Определение, функции эмоций. Различные классификации эмоций. Определение эмоций


Определение, функции эмоций. Различные классификации эмоций.

По мнению В.Джеймса каждая эмоция имеет свой отличительный физиологический рисунок. Эмоция – это осознание происходящих в организма физиологических изменений.

Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

Функции эмоций:

  1. Функция оценки – Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» её в определенное русло.

  2. Функция мобилизации - Проявляется в первую очередь на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству. «Феномен сужения сознания» при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

  3. Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживают от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции закрепляют приемлемые формы поведения. (пример, обжегся и понимаешь слово «нельзя»). Суть – предвосхищение событий.

  4. Функция побуждения и поддержания деятельности. (По Рубинштейну) Эмоция - субъективная форма существования потребностей. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об её успешности или препятствиях.

  5. Функция компенсации информационного дефицита. Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность. Пример, басня Крылова «Лиса и виноград». Негативная эмоция разочарования от недостижимости винограда ослабляет желание лисы достичь его.

  6. Функция коммуникации- Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например, боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей.

  7. Функция дезорганизации – Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Но даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы.

Классификация по Рубинштейну «Виды эмоциональных переживаний»

Чувства или эмоции– чувства неоднородны, возникают поочередно в онтогенезе. Сначала появляются аффективная эмоциональная чувствительность, затем предметные чувства, затем – обобщенные мировоззренческие чувства. Обобщенные не соотносятся к какому-либо предмету, мировоззренческие – не возникают ситуативно.

Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмо­циональный процесс взрывного характера, который может дать неподчи­ненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближа­ют страсти. Между тем общим для них собственно является лишь коли­чественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По су­ществу же они глубоко различны.Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направ­ленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может да­вать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражает­ся в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и воле­вых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание актив­ности с пассивностью.

Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное со­стояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две ос­новные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоцио­нальных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, трево­жимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не про­сто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно,— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специаль­ное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разли­тое общее состояние.

Выготскийсформулировал принцип единства интеллекта и аффекта: познавательные процессы тесно связаны с эмоциональной сферой.

Интроспекционисты: любое ощущение имеет эмоциональный фон. (например, восприятие цвета). Знак эмоциональной окраски зависит от силы и интенсивности раздражителя.

Связь эмоций и мышления проявляется в эмоциональных синтезах.

Эмоциональный синтез – особое обобщение, которое объединяет предметы по сходному субъективному отношению к ним человека.

Эмоциональная память сохраняет отношение.

Уровень внешнего выражения эмоций:

Поведенческий (мимика, позы, жесты, походка).

Речевой (интонация, тембр, ритм, характер произнесения слов).

Физиологический (тремор, изменения и нарушения координации движений и тела).

Вегетативный (ритм дыхания, падение электрического сопротивления кожи, ритм сердцебиения, давление, сжатие сосудов на периферии – холодные руки).

Биохимический (повышение содержания адреналина, сахара, аскорбиновой кислоты, холестерина в крови).

Классификация по Леонтьеву:

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отра­жая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансфор­мации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и форми­рования новых видов эмоций — с другой; это относится также к эмоцио­нально-выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в зна­чительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоцио­нальных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулиро­вании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важ­ную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффек­ты, собственно эмоции и чувства.

Аффектами называют в современной психологии сильные и относи­тельно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, со­держание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызывают­ся не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстин­ктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отно­шениях, например, в результате социальных оценок и санкций. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особое, преувели­ченное значение последнему придается, в частности, в психоанализе. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аф­фекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении — «аффективном взрыве».

Собственно эмоции. В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или воз­можным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые ре­ально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережи­тых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возни­кающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых сред­ствами искусства.

Чувства. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связыва­ющегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкрет­ном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение соб­ственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи ам­бивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несов­падения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоцио­нальной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать пре­ходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).

По степени осознанности и опосредованности эмоций.

Аффект – непосредственная, бурнопротекающая, кратковременная эмоциональная реакция на внешнюю ситуацию. Приводит к нарушению волевого контроля деятельности.

Аффект может вызвать одна деталь из прошлой аффектогенной ситуации. Очертить ее границы позволяет метод свободных ассоциаций.

Аффект имеет определенную связь со стрессом.

Стресс– глобальная, охватывающая весь организм защитная реакция на сильные эмоциональные раздражители (стрессоры), нарушающие адаптацию.

Бывает физиологический и психологический. Психологический: информационный и эмоциональный.

Операциональный стресс улучшает деятельность. Дистресс – ухудшает.

Собственно эмоции– регулируют деятельность. Субъективные оценки этой деятельности. Эмоции осознаются. Эмоциональный опыт можно произвольно вызвать и передать. Могут выполнять пароль невербальных средств общения. Связаны с целостной предметной ситуацией.

Тревога– эмоц. состояние, вызванное ожиданием изменений в привычной обстановке деятельности. Состояние условного страха. Тревожность – индивидуальная черта.

Фрустрация

Способы выхода из фрустрации:

Уход от деятельности

Агрессия

Регрессия (слезы)

Фантазирование

Рационализация

Замещение.

Чувства– надситуативны. Устойчивые эмоциональные отношения к объектам, представляющим для личности постоянную ценность. Закреплены в общественной или индивидуальной культуре.

Это ведущие эмоционально-смысловые образования личности. Их содержание совпадает с ведущими мотивами личности. Это ВПФ человека.

Эмоции – выражение субъективных состояний человека, которые возникают в его деятельности по отношению к какому-нибудь объекту.

studfiles.net

Определение эмоций. Функции эмоций. Различные классификации эмоций.

По мнению В.Джеймса каждая эмоция имеет свой отличительный физиологический рисунок. Эмоция – это осознание происходящих в организма физиологических изменений.

Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

Функции эмоций:

1)               Функция оценки –  Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека.  Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» её в определенное русло.

2)               Функция мобилизации -  Проявляется в первую очередь на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству. «Феномен сужения сознания» при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

3)               Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось.  Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживают от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции закрепляют приемлемые формы поведения. (пример, обжегся и понимаешь слово «нельзя»). Суть – предвосхищение событий.

4)               Функция побуждения и поддержания деятельности. (По Рубинштейну) Эмоция -  субъективная форма существования потребностей.  Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об её успешности или препятствиях.

5)               Функция компенсации информационного дефицита.  Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность. Пример, басня Крылова «Лиса и виноград». Негативная эмоция разочарования от недостижимости винограда ослабляет желание лисы достичь его.

6)               Функция коммуникации-  Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения.  Выражение некоторых эмоций, например, боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей.  Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей.

7)               Функция дезорганизации – Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Но даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы.

 

Классификация по Рубинштейну «Виды эмоциональных переживаний»

       Чувства или эмоции – чувства неоднородны, возникают поочередно в онтогенезе. Сначала появляются аффективная эмоциональная чувствительность, затем предметные чувства, затем – обобщенные мировоззренческие чувства. Обобщенные не соотносятся к какому-либо предмету, мировоззренческие – не возникают ситуативно.

Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью.

Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно,— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Выготский сформулировал принцип единства интеллекта и аффекта: познавательные процессы тесно связаны с эмоциональной сферой.

Интроспекционисты: любое ощущение имеет эмоциональный фон. (например, восприятие цвета). Знак эмоциональной окраски зависит от силы и интенсивности раздражителя.

Связь эмоций и мышления проявляется в эмоциональных синтезах.

Эмоциональный синтез – особое обобщение, которое объединяет предметы по сходному субъективному отношению к ним человека.

Эмоциональная память сохраняет отношение.

Уровень внешнего выражения эмоций:

Поведенческий (мимика, позы, жесты, походка).

Речевой (интонация, тембр, ритм, характер произнесения слов).

Физиологический (тремор, изменения и нарушения координации движений и тела).

Вегетативный (ритм дыхания, падение электрического сопротивления кожи, ритм сердцебиения, давление, сжатие сосудов на периферии – холодные руки).

Биохимический (повышение содержания адреналина, сахара, аскорбиновой кислоты, холестерина в крови).

Классификация по Леонтьеву:

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций — с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особое, преувеличенное значение последнему придается, в частности, в психоанализе. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении — «аффективном взрыве».

Собственно эмоции. В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства.

Чувства. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).

 

По степени осознанности и опосредованности эмоций.

Аффект – непосредственная, бурнопротекающая, кратковременная эмоциональная реакция на внешнюю ситуацию. Приводит к нарушению волевого контроля деятельности.

Аффект может вызвать одна деталь из прошлой аффектогенной ситуации. Очертить ее границы позволяет метод свободных ассоциаций.

Аффект имеет определенную связь со стрессом.

Стресс – глобальная, охватывающая весь организм защитная реакция на сильные эмоциональные раздражители (стрессоры), нарушающие адаптацию.

Бывает физиологический и психологический. Психологический: информационный и эмоциональный.

Операциональный стресс улучшает деятельность. Дистресс – ухудшает.

Собственно эмоции – регулируют деятельность. Субъективные оценки этой деятельности. Эмоции осознаются. Эмоциональный опыт можно произвольно вызвать и передать. Могут выполнять пароль невербальных средств общения. Связаны с целостной предметной ситуацией.

Тревога – эмоц. состояние, вызванное ожиданием изменений в привычной обстановке деятельности. Состояние условного страха. Тревожность – индивидуальная  черта.

Фрустрация

Способы выхода из фрустрации:

Уход от деятельности

Агрессия

Регрессия (слезы)

Фантазирование

Рационализация

Замещение.

Чувства – надситуативны. Устойчивые эмоциональные отношения к объектам, представляющим для личности постоянную ценность. Закреплены в общественной или индивидуальной культуре.

Это ведущие эмоционально-смысловые образования личности. Их содержание совпадает с ведущими мотивами личности. Это ВПФ человека.

Эмоции – выражение субъективных состояний человека, которые возникают в его деятельности по отношению к какому-нибудь объекту.

students-library.com

Определение эмоций

Психология Определение эмоций

просмотров - 130

ЭМОЦИИ

Резюме

Категория сознания в психологии является одной из тех ка­тегорий, относительно содержания которых нет единодушия. В то же время многие психологи соглашаются с тем, что сознание представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся продуктом исторического разви­тия человека и возникающую в процессе совместной продуктивной, предметной деятельности людей и их общения посредством языка. Обладание языком явля­ется одним из бесспорных, присущих только человеку качеств. Способность че­ловека посредством языка образовывать категории вынуждает связать с этой способностью то качественное своеобразие его психической жизни, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и придает ей форму сознания. С помощью языка человек может на основе чув­ственных данных формировать абстрактные категории, которые в дальнейшем в свою очередь организуют ощущения, восприятие, мышление и память. С обре­тением языка человек получает возможность, вступая с самим собой в коммуникацию, выстраивать развернутые рассуждения и доказательства и произвольно управлять своими действиями. В соответствии с теорией лингвистической относительности восприятие и интерпретация событий человеком зависят от струк­турных свойств языка, которым он пользуется. Язык же в свою очередь зависит от образа жизни данной группы людей. Диалоговая природа сознания коренит­ся в его происхождении, в знании, разделœенном с другим человеком, и получен­ном в процессе совместной с ним предметной деятельности, и обозначенном об­щим для обоих участников этой деятельности знаком. Будучи сходным образом мотивированными и, следовательно, имея общую цель, имея дело с одним и тем же объектом (ситуацией) в процессе совместных действий с ним, люди приобре­тают сходный опыт, характеризующийся сходными чувственными образами этого объекта (ситуации), сходными схемами действий с ним и переживанием сходных эмоций. Связывая всœе эти субъективные переживания, возникающие в подобных повторяющихся ситуациях совместного действия с данной категори­ей объектов, с определœенным жестом или звуком (знаком) и обобщая посред­ством этого знака наиболее существенные, поддающиеся согласованию пережи­вания, оба участника этого совместного действия становятся носителями совме­стного знания (со-знания) об этой категории. Именно так формируется общее для них значение категории отношений, обозначенное данным знаком (словом), ᴛ.ᴇ. значение знака.

Вопросы и задания

для самоконтроля

1. Что такое язык?

2. Как связаны между собой язык и сознание человека?

3. Каков психологический смысл термина «сознание»?

4. В чем сущность гипотезы культурно-лингвистической относительности?

Глава 5

Когда человека хотят изобразить существом, лишенным че­ловеческих качеств, прибегают к двум крайностям: либо представляют его по­добным автомату, роботу, бесстрастно вычисляющему преимущества и недо­статки своего положения в данной ситуации, либо, наоборот, уподобляют его животному, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ведет себя импульсивно и эмоционально, непосредственно реагируя на происходящие события без учета возможных последствий. И наобо­рот, когда хотят придать роботу человеческие качества, его наделяют чувствами, способностью к состраданию и даже некоторой долей безрассудства. «Очелове­чивание» же животного связывается с приданием его поведению большей сдер­жанности, рассудительности и целœеустремленности. Взаимоотношения между чувствами и рассудком, разумом и эмоциями являются центральной темой всœей мировой художественной литературы и драматургии. Человек, способный на сильное чувство, на самопожертвование во имя любви вызывает симпатию. Ге­рой, оказавшийся в исключительно выгодном для себя положении благодаря своей холодной, бесстрастной расчетливости, вызывает чувство неприязни и презрения. В то же время человек сдержанный, способный к трезвой оценке си­туации, несмотря на обуревающие его эмоции, вызывает уважение, так же как у некоторых людей появляется чувство зависти к человеку, способному прояв­лять свои эмоции и желания естественно и непринужденно. Лавирование меж­ду «Сциллой» разума и «Харибдой» чувств является вечной проблемой человека как личности.

Несмотря на то что эмоции и чувства хорошо известны подавляющему боль­шинству людей, формально определить их весьма непросто. Затруднения в пе­реводе их содержания на научный язык связаны с глубоко субъективным харак­тером переживания эмоциональных реакций, состояний и чувств и отсутствием их аналогов в иных психических явлениях. В каких бы терминах мы ни пыта­лись выразить наши эмоции и чувства, как бы полно мы это ни делали, всœегда остается нечто, что не поддается описанию.

Ссылки на такие физиологические проявления, как сердцебиение, учащение дыхания, потливость или мышечная дрожь или такие изменения в психической сфере, как утрата четкости восприятия последовательности мышления, обострение или притупление ощущений, или на ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, отчасти передают внутренние переживания эмоций, но целостный характер и отдельные иногда очень важные нюансы   Необходимыми условиями возникновения эмоций являются: наличие потребностей и знания об особеннос­тях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.  

переживаний в таких описаниях могут теряться. Именно в связи с этим люди тратят так много слов и времени для выражения того, что можно, эмоционально пережить в считанные секунды. Невыразимость эмоции с помощью речевых средств связана с их принципиально различной природой: язык дискретен, прерывист, в то время как эмоции градуальны, непрерывны. Именно в связи с этим для передачи эмоциональных состояний люди изобретают отличные от речи средства, обладающие свойствами целостного охвата происходящего и непрерывностью изменений ¾ это «язык» искусства. В познании человеком эмоций и чувств искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Психология поэто­му ¾ и наука, и искусство. Научная психология с помощью языка науки формально определяет психические явления и исследует их, основываясь на этих определœениях; психология как искусство ¾ это практическая психология, где понимание другого человека построено на использовании всœех доступных средств взаимодействия, в том числе и таких царалингвистических средств, как интонация, мимика, жестикуляция, позы и др.

Прежде чем формально определить эмоции, давайте в общих чертах, опираясь на личный опыт, вспомним, в каких ситуациях эмоции возникают и какие условия для ЭТОГО необходимы. Такой анализ неизбежно покажет, что одним из важнейших условий для возникновения эмоций является наличие какой-то подробности, желания или интереса. Нас оставляют равнодушными предметы и ситуации, которые не выражают наших интересов и потребностей. Мы смеёмся, плачем, тревожимся, негодуем, удивляемся, любим, испытываем неприязнь и т.д. только тогда, когда хотим что-либо получить или чего-либо избежать, когда получаем неожиданно много или слишком мало из того, что хотим, или когда нам не удается получитьто, что мы желаем, или же на нас сваливается многое из того чего мы пытались всячески избежать. Сама ситуация, содержащая обещание исполнения наших желаний, или угрозу их неисполнения, или даже угрозу появления нежелаемого, или обещание неисполнения нежелательного вызывает соответствующие эмоции. Особенно сильные эмоции человек испытывает в связи с фундаментальными потребностями, удовлетворение которых имеет жизненно важное значение ¾ это потребности в самосохранении, развитии и продолжении рода.

Следовательно, необходимыми, даже на первый взгляд условиями возникновения эмоций являются: наличие потребностей и знания об Обычной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения. Для того чтобы оставаться в рамках научной психологии, нам крайне важно дать такое формальное определœение эмоций, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ учитывало бы эти основные условия. Поскольку эмоции ¾ это психические феномены, ᴛ.ᴇ. являются частью психики, Эмоции — это психическое отраже­ние в форме непо­средственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловлен­ного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.  

при установлении и родовидовых отношений между эмоциями и психикой основное свойство психики — отражение действительности — должно присутствовать и в определœении эмоций.

Итак, эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного, при­страстного переживания, жизненного смысла явлений и ситу­аций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (Психология: Словарь, 1990).

Как видим, не удалось полностью избежать некоторой тавтологии, поскольку пристрастное переживание — это и есть эмоциональное переживание. Тем не менее, в этом опре­делœении содержится одна из базовых особенностей эмоций, отличающая их, к примеру, от познавательных процессов — непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможно­стью ее удовлетворения.

Читайте также

  • - Определение эмоций

    ЭМОЦИИ Резюме Категория сознания в психологии является одной из тех ка­тегорий, относительно содержания которых нет единодушия. В то же время многие психологи соглашаются с тем, что сознание представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся... [читать подробенее]

  • - Первый вопрос. Определение эмоций и основные аспекты их изучения

    Сразу введем важное предупреждение. Когда будете читать тексты для семинарских занятий, то не пугайтесь пестроты терминологии. Терминология что в психологии эмоций, что воли – очень разнообразна. Термины – эффект, эмоции, чувства... и каждый раз нужно выяснять, что... [читать подробенее]

  • - Определение эмоций

    ЭМОЦИИ Резюме Категория сознания в психологии является одной из тех ка­тегорий, относительно содержания которых нет единодушия. В то же время многие психологи соглашаются с тем, что сознание представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся... [читать подробенее]

  • - Работа 3. Определение эмоций и чувств по внешности.

    Работа 2. Связь эмоций с познанием (на примере слуховых впечатлений). Цель: показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере слуховых впечатлений. Материал: список 8 бессмысленных слов (терилья, щешп, жертус, кесуфе, вумп, тибеш, гувеза,... [читать подробенее]

  • - Работа 3. Определение эмоций и чувств по внешности.

    Работа 2. Связь эмоций с познанием (на примере слуховых впечатлений). Цель: показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере слуховых впечатлений. Материал: список 8 бессмысленных слов (терилья, щешп, жертус, кесуфе, вумп, тибеш, гувеза,... [читать подробенее]

  • - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ. СВЯЗЬ эмоций с когнитивными ПРОЦЕССАМИ, ПОВЕДЕНИЕМ И ЛИЧНОСТЬЮ

    РЕЗЮМЕ Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют самые разные мнения - некоторые ученые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но есть и противоположный подход, тот, который... [читать подробенее]

  • - МЫШЛЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ

    Как уже отмечалось, мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач(например, школьного типа). Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка... [читать подробенее]

  • - Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

    Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек... [читать подробенее]

  • - Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

    Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Определение эмоций

    Педагогика Определение эмоций

    просмотров - 79

    ЭМОЦИИ

    Резюме

    Категория сознания в психологии является одной из тех ка­тегорий, относительно содержания которых нет единодушия. В то же время многие психологи соглашаются с тем, что сознание представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся продуктом исторического разви­тия человека и возникающую в процессе совместной продуктивной, предметной деятельности людей и их общения посредством языка. Обладание языком явля­ется одним из бесспорных, присущих только человеку качеств. Способность че­ловека посредством языка образовывать категории вынуждает связать с этой способностью то качественное своеобразие его психической жизни, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и придает ей форму сознания. С помощью языка человек может на основе чув­ственных данных формировать абстрактные категории, которые в дальнейшем в свою очередь организуют ощущения, восприятие, мышление и память. С обре­тением языка человек получает возможность, вступая с самим собой в коммуникацию, выстраивать развернутые рассуждения и доказательства и произвольно управлять своими действиями. В соответствии с теорией лингвистической относительности восприятие и интерпретация событий человеком зависят от струк­турных свойств языка, которым он пользуется. Язык же в свою очередь зависит от образа жизни данной группы людей. Диалоговая природа сознания коренит­ся в его происхождении, в знании, разделœенном с другим человеком, и получен­ном в процессе совместной с ним предметной деятельности, и обозначенном об­щим для обоих участников этой деятельности знаком. Будучи сходным образом мотивированными и, следовательно, имея общую цель, имея дело с одним и тем же объектом (ситуацией) в процессе совместных действий с ним, люди приобре­тают сходный опыт, характеризующийся сходными чувственными образами этого объекта (ситуации), сходными схемами действий с ним и переживанием сходных эмоций. Связывая всœе эти субъективные переживания, возникающие в подобных повторяющихся ситуациях совместного действия с данной категори­ей объектов, с определœенным жестом или звуком (знаком) и обобщая посред­ством этого знака наиболее существенные, поддающиеся согласованию пережи­вания, оба участника этого совместного действия становятся носителями совме­стного знания (со-знания) об этой категории. Именно так формируется общее для них значение категории отношений, обозначенное данным знаком (словом), ᴛ.ᴇ. значение знака.

    Вопросы и задания

    для самоконтроля

    1. Что такое язык?

    2. Как связаны между собой язык и сознание человека?

    3. Каков психологический смысл термина «сознание»?

    4. В чем сущность гипотезы культурно-лингвистической относительности?

    Глава 5

    Когда человека хотят изобразить существом, лишенным че­ловеческих качеств, прибегают к двум крайностям: либо представляют его по­добным автомату, роботу, бесстрастно вычисляющему преимущества и недо­статки своего положения в данной ситуации, либо, наоборот, уподобляют его животному, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ведет себя импульсивно и эмоционально, непосредственно реагируя на происходящие события без учета возможных последствий. И наобо­рот, когда хотят придать роботу человеческие качества, его наделяют чувствами, способностью к состраданию и даже некоторой долей безрассудства. «Очелове­чивание» же животного связывается с приданием его поведению большей сдер­жанности, рассудительности и целœеустремленности. Взаимоотношения между чувствами и рассудком, разумом и эмоциями являются центральной темой всœей мировой художественной литературы и драматургии. Человек, способный на сильное чувство, на самопожертвование во имя любви вызывает симпатию. Ге­рой, оказавшийся в исключительно выгодном для себя положении благодаря своей холодной, бесстрастной расчетливости, вызывает чувство неприязни и презрения. В то же время человек сдержанный, способный к трезвой оценке си­туации, несмотря на обуревающие его эмоции, вызывает уважение, так же как у некоторых людей появляется чувство зависти к человеку, способному прояв­лять свои эмоции и желания естественно и непринужденно. Лавирование меж­ду «Сциллой» разума и «Харибдой» чувств является вечной проблемой человека как личности.

    Несмотря на то что эмоции и чувства хорошо известны подавляющему боль­шинству людей, формально определить их весьма непросто. Затруднения в пе­реводе их содержания на научный язык связаны с глубоко субъективным харак­тером переживания эмоциональных реакций, состояний и чувств и отсутствием их аналогов в иных психических явлениях. В каких бы терминах мы ни пыта­лись выразить наши эмоции и чувства, как бы полно мы это ни делали, всœегда остается нечто, что не поддается описанию.

    Ссылки на такие физиологические проявления, как сердцебиение, учащение дыхания, потливость или мышечная дрожь или такие изменения в психической сфере, как утрата четкости восприятия последовательности мышления, обострение или притупление ощущений, или на ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, отчасти передают внутренние переживания эмоций, но целостный характер и отдельные иногда очень важные нюансы   Необходимыми условиями возникновения эмоций являются: наличие потребностей и знания об особеннос­тях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.  

    переживаний в таких описаниях могут теряться. Именно в связи с этим люди тратят так много слов и времени для выражения того, что можно, эмоционально пережить в считанные секунды. Невыразимость эмоции с помощью речевых средств связана с их принципиально различной природой: язык дискретен, прерывист, в то время как эмоции градуальны, непрерывны. Именно в связи с этим для передачи эмоциональных состояний люди изобретают отличные от речи средства, обладающие свойствами целостного охвата происходящего и непрерывностью изменений ¾ это «язык» искусства. В познании человеком эмоций и чувств искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Психология поэто­му ¾ и наука, и искусство. Научная психология с помощью языка науки формально определяет психические явления и исследует их, основываясь на этих определœениях; психология как искусство ¾ это практическая психология, где понимание другого человека построено на использовании всœех доступных средств взаимодействия, в том числе и таких царалингвистических средств, как интонация, мимика, жестикуляция, позы и др.

    Прежде чем формально определить эмоции, давайте в общих чертах, опираясь на личный опыт, вспомним, в каких ситуациях эмоции возникают и какие условия для ЭТОГО необходимы. Такой анализ неизбежно покажет, что одним из важнейших условий для возникновения эмоций является наличие какой-то подробности, желания или интереса. Нас оставляют равнодушными предметы и ситуации, которые не выражают наших интересов и потребностей. Мы смеёмся, плачем, тревожимся, негодуем, удивляемся, любим, испытываем неприязнь и т.д. только тогда, когда хотим что-либо получить или чего-либо избежать, когда получаем неожиданно много или слишком мало из того, что хотим, или когда нам не удается получитьто, что мы желаем, или же на нас сваливается многое из того чего мы пытались всячески избежать. Сама ситуация, содержащая обещание исполнения наших желаний, или угрозу их неисполнения, или даже угрозу появления нежелаемого, или обещание неисполнения нежелательного вызывает соответствующие эмоции. Особенно сильные эмоции человек испытывает в связи с фундаментальными потребностями, удовлетворение которых имеет жизненно важное значение ¾ это потребности в самосохранении, развитии и продолжении рода.

    Следовательно, необходимыми, даже на первый взгляд условиями возникновения эмоций являются: наличие потребностей и знания об Обычной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения. Для того чтобы оставаться в рамках научной психологии, нам крайне важно дать такое формальное определœение эмоций, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ учитывало бы эти основные условия. Поскольку эмоции ¾ это психические феномены, ᴛ.ᴇ. являются частью психики, Эмоции — это психическое отраже­ние в форме непо­средственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловлен­ного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.  

    при установлении и родовидовых отношений между эмоциями и психикой основное свойство психики — отражение действительности — должно присутствовать и в определœении эмоций.

    Итак, эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного, при­страстного переживания, жизненного смысла явлений и ситу­аций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (Психология: Словарь, 1990).

    Как видим, не удалось полностью избежать некоторой тавтологии, поскольку пристрастное переживание — это и есть эмоциональное переживание. Тем не менее, в этом опре­делœении содержится одна из базовых особенностей эмоций, отличающая их, к примеру, от познавательных процессов — непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможно­стью ее удовлетворения.

    Читайте также

  • - Определение эмоций

    ЭМОЦИИ Резюме Категория сознания в психологии является одной из тех ка­тегорий, относительно содержания которых нет единодушия. В то же время многие психологи соглашаются с тем, что сознание представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся... [читать подробенее]

  • - Первый вопрос. Определение эмоций и основные аспекты их изучения

    Сразу введем важное предупреждение. Когда будете читать тексты для семинарских занятий, то не пугайтесь пестроты терминологии. Терминология что в психологии эмоций, что воли – очень разнообразна. Термины – эффект, эмоции, чувства... и каждый раз нужно выяснять, что... [читать подробенее]

  • - Определение эмоций

    ЭМОЦИИ Резюме Категория сознания в психологии является одной из тех ка­тегорий, относительно содержания которых нет единодушия. В то же время многие психологи соглашаются с тем, что сознание представляет собой высшую форму психического отражения, являющуюся... [читать подробенее]

  • - Работа 3. Определение эмоций и чувств по внешности.

    Работа 2. Связь эмоций с познанием (на примере слуховых впечатлений). Цель: показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере слуховых впечатлений. Материал: список 8 бессмысленных слов (терилья, щешп, жертус, кесуфе, вумп, тибеш, гувеза,... [читать подробенее]

  • - Работа 3. Определение эмоций и чувств по внешности.

    Работа 2. Связь эмоций с познанием (на примере слуховых впечатлений). Цель: показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере слуховых впечатлений. Материал: список 8 бессмысленных слов (терилья, щешп, жертус, кесуфе, вумп, тибеш, гувеза,... [читать подробенее]

  • - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ. СВЯЗЬ эмоций с когнитивными ПРОЦЕССАМИ, ПОВЕДЕНИЕМ И ЛИЧНОСТЬЮ

    РЕЗЮМЕ Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют самые разные мнения - некоторые ученые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но есть и противоположный подход, тот, который... [читать подробенее]

  • - МЫШЛЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ

    Как уже отмечалось, мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач(например, школьного типа). Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка... [читать подробенее]

  • - Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

    Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек... [читать подробенее]

  • - Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

    Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Twitter
    Нравится

    Поиск по сайту

    Email рассылка

    Узнавай первым

    об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

    Подробнее об этом

    Новое на форуме

    Нет сообщений для показа