Виды и роль эмоций в жизни человека (стр. 1 из 2). Эмоции и человек


Связь эмоций и чувств с телом: citizen_rusfed

ЭмоцииРечь пойдет о проявляемых чувствах и эмоциях, а также об их отражении в нашем теле. Для лучшего понимания механизма взаимодействия нужно вначале понять, что собой представляют эмоции и чувства. Эмоции по-латински звучит как Emotion. Если разбить это слово на два: E – motion, то получим «Е» – энергия (общепринятое обозначение в физике) и «motion» – движение (в переводе с латинского). Выходит эмоции – это движение энергии. И мы действительно можем это подтвердить, особенно когда проявляем какие-то сильные эмоции. После их выплескивания во внешний мир мы обычно чувствуем опустошение, так как накопленная энергия выходит из нас вовне. Эмоции, как позитивные, так и негативные даны нам от рождения и существуют в виде ответных реакций на какие-либо события во внешнем мире, действия других людей, либо на мысли, возникшие в нашем уме. У обычного человека эмоции плохо поддаются контролю сознания, поэтому в момент проявления эмоций голос разума заглушается. Бывает, что человек не позволяет себе проявлять те или иные эмоции, например гнев, злость, обиду из-за моральных запретов общества или родительского воспитания. В этом случае не проявленные эмоции подавляются («нельзя гневаться») или вытесняются («не буду обращать на это внимание») человеком. Тогда они ложатся в основу различных ментальных психопрограмм, влияющих на жизнь человека из подсознательных областей психики и не осознаваемых им. Влияя на работу психических и энергетических центров – чакр они также накапливаются в теле в виде различных блоков, зажимов, боли. Хранение негативных переживаний – это энергозатратный процесс, именно поэтому после их проработки и отпускания высвобождается большое количество энергии, человек чувствует прилив сил. Чем сильнее подавленные и вытесненные негативные эмоции и чем чаще человек их переживает, тем больше они накапливаются в теле и тем активнее проявляются в виде болей различного характера. Хроническое накопление негативных эмоций приводит к возникновению и развитию заболеваний, в этом случае говорят о психосоматической составляющей болезни. Некоторые психологи считают, что любое заболевание тела имеет в основе психическую составляющую, а значит наши эмоции, чувства, мысли.

В психологии существует даже специальное направление – телесно-ориентированная психотерапия, суть которой состоит в воздействии на тело для удаления в нем блоков и зажимов, тем самым ликвидируя накопленные негативные эмоции, изменяя энергетическое состояние организма. Однако для полного исцеления тела и приведения в гармонию своей психики необходимо перестроить свое сознание для правильного реагирования на различные жизненные ситуации, изменения системы ценностей и убеждений, а также добиться контроля своих мыслей. Теперь перейдем к чувствам.

Чувства – это длительные проявления одних и тех же эмоций. Чувства и эмоции можно сравнить с океаном. Океан – это весь спектр наших чувств, а эмоции – это проявления чувств на поверхности океана в виде волн-эмоций. Волны могут быть небольшими – еле заметная рябь на воде, средними – хорошо заметными и порой сбивающими нас с ног и сильными в виде шторма. Сильные волны создают муть на поверхности океана, также и сильные эмоциональные реакции негативной направленности происходят из-за возмущения наших чувств. Можно также сказать, что в чувствах информационная составляющая преобладает над энергетической, а в эмоциях – энергетическая над информационной. И все же наше внутреннее состояние определяют чувства, они создают качественную характеристику нашей личности, а вот настроение – это уже проявление нашего эмоционального состояния, которое мы либо отражаем во внешний мир, либо скрываем от него, надев маску того настроения, которое хотят видеть окружающие нас люди.

Мы можем использовать наше тело для диагностики своего психо-эмоционального состояния, для осознания подавленных или вытесненных в подсознание эмоций и чувств, избавления от страхов различной природы, для  корректировки своего настроения. Установив локализацию боли в теле и связав ее с конкретной эмоцией или чувством можно вытащить их на свет Божий, осознать причину появления и устранить ее путем изменения своего мировоззрения и мировосприятия. Тело является продолжением нашей психики. Первое осознание у ребенка – это осознание своего тела. Все наши мысли и действия, окрашенные эмоциями и чувствами сохраняются в нашей памяти на уровни сознательного или бессознательного ума. Работая с телом, мы работаем с глубинными уровнями нашей бессознательной памяти. Ощущения, которые человек испытывает от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию его эмоционального состояния.

Поскольку психика и тело связаны, в теле «записаны» все психотравмы, которые когда-либо пережил человек. Чтобы не переживать травмы вновь и вновь психика человека вырабатывает защиту от подобных воспоминаний. Защитные формы поведения проявляются в мышечном напряжении. Внутренние мышечные напряжения, не получающие разрядки становятся хроническими. Они образуют защитный мышечный панцирь в теле человека, а также выражаются в стесненном дыхании. Мышечный панцирь позволяет нам не осознавать свои подавленные чувства и эмоции. Мышечное напряжение в теле соответствует блокированию энергии в соответствующей чакре и энергетическом канале, идущем от чакры к органу тела. В результате нарушается свободное течение энергии в организме. Способность тела к самоисцелению оказывается заблокированной. На поддержание защитного панциря расходуется много сил. Человеку перестает хватать энергии на активную жизнь, возникают различные проблемы социального характера.

Выделяют семь зон - блоков в теле или сегментов защитного мышечного панциря:Зажим1. Зона глаз. В нее входят глаза, веки, мимические мышцы вокруг глаз, лоб. На энергетическом уровне за эту зону отвечает аджна чакра. В этой зоне блокируются многие эмоции, связанные со стрессом, отражая общее состояние напряженности, раздражения, беспокойства, желанием отгородиться от окружающего мира и не замечать проблем. Присутствуют социальные страхи – страх негативной оценки своих действий, страх потери контроля над ситуацией или людьми, страх сделать ошибку. Внешние проявления блока – головная боль, неврозы, неврастения, нарушение зрения, сдерживание слез или наоборот излишняя слезливость. Нередко причиной головной боли является интеллектуальное переутомление, информационная перегрузка. Беспокойство выражается в напряжении мышц лба, раздражение – болью в висках. А недовольство приводит к гаймориту, синуситу  и проблеме с зубами. Человек, сдерживающий слезы, которому в детстве привили мысль, что нужно скрывать свои чувства, создает перенапряжение глазных и некоторых лицевых мышц (всего 26 мышц), которое проявляется в форме постоянного напряжения лба, человек выглядит насупленным. Его эмоциональная энергия остается в теле и откладывается на лицевых мышцах.

2. Зона рта. Эта зона кроме рта включает подбородок, горло, затылок, нижнюю и верхнюю челюсти, губы. Здесь блокируются эмоции гнева, раздражения, способности плакать и кричать. На энергетическом уровне за эту зону отвечает чакра вишудха. Проявление блока – сжатые челюсти, зубы, губы, невнятная, невыразительная речь. Причинами его возникновения может стать боязнь потери объекта привязанности, склонность к депрессии, необходимость контролировать ситуацию и гиперответственность, которая выражается давлением и болью в затылке. Эмоциональный блок, отражающий проблемы с челюстью, также может возникать из-за подавления самовыражения. Человек чувствует, что ему многое хочется сказать, но он стискивает зубы и с большим трудом сдерживает в себе эту бурю чувств, которые угрожают вырваться наружу. Таким образом, чувства подавляются и он несет тяжелое бремя эмоций, которые являются следствием неразрешенных конфликтов между ним и теми лицами, которые играют важную роль в его жизни. Мысли, связанные с желанием отомстить, возмущение и гнев могут даже вызывать различные челюстные заболевания. Иногда они проявляются в виде стискивания зубов во время сна.

Третья зона – шея. В нее входят шейные мышцы, язык. Здесь блокируется обида и гнев, ставится внутренний запрет на крик и плач, на выражение негативных чувств. Как результат человек может ощущать некий «комок» в горле. На энергетическом уровне за эту зону, так же как и за зону рта отвечает вишудха чакра. Распространенные страхи при блокировании энергии вишудхи: страх ошибки, боязнь осуждения себя социумом, страх ответственности, страх показаться смешным в чьих-то глазах, страх выделиться из толпы, страх исключения из какой-либо социальной группы, страх общения на иностранном языке, страх выступления на публике, страх свободного общения. Человеку свойственна низкая самооценка, негативное самовосприятие, самокритика, конфликтность, ненадежность, лживость. Проявление вышеописанных страхов, а также подавляемое стремление к творческому самовыражению может вызывать тонзилитт или воспаление миндалин.

Зажатость шеи выражает страх самовыражения, отсутствие внутреннего разрешения на высказывание собственного мнения. Гиперответственность может вызвать такое распространенное заболевание как шейный остеохондроз. Если у человека возникает серьезный конфликт между разумом и чувствами, то у него может заболеть горло. Тоже самое может произойти из-за подавленной способности к самовыражению, или же подавленного гнева. К потере голоса приводит нарушение свободного течения энергии в горловой чакре. У человека длительное время подавляюшего в себе сильные отрицательные эмоции (ярость, злость) по отношению к ситуации или человеку, голос пропадает из страха их возможного проявления при разговоре. Болезни щитовидной железы могут быть вызваны низкой самооценкой человека, вынуждающей его постоянно считаться с желаниями и потребностями других людей в ущерб своих собственных. Такой человек склонен впадать в состояние «жертвы», чувствовать унижение из-за того, что он последний в очереди на исполнение желаний. В этом случае он начинает неосознанно привлекать в свою жизнь ситуации, которые будут создавать ему проблемы в удовлетворении своих потребностей. В другом случае человек, имеющий много невысказанного недовольства, когда внутри все кипит и бурлит от негодования, может заболеть бронхитом. Частая причина бронхита у детей – накаленная атмосфера в семье, частые конфликты родителей между собой, сопровождающиеся спорами и руганью.

Четвертая зона – грудь. В нее входит вся грудная клетка, плечи, лопатки, руки. Причина образования блока: наличие чувств без проявления их вовне, сдерживание эмоций. Присутствует страх одиночества, страх выражения своих чувств. Человек запрещает себе свободно выражать то, что чувствует. Он становится неспособен свободно любить или ненавидеть, радоваться или печалиться. Чувства его заблокированы и словно «зажаты в тиски». Внешнее проявление блока: проблемы с руками, боли в спине, ощущение  «камня на сердце», тяжести в груди, сдерживание дыхания. Человека отличает дыхание не грудью, а животом или ключицами. Его грудь не может расширяться по причине ношения им «панциря». Изменяется даже походка человека, она приобретает жесткие, монолитные черты. Это может привести к сколиозу и остеохондрозу спины. Блокируются не только негативные эмоции (гнев, печаль, обида, злоба), но и выражения позитивных чувств – любовь, страсть, смех, сочувствие, сострадание. На энергетическом уровне за эту зону отвечает сердечная чакра – анахата, энергии которой охватывают весь эмоциональный спектр. Поэтому наличие мышечного панциря в этой области, в том числе со стороны спины, может означать подавление самых разных чувств. Чаще всего это обида, тревога, злость, тоска, печаль, скорбь. Глубокая тоска и печаль способны даже довести человека до инфаркта. Иногда причиной блока может стать измена, предательство, оскорбленное самолюбие.

Напряженные, приподнятые плечи выражают желание человека контролировать (все и всех), либо несение им по жизни какой-то «тяжелой ноши». Межреберные невралгии в средней части спины происходят после сильного выплеска чувств человеком, когда энергия в анахате чакре резко уменьшается. А частой причиной мастопатии у женщин является застой энергии в груди. Такие женщины имеют много энергии в сердечной чакре, но не умеют или не хотят выражать свои чувства, сдерживают эмоции. Недостаток радости в жизни человека, присутствие тоски и печали может вызывать болезни легких.  Когда человек недоволен своей жизнью он может заболеть бронхитом. Острый бронхит характеризует временное недовольство, а хронический – постоянное. Астма – это протест ребенка, которому запрещено выражать свои эмоции. Также она может возникать из-за подавленного чувства любви либо стеснительности в ее проявлении. Человек как бы теряет способность «дышать ради самого себя» и душит свои чувства.

Пятая зона – диафрагменная. В нее входит диафрагма, солнечное сплетение, мышцы нижних позвонков, а именно десятый, одиннадцатый и двенадцатый позвонки. Здесь блокируется сильный гнев, отвращение, тревога. Причины возникновения – социальные страхи, проблемы с самооценкой.  Одно из внешних проявлений – закомплексованность в общении. Проявляется блок в нарушении дыхании, диафрагма человека зажата и может двигаться лишь незначительно. Человек дышит либо животом, либо ключицами. Могут присутствовать психосоматические заболевания внутренних органов в этой зоне – поджелудочной железы, печени.

Шестая зона живота – зона СТРАХА. В нее входят мышцы живота и спины. Также как и диафрагменную зону на энергетическом уровне ее питает чакра манипура. В ней блокируются злость, неприязнь, брезгливость, агрессивность. Здесь же подавляется стремление к доминированию. Человек может ощущать чувство вины, ревность, алчность, гнев, стресс, тревогу.  Присутствует страх нападения, страх социальной дезадаптации, страх финансового неблагополучия, страх действия, страх провала в чем-либо, страх потери статуса и другие виды страхов. Практически всегда человек физически ощущает страх именно в этой области, а при сильном страхе у него сводит живот, наступает расстройство желудка.

Седьмая – тазовая зона. В нее входят крестец, мышцы таза, ноги. Блокируется сексуальное возбуждение, а также отчасти тревога, гнев, фрустрированная, подавленная агрессивность. На энергетическом уровне в этой области находится две чакры – свадхистана и муладхара. Блокирование энергии свадхистаны приводит к подавлению своих сексуальных желаний, чувству вины и стыда, а также к запрету на удовольствия, отсутствию внутреннего права на их получение. Отсутствие удовольствий в течении длительного времени может даже привести к такой болезни как диабет. Внутренние ограничения, которые человек самостоятельно ставит перед собой, приводят к ограничению гибкости и болям в поясничной области. Присутствует страх отвержения родственниками, страх перед противоположным полом, страх беременности (у женщин). Неправильное течение энергии в муладхаре выражается в страхе смерти, потери целостности, насилия над своей личностью, страхе заболеть чем-либо, страхе ощутить боль, беспричинных страхах. Причины блокировки энергии в муладхаре: жадность, упрямство, агрессия, осуждение, гордыня.

Таким образом, мы видим как опасно подавлять в себе чувства, вытеснять эмоции, не выводить энергию вовне, а накапливать напряжение внутри тела. Такая практика в течении длительного времени может привести не только к мышечным блокам, но и к болезням внутренних органов, так как энергия их питающая, перестает поступать к ним в нужном объеме. Основная задача терапии в этом случае – разрушение мышечного панциря, расслабление мышц, снятие накопленного напряжения, создание условий для свободного протекания энергии в теле. Работать с блоками в теле можно самостоятельно, например, посредством различных дыхательных техник (в частности полное йоговское дыхание). Снятию зажимов и повышению гибкости тела способствуют занятия гимнастикой, восточными практиками – хатха-йогой, цигуном. Можно пройти курс мануальной терапии или массажа той области, в которой ощущается боль и дискомфорт. Однако, избавляясь от телесных проявлений накопленного негатива, важно на сознательном уровне прорабатывать психотравмирующие впечатления прошлого вместе с квалифицированным психологом или психотерапевтом. Ведь снятие панциря и расслабление мышц ведет к высвобождению подавленных и вытесненных эмоциональных состояний, начинают активно проявляться заблокированные страхи, гнев, обида, агрессия, сексуальное возбуждение и пр. Может появиться ощущение прохождения потока тепла, энергии. И здесь важна помощь специалиста, который поможет человеку справиться с потоком новых ощущений и чувств, научит правильному проявлению эмоциональных реакций, покажет путь к обретению состояния равновесия и гармонии.

Источник: http://happy-affirmations.com/art-series/page/4

citizen-rusfed.livejournal.com

Зачем человеку эмоции?

Что такое эмоция? В чем их отличие от чувств и настроений? По определению психологов, эмоция – это реакция человека на внешний раздражитель, проявляющаяся в виде страданий, радости, грусти и т.д., отражающая мировосприятие личности. Можно сказать проще: эмоции – это моментальный анализ ситуации человеком, который выражается в словах, действиях, жестах и мимике. Эмоция – сугубо субъективный ответ человека на любое воздействие. Каждый человек может по-разному расценивать ситуацию и реагировать на нее. Один человек при виде мышки падает в обморок, а другому нравится этот маленький грызун. При виде первого снега у некоторых людей на глазах выступают слезы, а другие приходят в восторг. Эмоции носят разный характер. Бывают положительные эмоции, вызванные приятными событиями, и отрицательные – результат негативных воздействий извне или других раздражителей. Эмоции бывают следующие:

Радость;Гнев;Удивление;Интерес;Печаль;Умиление;Восторг и т.д.

Зачем человеку эмоции?

Они возникают даже тогда, когда нет внешнего воздействия. Как часто мы ловим себя на том, что улыбаемся приятным воспоминаниям. Или плачем, вспоминая большое горе, постигшее вас в прошлом. При этом, никакие внешние силы в этот момент на нас не воздействуют.

Кому и зачем нужны эмоции?

Эмоции нужны человеку с целью:

Защиты;Мотивации;Коммуникативности;Мотивации;Оценки.

В момент эмоционального всплеска человек оценивает, насколько он вышел из зоны комфорта. Ему необходима данная информация для того, чтобы сохранять душевное равновесие. Все складывается хорошо до тех пор, пока человек находится в зоне комфорта, испытывая положительные эмоции. Как только появляются отрицательные эмоции, тут же теряется душевное равновесие. Если мы научимся доверять собственным эмоциям, мы сможем быстро реагировать на самые неуловимые нюансы ситуации. Зачем это нужно? Часто выпада из зоны комфорта, человек подвергает себя постоянным стрессам, тем самым, истощая энергетику. Это приводит к расстройствам психики и депрессивным состояниям. При этом, одних положительных эмоций для формирования полноценной личности не достаточно. Человеку нужны отрицательные эмоции хотя бы для того, чтобы правильно оценивать ситуацию, и понимать, куда она может его привести.

Защитная эмоция потому так называется, что задействует физиологические процессы для реакции на раздражитель. Состояние шока, страха или паники активизирует работу желез, выбрасывающих в кровь большое количество адреналина. Под действием этого «катализатора» люди, порой, совершают необъяснимые поступки – скорость их бега превышает все разумные пределы, появляется недюжинная сила, которая помогает поднять автомобиль и т.д. Состояние тревоги говорит человеку о том, что нужно быть крайне осторожным и предусмотрительным. В эти минуты активизируются его рецепторы и органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух и даже вкусовые рецепторы. При этом, в свои права вступают даже интуиция, возможности видеть невидимое и слышать неслышимое — экстрасенсорные способности.

Зачем человеку эмоции?

Мотивация помогает нам решиться на те поступки, которые мы очень хотели сделать, но по разным причинам откладывали на потом. Например, раздражение от того, что человека все считаю пустышкой, может заставить пойти его учиться и достичь определенных высот в обществе. Или же, посмотрев познавательный фильм с вдохновляющим содержанием, человек становится волонтером или кем-то, кто помогает людям.

Коммуникативность позволяет человеку понимать людей вокруг, и стараться быть понятым в обществе. Нам сложно самостоятельно оценить собственные поступки, слова и действия. Глядя на реакцию окружающих, мы можем понять, насколько правильно поступаем, и как можно было бы сделать в противном случае. Даже если перед вами человек, который привык скрывать свои чувства, по выражению его лица, мимике и жестам вы понимаете, что происходит в его душе. Особенно эта функция эмоций важна для налаживания взаимоотношений с близкими людьми, друзьями и окружением. Для человека важно подмечать выражение эмоций других людей, чтобы понимать их интересы, предпочтения, желания и отношение к тому или иному предмету или явлению. Это поможет избежать ненужных ссор и конфликтов, мотивировать окружающих на достижение желаемых результатов.

Эмоции – как они работают?

Зачем человеку эмоции?

Основное призвание эмоций – формировать ценность свершившегося, настоящего или будущего события. Если бы мы не умели испытывать удовольствие от пищи или секса, человечество бы вымерло давным давно. Эмоции помогают людям находить общий язык, сострадать, помогать и любить.

Однако есть и те, кто не любит выражать эмоций, но и не желает общаться с окружающими. Эти одиночки не выносят чужого присутствия в их жизни, и не желают стеснять кого-то собственным появлением. Может быть, они не испытывают эмоций? Ни в коем случае! Эмоции у этих людей вызывают другие источники. Как правило, это увлеченные филателисты, коллекционеры или игроки. Каждый из этих людей, сознавая необходимость общения с окружающим миром, налаживал связи с людьми. Но, испытывая дискомфорт, уходил в тот момент, когда понимал, что не может пересилить себя.

Этих людей легко вычислить. Они замкнуты, угрюмы и неотзывчивы к просьбам окружающих. Их сложно вызвать на общение, при этом, они отличаются скандальным характером и нетерпимостью к чужим недостаткам. Что и говорить, с подобными индивидуумами сложно наладить контакт. Однако опасность от подобного поведения таится не только для общества, но и для самого человека. Если оппонент вас не понимает, он обороняется и защищается, как может.

Как и зачем вывести человека на эмоции?

Можно рассмотреть на простом примере, как и зачем выводят человека на эмоции. У любой девушки есть мечта – встретить принца и обязательно выйти за него замуж. В результате, она влюбляется в того, кто более или менее соответствует ее представлениям, но влюбленная девочка уже этого не замечает. Она считает этого человека верхом совершенства, и влюблена без памяти. Однако молодой человек выдерживает паузу. Сложно сказать почему. Может быть, девушка не его мечты, или сам парень не готов к серьезным отношениям, но у дамы зарождается желание обратить на себя внимание понравившегося молодого человека. Так как же заставить мужчину проявить истинные эмоции?

Четких рекомендаций и правил для достижения этой цели нет. Все сводится к тому, что лучше исключить слезы, страдальческое выражение лица и разбирательства. А еще лучше, проявлять крайнюю степень холодности, и игнорировать молодого человека. Но ровно настолько, насколько позволяют правила этики и такта. Молодой человек будет обескуражен вашим поведением с вероятностью 99,9%.

Зачем человеку эмоции?

Ревность.

Ревность, по сути, разрушительное качество человека, которое способно лишить рассудка даже самых хладнокровных из нас. Однако в малых дозах, подобно яду, она очень даже полезна для привлечения внимания противоположного пола. Для того, чтобы вызвать ревность у молодого человека, есть множество способов. Лучшие из них – заняться собой (сменить имидж, прическу и т.д.). Пофлиртуйте с кем-то из ближайшего окружения. Только делайте это без фанатизма, иначе рискуете вызвать у молодого человека обратную реакцию.

Обида.

Если даже и не на что обижаться, сделайте вид, что обижены. Не отвечайте на телефонные звонки, смс-сообщения, не звоните сами и отказывайтесь от встреч. Через некоторое время вы поймете, серьезны ли его намерения по отношению к вам, или нет. Любящий человек обязательно найдет способ узнать причину столь странного поведения девушки. В противном случае, не зацикливайтесь на том, кому безразличны ваши обиды.

Слабое место.

Понятно, что вы влюблены, и совершенно лишились возможности мыслить логически. Однако каждая уважающая себя женщина на интуитивном уровне знает слабые места своего парня. Используйте эти знания в своих целях.

Замкнутость.

Подумайте, по какой причине молодой человек отказывается проявлять свои эмоции? Может быть, он замкнут и необщителен по природе?

Казалось бы, простой пример, но он показывает, что эмоции помогают людям понять друг друга. Они показывают отношение человека к партнерам, его мировоззрение и взгляды на жизнь.

Зачем человеку нужны эмоции и чувства

Очень часто можно услышать от людей, что эмоции и чувства – это для разбалованных дамочек, а серьезный человек не должен проявлять никаких эмоций. Как правило, подобные высказывания характерны для мужчин, старающихся казаться холодными и независимыми личностями. При этом, многие мужчины активно занимаются самосовершенствованием и саморазвитием, и борьбой с разрушительными отрицательными эмоциями.

Человек не существует без эмоций, каким бы холодным и неприступным он не казался. Эмоции – это древнейшие реакции человеческого организма, работающие намного быстрее, чем мысль. Поэтому вы вряд ли успеете подумать о том, что «недостойно» проявлять эмоции, прежде чем отреагируете на негативное воздействие.

Эмоции являются субъективными и объективными реакциями организма. Если взять за пример страх, то человек может его испытывать в двух случаях:

По объективной причине. В том случае, когда человек переживает эмоцию, связанную с конкретной угрозой его жизни и благополучия;По субъективной причине. Это состояние характерно для тех случаев, когда эмоция не имеет под собой серьезного основания. Слова «подо мной уплывает от необъяснимого ужаса земля», как нельзя лучше характеризует это состояние.

Зачем человеку эмоции?

Эмоции не возникают из ниоткуда. Каждая эмоция – результат реакции человека на явление, событие или другие раздражители. Человек оценивает, обороняется или мотивирует себя на какие-то действия. Он не может оставаться безучастным к тому, что происходит вокруг, сострадая, и протягивая руку помощи людям. Поэтому, если вы чувствуете, что испытываете страх, чувство вины, необъяснимый ужас или что-то подобное без видимой причины, это может служить «первым звоночком» для обращения к психиатру.

sunmag.me

Эмоции и чувства. Развитие эмоций и их значение в жизни человека

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 20Следующая ⇒

Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Поскольку человек находится под влиянием некоторых актуальных потребностей и интересов, то в каждый момент времени он находится в том или ином эмоциональном состоянии. Иными словами, эмоции как специфические переживания характеризуют жизнь в целом и все процессы, связанные с ее сохранением и развитием. К эмоциям относятся, например, переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, а также многочисленные и разнообразные чувства, которые человек может испытывать по разным поводам и в различных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния достаточно динамичны, они меняются время от времени, переходят одно в другое, иногда — в свою прямую противоположность. Например, радость может смениться печалью, страх — гневом, удовольствие — неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны.

Прежде всего отметим, что эмоциональный мир человека намного богаче эмоционального мира любого животного (животные, по крайней мере высшие, — это доказано — способны переживать состояния, аналогичные некоторым эмоциям человека). У человека имеются следующие основные виды эмоций: настроения, простейшие или биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы. Определим отдельно каждый из названных видов эмоций, выясним его специфику.

Настроение — это относительно слабое, но долгое время существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно от нескольких часов до нескольких дней. Термин «настроение» происходит от слова «настрой», и это не случайно. Действительно, настроение человека определяется общим настроем человека или отражает его настрой в данный момент времени. Настроение представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным для нее переживаниям. Далеко не всегда и далеко не каждый человек в состоянии сразу найти определенный, убедительный ответ на вопрос, почему у него сейчас то или иное настроение. Человек с трудом может управлять своим настроением или контролировать его. Иногда человеку трудно бывает даже определить, какое у него на данный момент настроение. Простейшими или биологическими эмоциями называются такие эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих органических потребностей. Обычно это состояния типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного.

Простейшие, или биологические, эмоции порождают и сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть или приятной, или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Простейшие эмоции связаны с процессами удовлетворения таких основных органических потребностей, как потребность в пище, воде, кислороде, сексуальная потребность и ряд других.

Эти эмоции являются врожденными и имеются не только у человека, но и у животных. Они подвержены определенной, закономерной динамике и имеют циклический характер. Это означает, что такие эмоции возникают время от времени, периодически усиливаются и ослабляются и, кроме того, приятные переживания в них чередуются с неприятными.

Аффектами называют сравнительно кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие яркое внешнее выражение (экспрессию). Это, например, радость, печаль, страх, гнев. В отличие от настроения аффект возникает внезапно и нарастает очень быстро.

Если простейшие, или биологические, эмоции появляются в ходе деятельности, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей, и как бы сопровождают эту деятельность, составляя ее фон, то аффекты появляются или в начале или в конце деятельности, отражая, соответственно, ожидания человека от предстоящей деятельности или ее конечный результат.

Аффекты обычно возникают, когда деятельность имеет или предполагает неожиданный для человека результат, или когда на пути осуществления деятельности возникает неожиданное трудно преодолимое препятствие, или, напротив, препятствие неожиданно исчезает.

Чувства представляют собой особую, специфически человеческую разновидность эмоций. Кроме того, большинство эмоциональных переживаний человека представлено именно чувствами, поэтому на них необходимо остановиться подробнее.

Чувства можно определить как сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. В этом плане справедливо высказывание о том, что чувства всегда имеют вполне конкретную, предметную отнесенность.

Чувства почти всегда можно анализировать, то есть разделять на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства в отличие от других эмоций могут входить и определенные ощущения, получаемые в результате восприятия соответствующих им объектов. Правда, в отличие от обычных, простых ощущений, с которыми мы имеем дело в процессе восприятия, ощущения, входящие в состав чувств, всегда имеют определенную эмоциональную окраску.

Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по знаку, например положительными или отрицательными, приятными или неприятными, а также разными, противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, которые включают разные эмоциональные переживания, называют противоречивыми или амбивалентными. Например, одного и того же человека можно одновременно и любить и ненавидеть; к одному и тому же событию можно одновременно относиться и положительно, и отрицательно; один и тот же предмет в одно и то же время может нам нравиться и не нравиться. Здесь мы имеем дело с противоречивыми, или амбивалентными, чувствами.

Чувства, которые испытывает один человек по отношению к другому, кроме того, могут быть низменными и возвышенными. Низменными обычно называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, цивилизованном и культурном обществе. К низменным чувствам относятся, например, ненависть, зависть, вражда. Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали. Это, например, любовь, доброта, сопереживание, сочувствие. Чувства также делятся на группы в соответствии с предметами, к которым они относятся. Так, например, выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, моральные чувства, правовые чувства. Эстетические чувства связаны с восприятием и переживанием прекрасного, например произведений искусства, культуры. Интеллектуальные чувства связаны с переживаниями, которые касаются идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач и т.п. Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали. Это, например, чувство стыда. Наконец, правовыми называют чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения или нарушения людьми норм морали. Это, например, чувство справедливости. В отличие от других эмоций чувства человека не являются врожденными и приобретаются им в процессе жизни. Кроме того, у одного и того же человека они могут время от времени меняться в зависимости от приобретаемого жизненного опыта и отношения человека к тому объекту, на который направлены чувства. По мере психологического разви­тия человека как личности закономерно меняются и его чувства: они становятся более возвышенными. Если человек как личность деградирует (в результате некоторых заболеваний или низменного, аморального образа жизни), то обычно меняются, становясь низменными, и его чувства.

Страстями принято называть самые сильные чувства человека, явно преобладающие над остальными его чувствами, причем настолько сильные, что уже не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти по отношению к поведению человека играют примерно ту же роль, какую по отношению к нему выполняют акцентуированные черты характера.

Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительными и возвышенными называют страсти, побуждающие человека к достижению благородных, положительных целей, идущих на пользу не только ему, но и другим людям. Отрицательными или низменными называют страсти, в результате которых человек наносит вред себе и другим. Одной из разновидностей положительных страстей является любовь, а одной из разновидностей отрицательных страстей — фанатизм — чрезмерная увлеченность чем-либо, что приносит человеку не пользу, а вред, например, фанатизм спортивных болельщиков, алкогольная или наркотическая зависимость.

Стрессом называют такое эмоциональное состояние человека, при котором нарушается его нормальная психическая деятельность или физическая активность. Стресс — это очень стойкое, чрезмерно сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое может возникать у человека в результате длительной и невыносимой физической или психической нагрузки. Стресс — это также особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, имеют место нарушения в социальном поведении человека. Иногда данное состояние называют состоянием социальной и психологической дезадаптации человека. Стресс — это единственное из всех эмоциональных состояний человека, которое играет исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека, поэтому стрессов необходимо всячески избегать. Тем не менее современная жизнь, особенно в индустриальном, развитом обществе, настолько сложна, что полностью избежать стрессов практически невозможно.

Какова роль эмоций в жизни человека?

 

На данный вопрос можно отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. В данном случае мы поступим следующим образом: выделим общие функции эмоций, но, раскрывая каждую из них в отдельности, будем в качестве примеров реализации данной функции ссылаться на отдельные разновидности эмоций. Итак, в жизни людей эмоции выполняют следующие основные функции: коммуникативную, мотивационную, регулирующую, сигнальную и предохранительную.

Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную функцию, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое.

Телодвижения и телесные состояния обычно соответствуют внутренним, психологическим состояниям, а также мыслям и образом человека, выражают его отношение к тому, что сейчас происходит с ним и вокруг него. Эта информация является важной в общении людей, она передается с помощью соответствующих эмоций от человека к человеку. Причем этот способ коммуникации в какой-то мере заменяет и дополняет общение с помощью слов. Если в процессе общения с людьми человек никаким образом не выражает свои эмоции, от этого его общение становится бедным и поверхностным.

Мотивационная функция эмоций проявляется в том, что они могут выступать в качестве самостоятельных источников активности или поведения человека, то есть в качестве мотивов поведения. В данной функции эмоций есть две стороны. Одна заключается в том, что эмоции могут явиться отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут направлять и поддерживать активность человека на определенном уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают настроения, биологические эмоции, аффекты. Регулирующая функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень активности человека, понижая или повышая ее. Соответственно, выделяют астенические эмоции, которые снижают общий уровень активности, и стенические эмоции, которые этот уровень повышают. Стеническую, то есть стимулирующую, роль обычно выполняют приятные, положительные переживания; астеническую роль — неприятные, отрицательные переживания. Например, хорошее настроение человека стимулирует его активность, а плохое настроение тормозит активность. Есть, однако, исключения из данного правила: почти все аффекты, как положительные, так и отрицательные, обычно играют в жизни человека стимулирующую роль. Тем не ме­нее и в случае стимулирования деятельности со стороны отрицательных эмоций они выступают в своей регулирующей функции.

Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в сознании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции возникают в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно. В данной функции, прежде всего, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты.

Наконец, защитная функция эмоций заключается в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от различного рода угроз для его благополучия. Предохранительная функция эмоций может проявляться в следующих вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или ее разрядке, если она является излишней и угрожает благополучию организма; стрессы, делая организм малоактивным, способствуют экономии и использованию его энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Эмоции и творчество человека

РЕФЕРАТ

по теме: «Эмоции и творчество человека»

1. Виды эмоциональных процессов и состояний

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал известный русский физиолог П.К. Анохин. Он, в частности, писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро, со спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры, «сведя их… к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие».

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Эмоциональные состояния регулируют протекание психических и органических процессов. Внешняя эмоциональная экспрессия развилась и закрепилась в эволюции как средство оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. У высших животных и, особенно у человека выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией, как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг». В этом высказывании подчеркнута еще одна роль эмоций – коммуникативная. Они, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Этот язык, как показывают многочисленные наблюдения, вполне доступен и высшим животным.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние обычно сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения человека могут стать исторические, социальные события многое другое. В отличие от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающей среды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий, людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека – у животных их нет.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-нибудь называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность как результат возникновения аффектогенных ситуаций может накапливаться и, если ей вовремя не дать вывода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Как писал С.Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. В целом же, какими бы разными они ни казались, все они неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность». «Всю систему чувств, – писал Вундт, – можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга».

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

2. Теории эмоций

Широкую известность в психологии получила теория, объясняющая происхождение эмоций, их связь с органическими процессами, предложенная почти в одно и то же время американским психологом У. Джемсом и датским ученым К. Ланге. В историю науки она и вошла под двойным названием как теория Джемса – Ланге.

mirznanii.com

Виды и роль эмоций в жизни человека

ВИДЫ И РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находидись в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие ге-нотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только "читать" по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают Другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме "наблюдателя" — той обезьяны, которая просто смот-j рела, как в ее присутствии наказывают другую.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомими-ка — выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности'. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, "навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п."^

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма"'. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса р его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере Недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственные, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения. Тем не менее определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они,'как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем' поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В, К. Вилюнас пишет: "Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия"'.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях, Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

mirznanii.com


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа