные отношениячеловека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувств так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет может быть и весьма обобщенным, и умозрительным.
Тестовое задание
Основой возникновения эмоциональных состояний являются:
Ответ: Потребности и мотивы человека, поскольку источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагают постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Потребность удовлетворена, цели достигнуты, следовательно вызывают возникновение положительных эмоций: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д1.
Список использованной литературы
Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. — М.: МИЭМП, 2005. — 68 с.
Голь Н.Энциклопедия «Мир вокруг нас». – М.: Астрель, 2006-2007. — 143 с.
Кроль В.М. Психология и педегогика. – М.: Высшая школа, 2001. — 319 с.
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.— СПб: Издательство «Питер», 2000.- 728 с.
Столяренко А.М. С81 Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423 с.
www.ronl.ru
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа