Определение эмоции и чувства. Эмоции и чувства


Чувства и эмоции

Эмоции и чувства — это субъективное, личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Научным эквивалентом словосочетания «органы чувств» является термин «анализаторы».

Эмоции и чувства соотносятся по-разному. Иногда — как содержание (чувства) и форма (эмоции). Чаще же их различают по происхождению. Тогда эмоции рассматриваются как исходные, первичные и более простые психические явления, чувства же выступают как производные, вторичные, сложные, присущие только человеку структурные образования.

В субъективном мире человека между ними складывается обратное соотношение. В зависимости от акцента — либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира — используют понятия «сфера чувств» или «эмоциональная сфера».

В узком смысле под эмоциями понимают переживания-отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей в данный момент. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими. вторые — астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил. напряжением, называются стрессовыми. Стресс возникает под влиянием сильных воздействий и характеризуется целым рядом неспецифических физиологических сдвигов, по которым нельзя судить о содержании эмоций, а также рядом психических проявлений. исследованные стресса проводится в рамках учения о гомеостазе (постоянстве внутренних условий функционирования организма) и учения Г. Селье об «адаптационном синдроме» (своеобразной защитной реакцииорганизма, мобилизующего свои ресурсы в ответ на сильные и травмирующие внешние воздействия).

Физиологические механизмы чувств. И. П. Павлов изучал общую картину работы головного мозга, взаимодействие коры и подкорки. Возникновение и проявление чувств связано с установлением и поддержанием совместной работы центральных и периферических участков нервной системы, с наличием отдельных мозговых участков в подкорке — центров удовольствия и центров страдания. Наконец, установлена роль функциональной асимметрии больших полушарий мозга, в разной степени ответственных за положительные (левое полушарие) и отрицательные (правое полушарие) эмоции.

Высшая нервная деятельность является интегратором всех физиологических сдвигов в организме — и в вегетативной нервной системе, и в работе желез внутренней секреции (гормональных систем), и в работе всех остальных подсистем организма (сердечно-сосудистой и прочих), причастных к возникновению и протеканию эмоциональных явлений.

Именно участием подкорки объясняется во многом тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, а также с изменениями в деятельности скелетных, лицевых мышц и желез внешней и внутренней секреции. На эмоции и чувства человека влияет вторая сигнальная система. Переживания возникают не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, они могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными.

psyera.ru

Определение эмоции и чувства

Эмоции и чувства имеют весьма неоднозначные определения. Человек может сказать: «Я чувствую, что стало прохладнее». В ином случае говорят о чувстве патриотизма или чувстве любви к музыке. В первом случае имеется в виду ощущение, легко ассоциирующееся с термином «органы чувств». В данной главе понятие «чувство» используется во втором значении. Чувство — это устойчивое субъективное отношение человека к явлениям, событиям и связям действительности, к другим людям. Когда мы говорим, что человеку свойственно то или иное чувство, мы полагаем, что оно присуще ему сегодня, что имеет свою историю и, вероятно, сохранится в будущем. Эмоция — это конкретное проявление чувства в той или иной ситуации, это сам процесс переживания человеком чувства. Например, переживание радости, симпатии, страха, тоски и др.

Эмоции присущи человеку и животным. Они возникли в ходе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли биологическую значимость тех или иных воздействий, без чего адаптация к действительности была невозможна. Чувства — высший продукт развития эмоциональных процессов под влиянием труда и общественных условий жизни. В таком понимании они присущи только человеку. В связи с этим понятно, почему одно и то же чувство может переживаться в различных эмоциях. Так, чувство патриотизма может проявляться в радости, гордости — по поводу достижений страны, в гневе — относительно сил, посягающих на эти достижения, в тоске, ностальгии — в случае вынужденной разлуки с Родиной.

Интересно, что в чувстве могут одновременно переживаться противоположные эмоции. Тогда говорят о двойственном (амбивалентном) чувстве. Представим себе истомленного жаждой путника, которому наконец представилась возможность утолить жажду, но неприятной болотной водой. Так переживаются ревность («люблю и ненавижу»), злорадство, когда беда случилась с ненавистным человеком (переживание злобы доставляет некоторое удовольствие).

В истории психологии получила развитие идея поиска нескольких базовых, или фундаментальных, эмоций. В. Вундт полагал, что любое эмоциональное состояние может быть определено «как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» . Эта мысль графически воплощалась в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами «удовольствие — неудовольствие», «возбуждение — успокоение», «напряжение — разрешение (разрядка)». По К.Изарду, существуют 10 фундаментальных эмоций, каждая из которых имеет свои градации: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Другие эмоции могут рассматриваться как различные сочетания данных эмоций при их различной выраженности. К сожалению, подобные эмпирические решения, развивая знания об эмоциях, не дают ответа на вопрос: почему именно эти эмоции являются базовыми, или фундаментальными?

Существуют некоторые общие характеристики эмоций. К их числу относится качество эмоции. Когда мы называем различные эмоции, то вместе с тем и указываем на качество эмоциональных состояний, подразумевая, в частности, что душевная мелодия грусти качественно отличается от мелодии радости или страха.

Иногда качество эмоции обозначается с использованием термина «модальность».

Другой параметр — содержание эмоции. Тут выясняется, проявлением какого чувства является эмоция, с удовлетворением или блокадой какой потребности она связана, в достижении какой цели и в каких условиях возникла. Так, если мы говорим, что студент грустит, то мы указываем только на качество или модальность эмоции, но если мы говорим, что он грустит, потому что его оценка на экзамене оказалась не столь высокой, как он предполагал, то уже раскрываем содержание грусти.

Эмоция имеет силу. Различают радость, ликование и восторг; недовольство, гнев и ярость; смущение, стыд и переживание позора; тревогу, страх и ужас. Высшую степень проявления эмоций (в наших примерах — восторг, ярость, переживание позора, ужас) называют аффектом. (Заметим, что в научной литературе термин «аффект» нередко используется как синоним термина «эмоция».)

Эмоциональное состояние характеризуется знаком. Различают положительные эмоции (радость, симпатия и др.) и отрицательные (страх, тоска и др.). Первые возникают при появлении предмета потребности, ее удовлетворении, успешном решении задачи, подкреплении надежды. Вторые — при возникновении препятствий к удовлетворению потребности, невозможности решить проблему, утрате надежды на исполнение желания и т.д. Критерий различения эмоций по знаку довольно прост. Если некоторое переживание означает для субъекта удовольствие, то это положительная эмоция, а если — неудовольствие, то отрицательная. Однако не все так просто. У. Макдауголл отмечал, что с развитием познания желания человека становятся сложными и разнообразными, а «простое чередование удовольствия и страдания уступает место нескончаемому передвижению по диапазону сложных чувств». Мысль о том, что между положительными и отрицательными эмоциями существует не только обратное соотношение, получает дальнейшее развитие.

Наконец, существует динамика эмоционального состояния. Оно может возникать внезапно или постепенно, существовать с различной продолжительностью и силой и по-разному исчезать. Можно говорить о некоторой мимолетной грусти, мелькнувшей в сознании, о депрессивном состоянии, которое человек испытывал во второй половине такого-то дня, о депрессии как болезненном расстройстве, длящемся месяцами. Наряду с этим одни эмоции могут порождать другие, что было показано еще Б.Спинозой, а В.Вундт выдвинул положение о слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные состояния.

Будучи общественно-историческими образованиями по своему происхождению, чувства формируются в онтогенезе позднее, чем эмоции. Они развиваются в структуре сознания, с участием мышления и воображения, под влиянием семьи, образовательных учреждений, искусства, межличностных отношений. Они воспитываются. По-видимому, главной характеристикой чувства является его глубина, обусловленная как сложностью предмета, к которому чувство относится, так и палитрой соответствующих эмоций.

В каком смысле можно говорить об общих эмоциях у человека и животного? В том, что и человек, и животное испытывают радость, страх, уныние и др. Однако значительно важнее подчеркнуть различия.

Во-первых, человеческие чувства возникают по поводу предметов, явлений и событий, не существующих для животного. Эти чувства обусловлены социальными потребностями, уровнем интеллекта, отвлеченными понятиями. По этой причине человек испытывает чувства, которых у животных не может быть, — гордость, уважение, сочувствие, презрение, зависть и др. Тем более сюда относятся чувства, получившие название высших: моральные (чувство нравственного долга, коллективизма, стыда), интеллектуальные (удивление, чувство нового, вдохновение, чувство юмора), эстетические, практические (чувства, сопровождающие трудовой процесс). Если положительные и отрицательные эмоции различаются на основе критерия «удовольствие — неудовольствие», то для оценки чувств существуют другие, например этические, критерии. Чувство нравственного долга или чувство патриотизма мы оцениваем положительно и в том случае, когда они переживаются в отрицательных эмоциях.

Во-вторых, выступая как носитель сознания, человек способен рефлексировать свои чувства — значит познавать их и так или иначе к ним относиться. Он может радоваться своему чувству, оберегать его от насмешек или быть им недовольным: получается чувство по поводу чувства, как бы метачувство.

Наличие воли создает условия для влияния на собственные эмоции и чувства. Внешними проявлениями эмоций в той или иной мере овладевает любой человек. Волнуясь в глубине души, он может сохранять внешнее спокойствие, улыбаться, когда этого совсем не хочется, делать «хорошую мину при плохой игре». Что же касается самих эмоций и чувств, то изменять их путем самоприказа очень трудно. Однако, обладая волей и интеллектом, человек может создавать условия для культивирования у себя одного чувства и изживания другого. При этом важен баланс права на выражение чувств (что важно для здоровья) и способности управлять ими.

psyera.ru

Высшие эмоции и чувства

Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства (от греч. prwxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства, основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – "нравственный закон внутри нас". Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания – super эго.

Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль. Безотчетно, под воздействием эмоций совершая те или иные поступки, человек может впоследствии искренне сожалеть о них и глубоко раскаиваться. Нередко он бывает жертвой эмоционального заражения и внушения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается преходящими благами. Чувства этих людей отличаются большей глубиной и устойчивостью.

Поведение человека определяется его желаниями, устремлениями и опытом реализации потребностей. Многие желания и влечения индивида, встречаясь с суровой реальностью, остаются нереализованными – они, по концепции психоаналитиков, вытесняются в подсознание и через него влияют на спонтанное поведение человека. Не достигнув компромисса с реальностью, вытесненные в подсознание желания и влечения образуют в психике человека параллельный мир, чуждый и даже враждебный внешнему миру, жаждущий самореализации. В крайнем проявлении эта коллизия параллельных миров формирует закомплексованность личности, ее повышенную аффективную реактивность на отдельные проявления действительности. В этих случаях чувства берут верх над разумом. Более того, сам разум оказывается приспособлен к обслуживанию указанной закомплексованности.

Значительная часть механизмов индивидуальной саморегуляции оказывается скрытой не только от внешнего наблюдения, но и от самого субъекта. И каждая личность, будучи обусловленной своим первичным опытом, испытывает постоянное эмоциональное напряжение во взаимодействии с реальной окружающей средой. Мощные психофизиологические резервы, не находя должного выхода, создают внутреннюю напряженность индивида. При недостаточной социализированноcти он легко устремляется в различные субкультурные и маргинальные (крайне асоциальные) сферы, высвобождая ранее заторможенные чувства.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга – это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести -– это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthétikós – чувствующий) – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением действительности в категориально-оценочном плане. Прекрасно, по определению Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться, этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. kάtharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – это устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны – они образуют эмоциональную сферу личности.

psyera.ru

Эмоции и чувства человека

Эмоции и чувства человекаЗдравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

В этой статье будем говорить о главных компонентах, из которых состоит человек – эмоциях и чувствах. Я отвечу на вопросы: что такое эмоция, что такое чувства, и являются ли чувства и эмоции одним и тем же. Так же я расскажу о силе влияния эмоций и чувств на человека. Итак, давайте начнем.

Эмоции и чувства

Что такое эмоция? Эмоция – это конкретное внутреннее состояние человека, отражающее субъективно-оценочное отношение к реальным или предполагаемым ситуациям. Что такое чувство? В принципе это то же самое. Эмоция и чувства нередко используются как синонимы. Однако разница все же есть.

Эмоция – это, как правило, кратковременное явление, возникающее при определенных ситуациях. Например, эмоция гнева, раздражение, обиды, эйфории, благодарности. Допустим человеку подарили машину, о которой он всегда мечтал. Получив машину, он испытывает эмоцию эйфории и благодарности. Эмоция похожа на вспышку – возникает неожиданно и гаснет в любой момент.

С чувствами дела обстоят несколько иначе. Чувства живут потоками под волнением мелькающих эмоций, они более стабильны и больше говорят о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации.

Рассмотрим конкретную ситуацию. Молодая девушка злится из-за того, что понравившийся ей парень не отвечает ей взаимностью. В этой ситуации эмоцией будет злость, а то, что он ей нравится – это её чувство.

Рассмотрим вторую ситуацию. Выступая перед публикой, мужчина сильно волновался и был скован, то есть эмоций он не проявлял. Когда волнение исчезло, в нем заиграли эмоции, и он начал говорить ярко и выразительно. В этой ситуации чувство волнения затмевала эмоции, и только с гашением чувства появились эмоции.

Можно сделать выводы: Различие между эмоциями и чувствами заключается в скорости и длительности процессов. Если выражение лица меняется быстро, то есть возвращается в исходное состояние – это эмоция. Если выражения лица начало медленно меняться, а потом осталось в новом выражении продолжительное время – это уже чувство. Так как «медленно» или «быстро» являются относительными понятиями, то и четких границ между ними нет.

Эмоции и чувства – два основных компонента, которые делают нас живыми, одновременно слабыми и сильными, уязвимыми и несокрушимыми. Мы люди эмоциональные существа, а ни какие-то там манекены. Раскрою Вам правду, о которой Вы сами знаете, но возможно не задумывались. Человек является зависимым от своих эмоций и чувств. Он идет у них на поводу. Это означает, что эмоции и чувства правят человеком, а не наоборот. Делать наоборот могут только очень волевые люди.

Банальный вопрос: как ведет себя влюбленный человек? Вы и сами знаете. Мужчины начинают ухаживать, проявлять внимание, девушки открыто флиртовать. Влюбленный человек постоянно думает об источники своих чувств и эмоций (о девушке или парне). В этот момент он как будто подсажен на эмоциональную иглу. Человек никак не может перестать думать о другом человеке, он жаждет быть с ним, дарить свою любовь, внимание и заботу. Здесь он является зависимым, так как думать о чем-то другом он просто не в состоянии.

Но как только эмоциональное действие прекращается, то есть влюбленность исчезает, человек сразу же становится свободным. Его уже не интересует тот человек, о котором он так долго грезил. Он или она вообще перестает думать о том человеке. И с кем такое не бывало? Бывает, влюбишься в кого-нибудь, а позже думаешь: «Неужели этот человек раньше мне нравился?».

Когда человек не получает свежих эмоций, ему становится скучно жить. Если нет положительных эмоций, то возникают отрицательные эмоции и чувства. Это может быть злость, раздражение, депрессия. Если нет позитивных и негативных эмоций, то возникает пустота в виде апатии.

Именно поэтому человек начинает слушать музыку. Когда я хожу по городу или езжу в общественном транспорте, я вижу, как многие люди ходят с «бананами» в ушах одновременно что-то читая из своего айпада. Человек слушает музыку потому, то ему становится скучно. Нужны эмоции, а музыка их вызывает. Наша душа так устроена, что ее надо постоянно кормить новыми впечатлениями и эмоциями. Если этого не делать, человеку становится скучно жить. Именно поэтому все мы стремимся к развлечениям.

Человек так устроен, что он быстро ко всему привыкает. НАДОЕДАЕТ АБСОЛЮТНО ВСЕ. Вот что сказал Бхагаван Шри Раджниш:

«Ум всегда жаждет чего-то нового. Именно так ум все время удерживает вас прикованными к какой-то точке в будущем. Он заставляет вас продолжать надеяться, но никогда не исполняет обещаний — исполнять он не умеет. Он умеет только создавать новые надежды, новые желания. Точно как листья растут на деревьях, в уме растут желания и надежды. Ты хотел новый дом, и вот ты его получил — но где удовольствие? Оно пришло лишь на мгновенье, когда ты достиг цели. Как только цель достигнута, ум она больше не интересует; он уже начал сплетать новые сети желания. Он уже начал думать о других, лучших домах. И это относится ко всему. Удовольствие удерживает вас в невротическом состоянии, в беспокойстве, в вечном замешательстве».

Вот и получается, что из-за зависимости своих чувств и эмоций, человек всю жизнь борется со скукотой, гоняясь за новыми развлечениями. Это сильно утомляет. Постоянно приходится придумывать что-то новенькое, чтобы «оживить» себя.

В этом мире все держится на эмоциях и чувствах. Если из человека убрать эти два компонента, ему вообще ничего не нужно будет. Он станет как манекен из магазина одежды: будет лежать на диване неподвижно и молчать. Эмоции и чувства движут нами, управляют нами, повелевают нам, твердят что нам делать. А мы подчиняемся им, начинаем вести себя неосознанно, даже не думая о том, что мы находимся в их власти. Осознанный и волевой человек никогда не идет на поводу своих эмоций. Он знает, что это всего лишь эмоция, и ее эффект скоро закончится. Неосознанные люди делают все наоборот: сначала делают, потом начинают осознавать то, что они сделали.

Вы знаете, что многие молодые парни и девушки заканчивают свои жизни самоубийством из-за неудавшейся любви. Это пример того, как эмоции управляют человеком. Дело в том, что человек за свою жизнь влюбляется много раз. Этих любвей до фига. Осознанный и волевой человек понимает это, и он никогда не пойдет на поводу своих эмоций. Он сядет на диван и начнет анализировать свое внутреннее состояние. Потом скажет: «Я встречу другого человека и буду счастлив». Да, безусловно ему долго придется мучиться, но если он не потеряет осознанность, то он легко преодолеет эту болячку. Этот фрагмент я пишу для тех парней и девушек, которые оказались в подобной ситуации. Будьте осознанными и не идите на поводу своих эмоций. Возвысьтесь над ними.

И так нужно действовать в любой ситуации. Необходимо анализировать свое внутреннее состояние со стороны. Только так Вы начнете управлять своими эмоциями и чувствами, и только так они потеряют над Вами контроль. Это очень сложно сделать.

То же самое со злостью. Как ведут себя люди, когда их обидели? Многие люди хотят отомстить. Многие так и поступают. И только когда эмоции утихают, они начинают глазам и ушам свои не верить: «Неужели это сделал я?». А кто еще? Под влиянием эмоций и чувств человек крайне уязвим и неосознан, а главное зависим.

Эмоции и чувства – это очень хорошо. Но иногда, под их влиянием, мы делаем те вещи, о которых потом сильно жалеем. Иногда мы даже сами удивляемся тому, что сделали. Поэтому я всегда себе говорю: «Великая сила – это спокойствие». Внутреннее спокойствие делает человека хозяином своей жизни, так как он не подвержен влиянию своих эмоций и чувств. Всегда думайте, прежде чем что-то сделать.

Эмоции и чувства человека, что такое эмоции, что такое чувства, эмоции и чувства в психологии

www.worldmagik.ru

Чувства и эмоции - разница в скорости протекания

И эмоции, и чувства – это прожитые нами изнутри функциональные состояния.

Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии – он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, настроен к кому-то или от чего-то, его внимание привлечено к кому-то или чему-то...

Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов.

Если лицо меняет выражение быстро и быстро возвращается к исходному (спокойному) состоянию – это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении (относительно) надолго – это чувство. А поскольку это "быстро" или "медленно" очень относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет.

Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций.

Злость, обвинения и страдания - ситуативное проявление обиды, эмоциональные вспышки чувства обиды.

Быстрые изменения - эмоции. Медленнее - чувства. Еще медленнее - настроения, далее говорят о состоянии, еще далее о складе характера и личности в целом. Если функциональное состояние долго остается неизменным и не подает никаких специальных сигналов, мы постепенно перестаем его замечать. Но стоит ему измениться, наше внимание снова к нему привлечено, изменение замечено.

Быстрые и энергичные изменения замечаются легче, больше привлекают к себе внимание. Поэтому чаще замечаются эмоции, а чувства не так явны. Чтобы понять чувства, к ним нужно быть более внимательными: лучше уметь "слышать" себя (если речь о наших чувствах) или уметь ощущать партнёра – если важно понять чувства партнера.

www.psychologos.ru

Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства.

Слово "эмоция" происходит от латинского emovere, что значит волновать, возбуждать. Со временем значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции -это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные (исходящие из окружающей среды) и эндогенные (исходящие из собственных органов и тканей) сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма.

Эмоции, как и мысли, - объективно существующее явление, их характеризует чрезвычайно широкий диапазон разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворенность, тревога и разочарование - все это различные эмоциональные состояния.

Эмоции тесно связаны с мотивацией (влечением, побуждением), или, как говорил физиолог И.П. Павлов, с "рефлексом цели". Мотивации рассматриваются в наше время как состояния организма, которые стимулируют животных и человека активно искать или избегать тех или иных раздражителей, конкретных ситуаций.

Действия, обусловленные мотивацией, возникают не как результат испытываемого раздражения, они "запускаются" под влиянием изменений, возникающих во внутренней среде организма. Различают первичные, безусловные, низшие, врожденные мотивации (позывы к кашлю, чиханию, мочеиспусканию, жажда, голод и т.п.), обусловленные нарушением равновесия констант (постоянных показателей) внутренней среды, и высшие, сложные мотивации, возникающие на основе первичных мотиваций и приобретенных в течении жизни механизмов и навыков.

Высшие мотивации у людей, благодаря высокоразвитому интеллекту и способности к абстрактному мышлению, исключительно разнообразны. Это не только стремление к удовлетворению потребностей, необходимых для существования в данных условиях, но и стремление к познанию, а также мотивы социального, эстетического и нравственного характера.

Простые (низшие, элементарные, биологические) эмоции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений. Они сопряжены с мотивациями, направленными на поддержание жизни организма и обеспечении продолжения рода. Простые эмоции, как отмечал академик П.К. Анохин, "могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма". Например: если надетые утром туфли оказались тесны и растерли вам ногу, вы испытываете боль и вместе с тем отрицательные эмоции и стремитесь снять их как только представится возможность, что обычно ведет к улучшению общего состояния.

Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. По сути дела, первый плач ребенка можно рассматривать как начало его эмоциональной жизни. Эмоциональный мир ребенка постепенно обогащается. Повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется. Со временем происходит формирование свойственных только человеку сложных, высших, социальных эмоций и чувств.

Чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определенного уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека как личности, но и личности человека, влияя на взаимодействие этой личности с человеческим обществом, частью которого данный человек и является.

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), познавательные (интеллектуальные) и эстетические.

Этические чувства формируются   у человека в процессе воспитания. К ним относятся чувства товарищества, дружбы, раскаяния, долга и т.п. Степенью развития этических чувств определяется характерная для людей, сформировавшаяся в процессе жизнедеятельности способность к самоконтролю этичности собственного поведения. В их основе лежит знание норм поведения, требования морали, принятых в данном обществе. Этические чувства постоянно корригируют поведение человека и, если он ведет себя с соответствии со сложившимися у него представлениями о нормах поведения, он испытывает удовлетворенность собой, уверенность. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им общепринятым нормам, он может чувствовать неловкость. Степенью развития этических чувств определяется характерная для людей, сформировавшаяся в процессе жизнедеятельности способность к самоконтролю этичности собственного поведения, именуемая совестью.

...Совесть помнит все наши поступкиИ не стареет вопреки годам.Она скромна. Не говорит ни слова,Пока не взвесит помыслов и дел, И вдруг напомнит прямо и суровоКак раз о том, что ты забыть хотел. /В. Рыленов/

Этические чувства заставляют человека стремиться к согласованию своих поступков с моралью общества, членамом которого он является, с принятым в этом обществе законами и условиями. Эти чувства регулируют отношения между людьми и способствуют сплочению их в различные по интересам и масштабам, коллективы.

Познавательные чувства можно рассматривать как двигатель прогресса человеческого общества. Первая ступень познания - стремление к чувственному исследованию с целью выявить приятное или неприятное. Со временем познавательные чувства усложняются, среди них появляются такие, как чувства догадки, недоумения, сомнения, удивления, чувство жажды познания, поиска, и в том числе научного поиска.

Различные формы изучения, исследование, научный поиск связаны с колебаниями в эмоциональной сфере. Силу для преодоления сложностей научного поиска дает, с одной стороны, вера в мощь человеческого разума, а с другой - бессознательно ожидаемое чувство удовлетворения, которое приносит с собой достигаемый в конце концов успех в работе.

В основе эстетических чувств лежит способность к восприятию гармонии и красоты. Возникновение и сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такими категориями, как художественный образ и эстетический вкус. Художественный образ - объект, вызывающий эстетические чувства. Это, например, природный ландшафт, произведение искусства, удовлетворяющее требованиям эстетики, промышленное изделие и т.д.

Представление о художественности образа находится в непосредственной зависимости от особенностей эстетического вкуса. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания и жизненного опыта эстетическим вкусом, под влиянием воздействующих на органы чувств различных по характеру объектов, может испытывать приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк - от чувства отвращения до наслаждения и восторга.

Все многоцветье эмоций психологии условно делят на настроение, страсти, аффекты.

Настроение - эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью. Настроение может быть грустным или спокойно-умиротворенным, тревожным или тоскливым, торжественным или веселым. Оно является, по сути дела, фоновым эмоциональным состоянием -эмоциональным фоном. На настроение могут влиять самые разнообразные обстоятельства: погода, боль, прочитанное утром письмо, реплика встретившегося по пути на работу знакомого, ожидаемые служебные неприятности, воспоминания.

Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, стимулирует его к активной деятельности, целью которой является удовлетворение совершенно определенных желаний. Алкоголик испытывает страсть к спиртным напиткам, карточный игрок - к картам...Эти страсти пагубны для человека, они подрывают его здоровье, подчас толкают на преступный путь. Страсть - это энергично стремящийся к намеченной цели сущностная сила человека. И если страсть активизирует деятельность, направленную на благо людей, мобилизует на подвиги в труде, в науке и т.д., она приобретает высокую социальную значимость и заслуживает восхищения.

Аффекты - обычно кратковременные, но предельно яркие, бурные эмоциональные вспышки (восторг, ярость, ужас и т.п.), состояния эмоционального возбуждения высшей степени. Аффекты, как правило, возникают в связи с совершенно определенными раздражителями, поэтому всегда конкретно направлены. В состоянии аффекта человек действует под влиянием главным образом эмоций.

Эмоция - производное многих обстоятельств. К ним относятся особенности характера и темперамента человека, его физическое состояние и здоровье в данный момент, внешнее воздействие или сочетание внешних воздействий, оценка этих воздействий, самооценка и ряд других факторов.

Что важнее: чувства или разум?

Обеспечивая высшую нервную деятельность и, в частности, процесс мышления, кора больших полушарий через посредство многочисленных нервных волокон имеет прямую и обратную связь, связана со структурами мозга, которые можно рассматривать как пусковые механизмы эмоциональных реакций. Эти связи создают возможность для циркуляции нервных импульсов как от коры к подкорке, так и в обратном направлении - от подкорки к коре. Осознание простых и формирование сложных, социальных эмоций происходит с обязательным участием коры больших полушарий.

Эмоции и мышление взаимозависимы. Если эмоции влияют на мышление, то и характер мыслей, сказывается на состоянии эмоциональной сферы. Мысль может не только радовать, но и способствовать возникновению плохого настроения. Разум позволяет нам в какой-то степени контролировать состояние всей эмоциональной сферы или по крайней мере внешние проявления эмоциональных реакций.

Взаимосвязь между эмоциями и мыслительным процессом не исключает индивидуальных, личностных особенностей реакции человека в ответ на сходные эмоциональные ситуации. "Жизнь -писал И.П. Павлов, - отчетливо указывает на две категории людей - художников и мыслителей." Люди художественного типа живут преимущественно эмоционально окрашенными, непосредственными впечатлениями. Люди мыслительного типа воспринимают окружающую действительность абстрактно, теоретически.

Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами, нередко неуравновешенны, непоследовательны, ненадежны, они подчас зависят от переменчивого настроения.

Представители мыслительного типа обычно логичны в своих поступках, но эгоистичны, окружающий мир воспринимают сухо, схематично. Большинство людей относится к промежуточному типу.

Что предпочесть в человеке: чувства или разум? Что для человека важнее? Мнения по этому поводу разные. Жан-Жак Руссо отдавал предпочтение чувствам, Г. Спенсер -разуму, утверждая, что в будущем человек утратит эмоциональное отношение к миру.

Вероятно, "однобокость" в формировании психической сферы не может обеспечить полноценного ее развития, и идеальным является гармоничность личности. Но эта гармоничность достигается не стихийно, а в процессе воспитания.

В наше время духовный мир человека не определяется его образованием. Если образованный человек эмоционально беден, он часто бывает груб с окружающими, невосприимчив к их радости и горю, от него трудно ждать высокой общей культуры. Знания придают человеку уверенность, которая при отсутствии развитых эстетических чувств перерастает в самоуверенность, проявляющуюся в развязности, в пренебрежительном отношении к тем, кто по своему положению находится на ступеньку ниже. Такому человеку в процессе общения свойственна грубость, жестокость и подчас откровенное хамство. Тот, у кого эмоциональная сфера развита слабо, обычно недостаточно чуток к людям, недостаточно тактичен в общении с окружающими.

Идеальна гармоничность личности, основанная на относительном равновесии хорошо развитых эмоциональных и интеллектуальных сфер.

 

 &nbsp

lutim.narod.ru

Эмоции и чувства, списки

1. Психологические характеристики атмосферы общества

(и соответствующих состояний человека)

1

Агрессивность

2

Алчность

3

Альтруизм

4

Аномия, (отклоняющееся поведение: суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).

5

Апатия

6

Безответственность

7

Безыдейность

8

Бескорыстие

9

Бесправие

10

Беспринципность

11

Бесцеремонность

12

Взаимопомощь

13

Взаимопонимание

14

Взаимоуважение

15

Враждебность

16

Вседозволенность

17

Грубость

18

Дисциплинированность

19

Добросовестность

20

Доброта

21

Доверие

22

Жестокость

23

Законопослушность

24

Злоба

25

Интеллектуальность

26

Интеллигентность

27

Искренность

28

Конфликтность

29

Креативность

30

Ксенофобия (страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному)

31

Культура

32

Ложь

33

Мафиозность

34

Меркантильность

35

Мужество

36

Наглость

37

Надежность

38

Напряженность

39

Насилие

40

Невоспитанность

41

Ненависть

42

Необязательность

43

Нравственность

44

Оптимизм

45

Отзывчивость

46

Патриотизм

47

Подлость

48

Подозрительность

49

Порядочность

50

Психологическая безопасность

51

Пустословие

52

Развязность

53

Рациональность

54

Самоконтроль

55

Свобода

56

Сквернословие

57

Скромность

58

Сочувствие

59

Спокойствие

60

Справедливость

61

Страх

62

Тактичность

63

Тревожность

64

Трудолюбие

65

Фамильярность

66

Хамство

67

Цивилизованность

68

Человечность

69

Честность

70

Эгоизм

2. Перечень основных эмоций и чувств

Положительные

1. Удовольствие

2. Радость.

3. Ликование.

4. Восторг.

5. Гордость.

6. Уверенность.

7. Доверие.

8. Симпатия.

9. Восхищение.

10. Любовь (половая).

11. Любовь (привязанность).

12. Уважение.

13. Умиление.

14. Благодарность (признательность).

15. Нежность.

16. Самодовольство.

17. Блаженство

18. Злорадство.

19. Чувство удовлетворённой мести.

20. Спокойная совесть.

21. Чувство облегчения.

22. Чувство удовлетворённости собою.

23. Чувство безопасности.

24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.

26. Удивление.

27. Изумление.

28. Безразличие.

29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.

31. Горе (скорбь).

32. Тоска.

33. Печаль (грусть).

34. Отчаяние.

35. Огорчение.

36. Тревога.

37. Обида.

38. Боязнь.

39. Испуг.

40. Страх.

41. Жалость.

42. Сочувствие (сострадание).

43. Сожаление.

44. Досада.

45. Гнев.

46. Чувство оскорбления.

47. Возмущение (негодование).

48. Ненависть.

49. Неприязнь.

50. Зависть.

51. Злоба.

52. Злость.

53. Уныние.

54. Скука.

55. Ревность.

56. Ужас.

57. Неуверенность (сомнение).

58. Недоверие.

59. Стыд.

60. Растерянность.

61. Ярость.

62. Презрение.

63. Отвращение.

64. Разочарование.

65. Омерзение.

66. Неудовлетворённость собою.

67. Раскаяние.

68. Угрызения совести.

69. Нетерпение.

70. Горечь.

Перечисленные нами чувства не исчерпывают всей палитры, всего многообразия эмоциональных состояний человека. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра. Основных тонов — 7, но сколько мы знаем ещё промежуточных цветов и сколько оттенков может быть получено при их смешении!

Трудно сказать, сколько может быть различных эмоциональных состояний — но, во всяком случае, их неизмеримо больше, чем 70. Эмоциональные состояния отличаются высокой специфичностью, даже если они при современных грубых методах оценки имеют одно и то же наименование. Существуют, по-видимому много оттенков гнева, радости, печали и других чувств.

Любовь к старшему брату и любовь к младшей сестре — похожие, но далеко не одинаковые чувства. Первое окрашено восхищением, гордостью, иногда завистью; второе — чувство собственного превосходства, желанием оказывать покровительство, иногда жалостью и нежностью. Совсем другое чувство — любовь к родителям, любовь к детям. А ведь для обозначения всех этих чувств мы пользуемся одним наименованием.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано нами отнюдь не по этическим признакам, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Поэтому злорадство оказалось в столбце положительных, а сочувствие — отрицательных чувств. Отрицательных, как видим, значительно больше, чем положительных. Почему? Можно предложить несколько объяснений.

Иногда высказывается соображение, что просто в языке гораздо больше слов, выражающих неприятные чувства, ибо в хорошем настроении человек вообще менее склонен к самоанализу. Нам такое объяснение кажется неудовлетворительным.

Первоначальная биологическая роль эмоций — сигнальная, по типу “приятно — неприятно”, “безопасно — опасно”. По-видимому, сигнализация “опасно” и “неприятно” более существенная для животного, она жизненно важнее, актуальнее, ибо направляет его поведение в критических ситуациях.

Ясно, что такая информация в процессе эволюции должна получить приоритет перед информацией, сигнализирующей о “комфорте”.

Но что исторически сложилось, то может исторически изменяться. Когда человек овладеет законами социального развития, то это изменит и его эмоциональную жизнь, переместив центр тяжести в сторону положительных, приятных чувств.

Вернёмся к списку чувств. Если внимательно прочесть все 70 наименований, то можно заметить, что некоторые из перечисленных чувств совпадают по содержанию и отличаются лишь интенсивностью. Например, удивление и изумление отличаются лишь по силе, то есть по степени выраженности. То же самое гнев и ярость, удовольствие и блаженство и т. д. Поэтому в перечень нужно внести некоторые уточнения.

Обычно чувства протекают в четырёх основных формах:

1. Собственно чувство.

2. Аффект.

3. Страсть.

4. Настроение.

Определение чувства дано нами выше.

Аффект — это очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью — оцепенением. Но оцепенение — это тоже двигательная реакция).

Страстью называют сильное и продолжительное чувство.

Настроение — равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается известной длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные элементы психической деятельности.

Таким образом, если удивление мы считаем чувством, то изумление — это то же по самое по подержанию чувство, но доведённое до степени аффекта (вспомним заключительную немую сцену “Ревизора”).

Подобно этому мы называем яростью доведённый до степени аффекта гнев, блаженство — это аффект удовольствия, восторг — аффект радости, отчаяние — аффект горя, ужас — аффект страха, обожание — это любовь, по продолжительности и силе ставшая страстью, и т. д.

3. Вариант: Перечень основных эмоций и чувств

Окончательного перечня эмоций нет ни в психологии, ни в физиологии. Можно насчитать более500 различных эмоциональных состояний. В разговорной практике люди часто пользуются одним и тем же словом для обозначения разных переживаний, а их действительный характер становится ясным только из контекста. В то же время одна и та же эмоция может обозначаться разными словами.

АзартБезмятежностьБезразличиеБеспомощность БессилиеБлагодарность БодростьВдохновениеВинаВозмущениеВолнениеВоодушевлениеВосторгВосхищениеВысокомериеГневГордостьГордыняГореГрустьДовольствоДосада Драйв,Жалость, Забота, Зависть Заинтересованность Заискивание Замешательство ЗаносчивостьЗастенчивость ЗлорадствоЗлостьИзумлениеИнтересИронияИспуг Ликование Лукавство Любование ЛюбопытствоМольба МрачностьНадежда НадменностьНапряжение, Настороженность Невозмутимость НегодованиеНежность,Неловкость Нетерпение ОбескураженностьОбида, Обреченность Озабоченность Озорство ОмерзениеОскорбленность,Осторожность Отвращение Оторопь Отрешенность Отстраненность ОцепенениеПечальПлаксивость ПодавленностьПодозрительность Покорность Покровительственность Порыв Потерянность Превосходство ПредвкушениеПрезрениеПренебрежение ПытливостьРадостьРаздражение Рассеянность,Растерянность, Рьяность СарказмСкорбьСкукаСмех СмущениеСмятение​СобранностьСожалениеСпокойствие СтеснительностьСтраданиеСтрах СтремлениеСтыдТревога Трепет УвлеченностьУдивлениеУдовлетворенностьУдовольствиеУдрученность Умиление УмиротворениеУныниеУпорствоУсталость ЦарственностьЭйфорияЭкзальтацияЭкстазЭнергичностьЭнтузиазмЯрость...

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что основных, элементарных эмоций немного, и весь огромный список эмоций - это конструкции их этих кирпичиков, их то или иное сочетание. Так, например, гнев - это отвращение плюс агрессия. А любовь - это радость, когда любимый(ая) рядом и печаль, когда в разлуке; агрессия - в данном случае это желание быть рядом; страх - страх потерять объект любви... Какие же эмоции можно отнести к элементарным? Список элементарных эмоций - спорный. Разные списки элементарных эмоций предлагают Изард,Макдауэлли другие исследователи.

В гештальт-терапиисчитается, что элементарных эмоций всегопять: MAD – злость, агрессия, отвращение. SAD – грусть, печаль, страдание. GLAD - радость. SCARED - страх. SEXY – удовольствие, нега, нежность.

Все многообразие эмоций не сводимо только к элементарным и составным эмоциям. Имеющие более сложную и оригинальную структуры - сложные эмоции. Светлая грусть, нежная благодарность, гордость за успех...

studfiles.net


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа