Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация (стр. 1 из 3). Эмоции и


Чувства и эмоции: в чем разница?

Чувства и эмоции

В чем разница между эмоцией и чувством, дискуссия, которая рождается из двух терминов, которые часто путают друг с другом, как в повседневной речи людей, так и в научном языке, так как их определения, вызывают довольно путаницы, при различении между одним или другим.

Уже в 1991 году психолог Ри́чард Ла́зарус, предложил теорию, в которую включено понятие чувства в рамках эмоции.

В этой теории Лазарус считал чувство и эмоцию человека двумя взаимосвязанными понятиями, чтобы эмоции охватывали в своем определении чувство. Таким образом, чувство является когнитивной или субъективной составляющей эмоций, субъективного опыта.

В этой статье я сначала объясню вам, что такое эмоция и, вкратце, различные первичные эмоции, которые существуют, а затем я продолжу объяснять концепцию чувства и различия существующие между ними.

Что такое чувства и эмоции

Чувства и эмоции

Определение и классификация эмоций

Эмоции — это эффекты, создаваемые многомерным процессом, который происходит на уровне:

  • Психофизиологические: изменения в физиологической активности.
  • Поведенческие: подготовка к действию или мобилизация поведения.
  • Когнитивный: анализ ситуаций и их субъективная интерпретация в функции личной истории личности.

Эмоциональные состояния являются результатом высвобождения гормонов и нейротрансмиттеров, которые затем превращают эти эмоции в чувства. Ответы на стимулы исходят как от врожденных механизмов мозга (это первичные эмоции), так и от поведенческих репертуаров, изучаемых во всей жизни человека (вторичные эмоции).

Наиболее важными нейротрансмиттерами, участвующими в формировании эмоций, являются: допамин, серотонин, норадреналин, кортизол и окситоцин. Мозг отвечает за превращение гормонов и нейротрансмиттеров в чувства.

Важно быть предельно ясным, что эмоция никогда не бывает хороша или плоха как таковая. Все имеют эволюционное происхождение, поэтому это реакция организма на различные стимулы для выживания индивидуума.

Эмоция также проявляется повсеместно в невербальной коммуникации. Выражения лица универсальны и подтверждают эмоции, которые вы чувствуете в этот момент.

Функции эмоций

  • Адаптивная функция: подготовить человека к действию. Эта функция была впервые продемонстрирована Дарвином, который относился к эмоциям с функцией облегчения поведения, соответствующего каждой конкретной ситуации.
  • Социальные: сообщают о нашем состоянии духа.
  • Мотивация: способствовать мотивированному поведению.

Основные характеристики эмоций

Основные характеристики эмоций — это те, которые каждый человек когда-либо испытывал в жизни. Это:

  • Сюрприз: сюрприз — как адаптивная функция исследования. Это облегчает внимание, сосредотачивается на нем и способствует поисковому поведению и любопытству к новой ситуации. Кроме того, когнитивные процессы и ресурсы активируются в сторону неожиданной ситуации.
  • Отвращение: эта эмоция имеет адаптивную функцию отторжения. Благодаря этой эмоции ответы об избегании или избегании оказываются неприятными или потенциально вредными для нашего здоровья. Кроме того, улучшаются здоровые и гигиенические привычки.
  • Радость: её адаптивная функция — принадлежность. Эта эмоция заставляет нас увеличивать нашу способность к наслаждению, порождает позитивное отношение к себе и другим. На когнитивном уровне она также способствует процессам памяти и обучения.
  • Страх: функция адаптивной защиты. Эта эмоция помогает нам избегать ответов на опасные ситуации для нас. Он фокусируется прежде всего на опасном стимуле, что позволяет быстро реагировать. Наконец, он также мобилизует много энергии, которая позволит нам выполнять гораздо более быстрые и более интенсивные ответы о том, как мы будем делать это в ситуации, которая не создавала страха.
  • Гнев: Его адаптивная функция — это самозащита. Гнев увеличивает мобилизацию энергии, необходимой для реагирования на самооборону, на что-то опасное для нас. Уничтожение препятствий, которые порождают разочарование и препятствуют достижению наших целей или целей.
  • Печаль: эта эмоция имеет реинтеграцию адаптивной функции. С этой эмоцией, казалось бы, трудно представить себе преимущества этого. Однако эта эмоция помогает нам увеличить наше единство с другими людьми, особенно теми, кто находится в таком же эмоциональном состоянии, как и мы. В состоянии грусти наш обычный ритм общей активности уменьшается, позволяя уделять больше внимания другим аспектам жизни, которые в нормальном состоянии активности мы бы не переставали думать о них.

Это также помогает нам обращаться за помощью к другим людям. Это стимулирует появление эмпатии и альтруизма, как у человека, который чувствует эмоцию, так и у тех, кто получает спрос на помощь.

Определение чувства

Чувство — это субъективный опыт эмоций. Как упоминал Карлсон и Хэтфилд в 1992 году, чувство — оценка, момент за моментом, что субъект выполняет каждый раз, когда он или она сталкивается с ситуацией. То есть, это чувство было бы суммой инстинктивной и кратковременной эмоции вместе с мыслью о том, что мы получаем рациональную форму этой эмоции.

Прохождение рассуждений, сознания и его фильтров создает таким образом чувство. Кроме того, эта мысль может кормить или поддерживать чувство, делая его более долговечным.

Мысль, так же, как она обладает способностью питать каждое чувство, может приложить силу для управления этими чувствами и избежать накопления эмоций в случае, если она отрицательна.

Это процесс, который требует обучения, потому что управление чувствами, особенно для их прекращения, не является чем-то, что легко узнать, это то, что влечет за собой длительный процесс обучения.

Чувства в детстве

Чувства в детстве

Детство — это этап, который имеет большое значение для развития чувств.

В отношениях с родителями человек учит основам желания и знания, как вести себя социально. Если эмоциональные связи между родителями и детьми продвигаются положительно, на взрослой стадии эти дети прибудут с чувством безопасности сами по себе.

Семейные связи, созданные с самого раннего возраста, будут культивировать и генерировать личность, способную любить, уважать и гармонично сосуществовать на подростковом и взрослом этапах.

Когда мы не выражаем своих чувств или делаем это неадекватно, наши проблемы увеличиваются, они могут быть затронуты важным способом даже нашего здоровья.

Продолжительность чувств

Продолжительность чувств зависит от различных факторов, таких как когнитивные и физиологические. Он имеет свое физиологическое происхождение в неокортексе (рациональном мозге), расположенном в лобной части мозга.

Хотя чувства улучшают готовность действовать, они не являются поведением как таковым. То есть, человек может чувствовать себя сердитым или расстроенным и не иметь агрессивного поведения.

Некоторые примеры чувств — это любовь, ревность, страдание или боль. Как мы уже говорили, и вы можете представить эти примеры, действительно, чувства имеют довольно длительный период.

Развитие эмпатии позволяет людям понять чувства других людей.

Разница между чувствами и эмоциями

Разница между чувствами и эмоциями

В связи с разницей между чувствами и эмоциями португальский невролог Антонио Дамасио сделал определение о том, как человек переходит от эмоций к чувствам, в которых наиболее характерное различие обоих отражается достаточно четко:

Когда вы испытываете эмоции, например эмоции страха, есть стимул, который способен вызвать автоматическую реакцию. И эта реакция, конечно, начинается в мозге, но затем продолжает отражать себя в теле, либо в реальном теле, либо в нашей внутренней симуляции тела. И тогда у нас есть возможность проецировать эту конкретную реакцию с несколькими идеями, которые связаны с этими реакциями и с объектом, вызвавшим реакцию. Когда мы воспринимаем все, что есть, когда у нас есть чувство.

Эмоции действуют с самого начала жизни человека при рождении в качестве системы предупреждения. Таким образом, ребенок проявляет плач когда он голоден, хочет привязанности или требует другой заботы.

Уже во взрослой жизни эмоции начинают формироваться и улучшать мышление, обращая наше внимание на важные изменения.

Благодаря этой мысли, когда мы спрашиваем себя, как этот человек чувствует? Это позволяет нам иметь подход в реальном времени к ощущениям и характеристикам человека.

Кроме того, это может помочь нам продвинуть чувства к будущей ситуации, создав эмоциональную стадию разума и, таким образом, сможет более правильно определить наше поведение, предвосхищая чувства, возникающие в результате этих ситуаций.

Основные отличия

Вот некоторые из различий между эмоциями и чувствами:

  • Эмоции очень интенсивны, но в то же время очень короткие. Тот факт, что эмоция имеет короткий срок, не означает, что ваш эмоциональный опыт (то есть чувство) столь же кратоко. Чувство — это результат эмоций, субъективное эмоциональное настроение, как правило, длительное следствие эмоций. Последнее будет продолжаться до тех пор, пока наш сознательный ум займет время, чтобы подумать об этом.
  • Поэтому чувство — это разумный ответ, который мы даем каждой эмоции, субъективную интерпретацию, которую мы генерируем, прежде чем все эмоции имеют в качестве фундаментального фактора наши прошлые переживания. То есть, те же эмоции могут вызывать разные чувства в зависимости от каждого человека и субъективного значения.
  • Эмоции, как я уже объяснял выше, являются психофизиологическими реакциями, которые возникают перед различными стимулами. В то время как чувства — это осознанная реакция эмоций.
  • Еще одно существенное различие между эмоциями и чувствами состоит в том, что эмоции могут создаваться бессознательно, в то время как в ощущении всегда есть сознательный процесс. Это чувство может регулироваться нашими мыслями. Эмоции, которые не воспринимаются как чувства, остаются в бессознательном, хотя однако, они могут влиять на наше поведение.
  • Человек, который осознает чувство, имеет доступ к своему настроению, как я уже упоминал, увеличивать его, поддерживать или гасить. Это не происходит с эмоциями, которые бессознательны.
  • Чувство отличается от эмоций тем, что состоит из большего числа интеллектуальных и рациональных элементов. В чувстве уже есть какая-то разработка с намерением понять и понять, отражение.
  • Чувство может быть вызвано сложной смесью эмоций. То есть, вы можете почувствовать гнев и любовь к одному человеку за раз.

Понять эмоции и чувства

Чтобы попытаться понять наши эмоции и чувства, как положительные, так и отрицательные, очень полезно использовать наши мысли . Для этого эффективно выразить наши чувства, чтобы объяснить другому человеку, и который может быть поставлен на наше место наиболее устрашающе и объективно.

Если вы пытаетесь поговорить с кем-то о своих чувствах, желательно быть как можно более конкретным, как мы чувствуем себя в дополнение к степени этого чувства.

Кроме того, мы должны быть настолько конкретными, насколько это возможно при определении действия или события, которые заставляют нас чувствовать, что способ показать максимально возможную объективность, а не заставлять другого человека чувствовать, что его обвиняют напрямую.

В заключение я приведу пример процесса, посредством которого инстинктивная и кратковременная эмоция становится, через рассуждение, ощущением.

Это случай любви. Это может начаться с эмоций удивления и радости, что кто-то на какое-то время обращает на нас внимание.

Когда этот стимул гаснет, именно тогда наша лимбическая система сообщит об отсутствии стимула, и сознание поймет, что это уже не так. Это когда вы переходите на романтическую любовь, ощущение, которое длится дольше в долгосрочной перспективе.

tagweb.ru

Эмоции, их функции и виды. Теории эмоций. Роль эмоций в организации поведения

Одним из проявлений ВНД являются эмоции. Они представляют собой реакции организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.

Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.

Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на усиление или прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для достижения цели, что ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. С другой стороны, неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к целенаправленной деятельности представлением о будущей положительной эмоции. Этот второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного.

Виды эмоций

Эмоции делят на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями животного и человека, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение неблагоприятного состояния организма, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора. Положительные и отрицательные эмоции играют существенную роль в приспособительном поведении.

Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие эмоции более элементарны, связаны с органическими потребностями животных и человека и подразделяются на два вида:

  • гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;
  • инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность и астенические — снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Эмоции

Эмоции

Теории эмоций

Биологическая теория эмоций (П,К,Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, то есть входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.

Суть этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и к формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.

Потребностно-информационная теория эмоций (П,В,Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу Э = П(Ин-Ис), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак, П – сила и качество потребности, Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен – возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Возникновение эмоций в мозге

Возникновение эмоций в мозге

Представление, выдвинутое Г.И.Косицким о том, что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн)  и время (Вн): если, существующие у организма, информация (Ис), энергия  (Эс) и время   (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (Сн), которое  можно выразить эмпирической формулой: СН = fС(Ин * Эн * Вн – Ис * Эс * Вс), где Ц – цель, fС – функция цели.

В соответствии с теорией И. Пейпеца возникновение эмоций обусловливается лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы идут в маммилярные тела, затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов создается распространением этих импульсов на другие области коры. Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в “круг” через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. Лимбическую систему рассматривают как “висцеральный мозг”. Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций.

Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, а также между различными областями самой новой коры, несомненно, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния являются важной формой адаптационных реакций организма, и играют огромную роль в создании условий для более широкого и более совершенного приспособления животных и человека к окружающим условиям.

Нейроанатомические основы эмоций.

Эти сведения появились благодаря деятельности американского невропатолога Джеймса Пепеца, который изучая больных с поражениями гипокампа и поясной извилины, выдвинул гипотезу существования целой системы, обеспечивающей эмоции, которая была названа «лимбической системой». Она включает в себя:

  • поясную извилину
  • гипокамп
  • гипоталамус
  • таламус
  • прозрачную перегородку (между полушариями)

Вместе они образуют замкнутую систему или лимбический круг, благодаря взаимосвязям между собой. сточником возбуждения этой системы является гипоталамус, сигналы от которого следуют в нижележащие отделы, активизируя вегетативные и моторные компоненты эмоциональной реакции. От него возбуждение передается на поясную извилину через таламус.

Поясная извилина является субстратом эмоциональных переживаний, имеет специальные входы для эмоциональных стимулов, похожие на то, что имеет сенсорная кора. Сигнал от поясной извилины через гипокамп направляется в сосцевидные тела гипоталамуса, оттуда на прозрачную перегородку, а затем опять на поясную извилину. Таким образом, существует некая замкнутая система взаимосвязей.

Помимо этих структур, эмоциогенные свойства обнаруживают височная кора и миндалина. Так удаление миндалины приводит к изменению эмоционального состояния. В экспериментах, проведенных Прибрамом на макаках-резус, при удалении миндалины у самца-вожака, наблюдалась полная утрата агрессивности, в результате чего этот самец полностью потерял свое место в зоосоциальной иерархии и превратился в запуганное, покорное животное.

Электрическое раздражение миндалины вызывает эмоции страха, гнева, ярости, редко удовольствия. По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно более поздних этапах осуществления поведенческого акта. После того, как актуализировались потребности и уже трансформировались в определенное эмоциональное состояние. В этом случае миндалина способна выбрать из конкурирующих эмоций ту, которая значима, если таковые есть.

Серьезные эмоциональные нарушения возникают в связи с повреждением лобных отделов коры головного мозга, в частности развивается эмоциональная тупость, растормаживание низших эмоций и влечений. Удаление (двухстороннее) височных полюсов у обезьян приводи к развитию чувства страха.

Лимбическая кора контролирует эмоциональную выразительность, интонацию речи. Важную роль в обеспечении эмоций играет полушарная асимметрия. Так, например, временное отключение левого полушария электросудорожным ударом, вызывает в эмоциональной сфере правополушарного человека сдвиг в сторону отрицательных эмоций.

Брагина и Доброхотова установили, что больные с поражением левого полушария более тревожны и озабочены, а правого полушария – более легкомысленны и беспечны.

Физиологическое выражение эмоций. Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях, но и на уровне тонического напряжения мышц. Лица, страдающие от различных конфликтов и, особенно с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностью движений, чем другие. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы: изменение сопротивления кожи, гормональный  и химический состав крови.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменение биотоков головного мозга. Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ в изменении соотношения ритмов: ά, β, θ и δ. Изменение ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

www.braintools.ru

Эмоции и тело, взаимосвязь эмоций и мышц человека

Приветствую вас на своем сайте fassbar.ru, сегодня о взаимосвязи психики и тела. Каждый человек в той или иной мере постоянно переживает различные эмоции, но испытывая, какую либо эмоцию мы и не задумываемся, что любое переживание отражается на дыхании и мышцах, наши эмоции и тело тесно взаимосвязаны. Например, длительное фоновое переживание тревоги, приводит к напряжению мышц шеи, трапеции, диафрагмы.

Избавиться от подобных «мышечных зажимов» помогут мягкие мануальные техники или расслабляющий массаж.

эмоции и тело. влияние эмоций на мышциОдни люди думают, что они должны жить с этим напряжением. Другие так заняты, что не замечают мышечное напряжение. Третьи считают, что если мышцы плотные и постоянно в повышенном тонусе, это значит, что такие мышцы сильные и натренированные. Факты таковы, что напряженные мышцы, это слабые мышцы. Это нездоровый тип напряжения, который может способствовать развитию таких проблем, как головная боль напряжения, синдром височно-нижнечелюстного сустава, боли в спине. Нарушение дыхания, что приводит к ВСД, проблемам сердечно сосудистой системы, центральной нервной системы и других проблем со здоровьем.

• Конечно определенное напряжение необходимо, это называется мышечный тонус. Когда мышца не работает, она должна быть в расслабленном состоянии. В таком состоянии она мягкая и эластичная. Когда мышечные волокна напряжены и сокращены, они находятся в состоянии мышечного спазма, что ухудшает кровообращение и ограничивает поток энергии по телу.

Причины спазмов в мышцах

•  Причины мышечного напряжения можно условно разделить на механические и эмоциональные. К механическим причинам, понятное дело относится сидячая работа, длительное пребывание в статическом положении, либо наоборот чрезмерная физическая нагрузка и т.п.

•  Эмоциональные причины включают в себя:-Подавление эмоций в раннем возрасте, в детстве, в повседневной жизни.  Игнорирование или непонимании своих чувств на данный момент состояние постоянного стресса, конфликта и т.п. Известно что после стрессового события, в сознании человека стресс сохраняется около недели, затем в течении месяца находясь в бессознательной сфере соматизируется (soma – тело) т.е. «переходит в тело».

•  Поскольку мышцы первые реагируют на эмоциональную реакцию, то здесь все взаимосвязано. Механическое напряжение обычно вызывает эмоциональное напряжение, а эмоции всегда вызывают отклик скелетной мускулатуры. Т.е. хронически напряженные мышцы непосредственно влияют на ваш эмоциональный фон, поддерживая, к примеру, постоянное тревожное состояние.

Как связаны эмоции и тело

•  Взаимосвязь мышц и эмоций подтвердили ряд ученных, начиная с Сеченова. В психоаналитической практике подобное состояние упоминается как «броня характера», данное понятие ввел Вильгельм Райх, основоположник телесно ориентированной психотерапии.

•  Под «броней характера» Райх подразумевал хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций. Райх в своей теории утверждал, что хронические мышечные блоки на физическом уровне, и подавляемые эмоции на психологическом уровне имеют сложную психофизиологическую взаимосвязь. Что, в общем, то подтвердили и физиологи. К примеру, экспериментально доказано, что страх и половой акт, несовместимы. Это подтверждают не только опыты на крысах, но и данные клинических наблюдений среди людей. А ведь сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией.

Броня характера по Райху

•  Вкратце приведу основные проекции влияния эмоций на тело согласно теории Вильгельма Райха. Мышечный панцирь организуется в основные сегменты, состоящие из мышц и органов. Эти сегменты располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

1. Область глаз. Защитный панцирь в этой области проявляется в неподвижности лба и невыразительных малоподвижных глазах. Так же может быть другая крайность, «бегающий взгляд». По мнению Райха, глазной панцирь сдерживает проявления любви, заинтересованности, презрения, удивления и вообще практически всех эмоций.•  Упражнения на расслабление глазного зажима:1.Откройте глаза как можно шире.2.Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.3.Вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой.4.Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя.

•  Область рта. Этот сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как излишне сжатой либо наоборот слишком расслаблена. Мышцы в этой области удерживают эмоциональное выражение таких проявлений эмоций как гнев, плач, крик, гримасничанья, радость, удивление.

Упражнения для расслабления зажима

1.Имитация плача, рыданий.2.Вытягивать губы в трубочку, растягивать в широкой улыбке, втягивать губы внутрь (как будто у вас нет зубов) сильно с напряжением мимических мышц гримасничать.4.Имитировать сосание, улыбку, кусание и отвращение.

•  Область шеи, сюда входят мышцы шеи и язык. К этому мышечному блоку приводят подавление и сдерживание гнева, крика и плача. А так же непроявленные страстность, томность, азарт.Упражнения на расслабление шейного зажима:

1. Имитация рвотных движений.2. Громкий крик «во все горло», шипение.3. Сядьте на корточки, высуньте как можно дальше язык. (аналог позы льва из йоги).4. «Китайский болванчик», троньте свою голову слегка пальцем. После этого ваша голова должна болтаться, как будто она лёгкий воздушный шарик.

• Область груди. В этот мышечно эмоциональный блок включены: мышцы грудной клетки (как спереди, так и со спины), мышцы рук.Считается, что напряжение мышц данной области сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди.

Упражнения для расслабления грудного зажима

1. Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка.2. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук: колотите, рвите, царапайте, дёргайте и т.д.3. Вдохните и постарайтесь поднять свою грудь как можно выше, как будто стараетесь ею коснуться потолка. Можете даже встать на цыпочки. Выдохните, немного отдохните и повторите.4. Потанцуйте, активно двигая грудью, плечами, руками. Старайтесь, чтобы танец был страстный и сексуальный.

•  Область диафрагмы. Включает диафрагму, солнечное сплетение, органы брюшной полости, мышцы поясничного отдела спины. Этот панцирь удерживает в основном сильный гнев и вообще волнение.

Упражнения для расслабления мышц диафрагмы

1.Резко сокращая диафрагму, делайте короткие выдохи через широко открытый рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит к вдоху. Вдох-выдох должен занять одну секунду. Примерно одна пятая секунды — резкий выдох, четыре пятых — плавный вдох.2. Дышите животом: он должен как можно сильнее раздуться, а потом войти внутрь и как бы прилипнуть к позвоночнику.3. Лягте на спину. Делая выдох, поднимите туловище и постарайтесь схватить руками стопы ног. Задержите дыхание. Вернитесь в исходную позицию. Повторите.4. Лягте на живот. Делая вдох, поднимите корпус и как можно дальше назад откиньте голову.

•  Область живота. Задействованы мышцы живота и спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом неожиданного нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни.

Упражнения для расслабления брюшного зажима

1. Делая удары животом, бейте им разные объекты вокруг себя.2. Заложите руки за голову. Своими боками продолжайте бить объекты вокруг себя.3. Попросите кого-нибудь подержать вас за талию. Откиньтесь назад насколько это можно. Если делаете упражнение в одиночку, просто положите руки на пояс и прогнитесь назад.4. Встаньте на четвереньки и изобразите разные кошачьи движенья.

•  Область таза. Включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, как бы торчит. Ягодичные мышцы напряжены вплоть до болезненности. Таз «мёртвый» и не сексуальный. Тазовый панцирь подавляет сексуальное возбуждение, гнев, удовольствия, кокетство.

Упражнения для расслабления тазового зажима

1. Изобразите лягающуюся лошадь.2. Лягте на спину. Бейте тазом о коврик.3. Стоя, одну руку положите на нижнюю часть живота. Другую руку заложите за голову. Делайте «неприличные» движения тазом.4. Расставьте ноги как можно шире. Переносите вес поочерёдно на левую и правую ногу.

По наблюдениям из лечебной и спортивной практики могу сказать, что многие виды физической активности (спорт, физкультура) способствуют ликвидации подобных зажимов. Отдельно можно сказать об упражнениях гимнастики йоги, многие упражнения в телесно ориентированной терапии взяты и модифицированы из йоги.

fassbar.ru

Позитивные и негативные эмоции - Психологос

Позитивные эмоции и чувства - содержающие позитив и позитивно оцениваемые, негативные эмоции - содержащие негатив и негативно оцениваемые.

Как правило, это эмоции, рожденные позитивным настроем человека, исходящие от людей любящих, настроенных сотруднически и доброжелательно.

Список позитивных эмоций, тем не менее, дать затруднительно. Это могут быть радость, энтузиазм, веселье, интерес, мечтательность, удовольствие и др., но эти же эмоции когда-то могут вовсе не радовать окружающих, а когда-то и вызывать протест и у самого человека.

Влечение к любимому и нетерпение страсти - эти эмоции и чувства исключительно позитивны, когда это в планах и ваших, и любимого вами человека. Если же эти чувства неуместны и их приходится скрывать, то такие рвующие душу эмоции и чувства позитивными назвать трудно.

Как правило, к негативным эмоциям относят гнев, страх, стыд, чувство вины, душевную боль, хотя в определенных ситуациях эти эмоции и состояния оказываются полезными и конструктивными.

Позитивные и положительные эмоции

Позитивные и положительные эмоции - не одно и то же. Положительные эмоции имеют приятный эмоциональный фон, переживаются как то или иное удовольствие, являются положительным подкреплением для человека. К положительным эмоциям обычно относят радость, энтузиазм, веселье, интерес, мечтательность, удовольствие и др., но эти же эмоции когда-то могут быть оценены негативно: вовсе не радовать окружающих, а когда-то и вызывать протест и у самого человека.

Влечение к любимому и нетерпение страсти - эти эмоции и чувства исключительно позитивны, когда это в планах и ваших, и любимого вами человека. Если же эти чувства неуместны и их приходится скрывать, то такие рвующие душу эмоции и чувства позитивными назвать трудно.

Исследователи о позитивных и негативных эмоциях

Из: Изард, Психология эмоций

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия <положительное>, <отрицательное>, <позитивное> и <негативное> в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами, - такие случаи описаны Лоренцом (Lorenz, 1966) как пример <воинствующего энтузиазма>.

Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволит нам отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и экологических факторов. Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь авиаперелетов, антибиотиков, школы) чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая <позитивная> эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности - от сексуального насилия до художественного творчества. Тем не менее из соображений удобства мы будем использовать по отношению к эмоции термины <позитивная> и <негативная>, чтобы и относить ту или иную эмоцию к одному из соответствующих классов, в зависимости от степени нежелательности вызываемых ею последствий.

www.psychologos.ru

Эмоции и эмоциональные состояния | Психология | Блоги

Психология

08 сентября 2014

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

В.Вундт

В.К.Вилюнас

У. Макдауголл

Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека ,которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

  • Моральные.
  • Интеллектуальные.
  • Эстетические.
  • Предметные.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому (в т.ч. поэтому) у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности.

Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

И вот тут-то и проявляется путаница: человек думает, что пытается контролировать эмоции – но как раз с эмоциями он не работает. В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере на первых порах.

Таким образом, подходов к классификации и определения эмоций великое множество, эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

· сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)

· оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)

· регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)

· мобилизирующая и дезорганизирующая

приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)

2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)

3) Страх (тревога, испуг)

4) Гнев (агрессия, озлобление)

5) Удивление (любопытство)

6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

А какие эмоции и эмоциональные состояние испытываете вы в последнее время?

i-gency.ru

Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.

Эмоции и чувства в психологии

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
  2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
  3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Не смотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:

  1. Возбуждение – успокоение.
  2. Удовольствие – неудовольствие.
  3. Напряжение – разрешение.
  4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.

Свойства чувств в психологии

Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:

  1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
  2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
  3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
  4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

  1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.
  2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.
  3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.
  4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.
  5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.
  6.  чувства в психологии
  7. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.
  8. Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.
  9. Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.
  10. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.
  11. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Обладая такими знаниями о чувствах и эмоциях, становится проще понимать себя и окружающих.

 

womanadvice.ru

Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное агентство по образованию.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Реферат по психологии и педагогике
на тему: “ Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация. ”
Выполнил:
студент заочного отделения
Группа 2712.1 1 курса
Михайлов Константин

Проверил:

Санкт-Петербург 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение «Понятие об эмоциях»………………………………………………………………3

Виды эмоций……………………………………………………………………………………..8

Структура эмоций………………………………………………………………………………11

Эмоции и мотивация…………………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………………………..15

Введение «ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ»

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной

регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня

благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный

эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические

или физические воздействия придают соответствующее своеобразие

жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей

жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная

поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-

вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют

внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает

преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса,

торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для

борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови,

повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов

внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в

состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков -

оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и

всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу,

принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит

за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях

эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство "в свои

руки", осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже

отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение,

чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в

окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное,

потребностно направленное, деятельностно ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия

с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает

тот, к которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к

тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти

потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и

являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих

смыслов. "Познавательные процессы формируют психический образ,

эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" .

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением

потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное

лишение положительных эмоциональных состояний может привести к

отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции

становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в

общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие

высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека,

общественными нормами, потребностями и установками. Исторически

сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека

нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности,

сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и

ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические

чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его

интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной

деятельности - эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида

развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный

облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная

сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его

потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что

его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспосо-бительные

возможности индивида - происходит избыточное перевозбуждение его

эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие

уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие

регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным

срывам.

Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с

айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках

множество умерших и сошедших с ума людей - взрыв эмоций страха подавил их

жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих

из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные

эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же

эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически

организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может

вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со

стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого -

гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны

поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего

подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании

будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В

ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно

значимостью его стороны. Познание дает знание - отражение объективных

свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению

субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они

мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений

поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования

бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект -значит

усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют

смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую

ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего

плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную

первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных

возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно

сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного

распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм

экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия,

механизм стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях.

ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Виды:

эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;

mirznanii.com


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа