Эмоции и чувства человека. Почему возникают эмоции и чувства


Причины возникновения различных эмоций

ТОП 10:

Эмоция радости возникает чаще всего при достижении человеком социально значимых результатов, когда его начинают ценить другие, и он осознает, что его любят и уважают. Встречи с близкими друзьями; посещение мест, в которых давно не был; избавление от негативных эмоций — гнева, страха; интерес и близость к природе и искусству; ощущение полноты здоровья — все эти переживания неразрывно связаны с ощущением личностного роста, расширения собственного Я. Важным психологическим феноменом чувства радости является сопричастность со всем миром в целом, когда человек ощущает свое единство с ним.

Отрицательных переживаний в жизни человека оказывается гораздо больше, чем положительных. По своему характеру их разделяют на активные — cтpax, гнев, отвращение, и пассивные — горе, печаль, страдание. Страдать, согласно К. Изарду, — значит быть обескураженным и упавшим духом. Страдая, человек чувствует себя изолированным, оторванным от людей, особенно тех, кто о нем заботится. Расставание с друзьями, неуспехи в работе и учебе, говорящие о несостоятельности человека, невозможности соответствовать нормам общественных стандартов, тоже является источником страдания.

Переживание горя связано с утратой человеком чего-либо ценного и любимого. Это может быть не только человек, но и какая-либо дорогая для сердца вещь, а также его социальная роль в обществе.

Несмотря на всю свою нежелательность в жизни, чувства страдания связывают нас с нашими близкими, способствуют сплочению людей, усиливают духовную связь между ними.

Переживания гнева связаны с ощущениями разочарования, обиды, обмана. Перед тем как взорваться в гневе, человек нередко долго страдает. Превышение определенного уровня порога страдания приводит к гневу. Переживание гнева связано с повышением уверенности человека в своих силах, энергетической мобилизацией, ощущением физической силы. Гнев ослабляет или подавляет страх. Поэтому контролируемый гнев нередко используется в психотерапевтических целях. Нападение в гневе почти всегда приводит к нарушению этических кодексов поведения. Вот почему приобщение к социальной жизни связано с умением подавлять гнев и направлять его в конструктивное русло.

Эмоции страха возникают в случае угрозы нанесения вреда в физическом или психологическом плане. Это чувство, так же как и страдание, может увеличивать силу социальных связей, когда человек в трудную минуту обращается за помощью к другим. Страх может как парализовать, так и мобилизовать энергию для борьбы. Изначально страх связан с общим чувством неуверенности. Поэтому одни люди бывают более пугливы, чем другие. Страхи чаще возникают в одиночестве, в незнакомой обстановке, при внезапном приближении чего-то или кого-то; как правило, страх сопровождает физическую боль. Иногда это чувство возникает, когда человек находится на высоте. Более боязливые люди склонны скорее подчиняться авторитетам, поэтому многие родители для достижения послушания нередко используют приемы запугивания ребенка. Однако это не является психологически оправданным. Гораздо более перспективным является такое воспитание, при котором родители не применяют запугивание, а объясняют, почему нельзя что-то делать. Ребенка также учат сопротивляться своим страхам, противодействовать им, наступая, вместо того, чтобы отступать.

Эмоции стыда возникают при переживании поражения, унижения, отчужденности. Стыдясь, человек чувствует себя объектом презрения, насмешки и унижения. Еще Дарвин отмечал, что когда человек краснеет от стыда, то «теряет присутствие духа», говорит и делает нелепые вещи. Человек чувствует себя как будто нищим, потерпевшим поражение и потерявшим достоинство. Взрослый человек, как отмечает К. Изард. — чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение.

Высокие показатели стыда характерны для людей, потерпевших неудачу в группе, низкие — при успешном выполнении задания. Поскольку люди интровертного плана легче и лучше выполняют задания в одиночку, а в групповом действии нередко теряются, то чувство стыда им более свойственно по сравнению с экстравертами.

Формирование чувства стыда у ребенка связано с порицанием со стороны родителей. Если ребенка часто стыдят, критикуют, наказывают и осуждают, у него развивается неверие в свои силы и боязнь других людей, а это может привести к боязни собственных родителей и недоверию к ним. Нередко переживаемое чувство стыда ведет к депрессии и страданию, если родители не помогают ребенку преодолевать трудности.

Чувствительные к оценкам окружающих, стыдливые люди, как правило, никогда не нарушают общественных норм поведения. Тот, кто пренебрегает своими обязанностями в отношении групповой защиты, например, уклоняется от выполнения воинского долга во время войны, может быть подвержен унижению и презрению. Гордость не позволяет человеку быть трусливым и заставляет его превозмогать страх, чтобы не испытывать потом муки унижения от стыда.

Наиболее уязвим для переживания стыда человек без необходимых умений, знаний и навыков. «Комплекс неполноценности» переживается как чувство стыда из-за отсутствия необходимых способностей и возможности занять достойное место в общественной жизни. Во избежание стыда человек упорно развивает доставшиеся ему от природы таланты.

Развитие чувства вины происходит под влиянием родителей, которые стараются привить своим детям чувство ответственности. Переживание вины связано с нарушением моральных и религиозных кодексов поведения. Отличие стыда от вины заключается в том, что стыд возникает в присутствии других людей, т. е. в групповом действии, реальном или воображаемом; чувствуя вину, человек может действовать один и наказывать себя сам.

Переживание стыда и вины всегда действует в направлении снижения самооценки, что психологически всегда болезненно.

Вина возникает в детском возрасте наиболее органично при боязни ребенка уменьшения любви со стороны родителей. Такая нравственная черта личности, как совестливость — способность противостоять искушению — тесно связана с умением переживать чувство вины и осознавать свою роль в огорчении других.

Наибольшее значение для возникновения чувства вины имеет развитие идеального Я индивида и его расхождение с Я реальным. Понимание такого несоответствия лежит в основе стыда и вины. Но для такого понимания необходимо иметь определенные интеллектуальные навыки. Поэтому способность к переживанию стыда и вины повышается вместе с развитием умственных способностей. Более развитые дети более способны к переживанию вины; лица с низкой выраженностью вины больше опасаются внешнего наказания.

Особенностью эмоциональных переживаний является то, что в чистом виде они практически не существуют. Любое переживание — это почти всегда конгломерат различных эмоций. Например, эмоция гнева может включать в себя еще и чувства отвращения, презрения, интереса, удивления, страдания; эмоция радости — интереса, удивления, застенчивости; эмоции стыда и вины — страдания, удивления, гнева.

Эмоции и стресс

Современные представления о состоянии эмоционального напряжения разработаны в концепции американского физиолога У. Кеннона о гомеостазисе (внутреннее равновесие различных функций организма) и канадского ученого Г. Селье об общем адаптационном синдроме, т. е. специфической защитной реакции организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия внешней среды. Стрессовая ситуация активизирует нервную систему и повышает уровень приспособляемости организма. Однако здесь нет прямой зависимости.

 

В начале нашего века английские психофизиологи Р. Йеркс и Дж. Додсон показали, что активизация нервной системы сверх определенного критического уровня приводит к снижению эффективности деятельности. Графически это выглядит так (рис. 3):

Рис. 3

Когда уровень стресса небольшой, то низкую работоспособность можно объяснить как результат малой вовлеченности внутренних резервов организма в сложную деятельность. По свидетельству современников Листа, отсутствие публики снижало его чувство ответственности перед выступлением и он, как правило, хуже играл. При росте напряжения сверх оптимального уровня происходит падение работоспособности, что связано с появлением при перевозбуждении тормозных процессов и мышечных зажимов. Чувствительность к напряжению связана с силой и выносливостью нервной системы. Чем сложнее деятельность и чем слабее нервная система, тем скорее при меньшем уровне стресса достигается критическая точка успеха выполнения деятельности.

Эмоции в музыке

Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Подобное стремится к подобному и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков — Аристотеля, Платона, пифагорейцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

В таком же ключе говорили о назначении и возможностях музыки и сторонники теории аффектов, не без основания полагавшие, что музыка способна выразить все душевные страсти человека. От музыканта требовалось, чтобы для более сильного и убедительного воздействия на души слушателей он умел переживать передаваемые им аффекты. Так, знаменитый клавесинист XVIII в. Филипп Эмануэль Бах отмечал, что «музыкант может тронуть сердце слушателя, только если сам он преисполнен переживаниями. Он должен сам находиться в состоянии аффекта, который хочет передать слушателям; при исполнении печальных и томных фраз он должен ощущать эту печаль. Так же обстоит дело с веселыми, бурными темами, аффекты которых музыкант должен ощутить в себе» (цит. по: 194. С. 269).

Исследователи теории аффектов устанавливали, при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию. Так, говоря о правилах употребления в музыке консонансов и диссонансов, французский композитор Рамо отмечал: «Консонансные аккорды употребляются повсюду, но чаще всего, насколько возможно, они должны употребляться в песнях веселья и величия, и, так как нельзя не примешивать к ним диссонирующие аккорды, нужно делать так, чтобы диссонансы появлялись естественно, чтобы они были, насколько это возможно, подготовлены и чтобы голоса, которые более всего выделяются, как верхний голос и бас, всегда консонировали между собой. Мягкость и нежность иногда достаточно хорошо выражаются приготовленными малыми диссонансами... Томления и страдания превосходно выражаются задержанием, особливо хроматических диссонансов. Отчаяние и все чувства, которые ведут к исступлению или в которых есть что-то поражающее, требуют всевозможных диссонансов неприготовленных и, особливо, господствовавших в верхнем голосе» (цит. по: 78. Т. 2. С. 17).

Подробное описание выражения чувств в музыке оставил нам в одном из своих трактатов теоретик Кванц: «Вот признаки, на основании коих, если не всегда, то в большинстве случаев можно заключить, какой аффект господствует и как, следовательно, построить исполнение надлежит: должно ли оно ласкающим быть, грустным или нежным, веселым, грубым, серьезным и т. д. Сие познается: 1. По тональности, мажорная она или минорная. Мажор обыкновенно употребляется для выражения веселого, бодрого, серьезного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности... 2. Можно узнать чувства по встречающимся интервалам: велики они или малы, по тому, надо ли играть легато или стаккато. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, из отдельных скачков состоящие или из таких фигур, где точки стоят всегда после второй ноты, выражают веселое и грубое. Пунктированные и выдержанные ноты серьезное и патетическое выражают; смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми величественное и возвышенное выражают. 3. Можно понять чувства по диссонансам... Они производят не одинаковые, но всегда отличные друг от друга действия. 4. Указателем господствующего чувства является, наконец, слово, стоящее в начале каждой пьесы, как-то: allegro, ab поп tanto; assain т. д.» (цит. по: 78. Т. 1. С. 23).

Анализируя закономерности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж. Хэр-рис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несет в себе определенное настроение. «Цель музыки — возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее... На основе внутреннего естественного сродства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи» (цит. по: 194. С. 280).

Хэррис высказывал и такую интересную мысль, что поэтический текст, давая направление музыкальному аффекту, увеличивает силу его действия: «Музыка и поэзия по отдельности никогда не дадут такого аффекта, который достигается при их объединении. Одна поэзия неизбежно утрачивает многие из своих блестящих идей, затрачивая силы на возбуждение асрфектов, тогда как при содействии своего союзника эти аффекты могут быть доведены до самого высокого уровня. Музыка же сама по себе возбуждает только аффекты, которые быстро ослабевают и без поддержки полнокровных образов поэзии гаснут» (цит. по: 194. С. 280).

Моделирование эмоций

Согласно данным современных представлений, эмоция синтезируется из отдельных семантических значений, в которых основой для дифференциации эмоций является движение, устремленность, окраска и напряжение музыкального переживания. При этом значение целого, семантический результат, зафиксированный в правой части из предлагаемых ниже формул, не содержится в значениях, вступающих во взаимодействие (см.: 117. С. 10):

Импульсивные, возбужден- + радостная, светлая = ликование

ные, быстрые движения окраска

Резкие движения + печальная окраска = бурное отчаяние

Ожидание + напряжение = стремление, влече-

ние, желание

Стремление + недоведенность до = томление

цели

Устремленность, отмечает В.В. Медушевский, является отличительным признаком ряда эмоций. Она «несовместима, например, с унынием, грустью, меланхолией, созерцательным настроением. В произведениях пасторального характера избегаются средства, создающие острые тяготения — секвенции, отклонения, модуляции». Характеризуя значение напряжения, В.В. Медушевский указывает, что его отсутствие или наличие разграничивает и сходные эмоции: «Сравним радость тихую, спокойную, созерцательную с радостью — глубоким чувством, сопровождаемым ощущением полноты, той радости, про которую говорят, что от нее дух захватывает» (117. С. 70).

Обобщая все вышеприведенные данные, а также учитывая тот факт, что в классификации темперамента в большинстве теорий присутствуют два компонента — активность и знак переживания (положительный или отрицательный), мы пришли к выводу, что кодирование различных эмоциональных состояний возможно при помощи следующей матрицы (рис. 4):

Рис. 4

Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

I. Медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, грустные, унылые, скорбные, трагичные.

II. Медленный темп + мажорная окраска = характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.

III. Быстрый темп + минорная окраска = характер музыкальных произведений напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой.

IV. Быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Предлагаемая матрица, как нам представляется, достаточно объективно схватывает сущность той или иной эмоции, содержащейся в музыкальном произведении. Для того чтобы наполнить эту матрицу конкретным содержанием, был проведен следующий эксперимент. Группе музыкантов-экспертов (5 человек) были даны карточки, на которых были написаны названия различных музыкальных произведений, с просьбой сгруппировать их по признаку общности выраженных в музыке эмоциональных состояний. В результате этого эксперимента были выявлены четыре группы музыкальных произведений, которые можно соотнести по двум характеристикам: темп (медленный-быстрый), и лад (мажор‑минор). Результаты эксперимента отражены в табл. 4.

Таблица 4

Параметры темпа и лада Литературные определения Названия произведений
Медленная, ма- жорная Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, светлая Бородин. Ноктюрн из Второго струнного квартета; Шопен. Ноктюрн Фа мажор, крайние части; Шопен. Этюд Ми мажор, крайние части; Шуберт. Ave Мала; Сен-Сане. Лебедь
Медленная, ми- норная Сумрачная, трагическая, мра- чная, тоскливая, гнетущая, подавленная, унылая, скорб- ная Чайковский. Пятая симфония, вступление; Он же. Шестая симфония, Финал; Григ. «Смерть Озе»; Шопен. Прелю- дия до минор; Он же. Марш из сонаты си-бемоль минор
Быстрая, минор- ная Драматичная, взволнованная, тревожная, беспокойная, мя- тежная, сердито-гневная, от- чаянная Шопен. Этюд № 12; Чайков- ский. Шестая симфония 1 ч.; Бетховен. 14 сон., финал; Онже. 23 сон., финал: «Эгмонт»; Шуман. «Порыв»; Прокофьев. «Наваждение»
Быстрая, мажор- ная Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шостакович. «Праздничная увертюра»; Лист. Рапсодия № 12, финал; Глинка. «Руслан и Людмила», Увертюра; Бет- ховен. Финалы Пятой и Девя- той симфоний

Нам представляется возможным любое музыкальное произведение расположить в той или иной системе предложенных координат, хотя мы понимаем, что в некоторых случаях это сделать сложно, так как во многих музыкальных произведениях выражаемые эмоции очень переменчивы. Поэтому для эксперимента мы выбрали такие произведения, которые имели четко выраженный характер.

Как можно видеть из приведенной выше таблицы, каждая область основных эмоциональных проявлений человека, среди которых мы выделяем спокойствие, печаль, радость и гнев, характеризуется совершенно определенным строем мыслей и образом действий. Наличие развитой эмоциональной сферы имеет большое значение для формирования личности человека.

Социально зрелая личность должна, вероятно, характеризоваться способностью к установлению большого количества дружеских связей и чувством оптимизма, как это можно наблюдать у сангвиника; умением глубоко и обстоятельно рассматривать проблему и верность жизненным принципам, как это проявляется у флегматиков; чуткостью, отзывчивостью и деликатностью в межличностном общении, как это проявляется у меланхоликов; умением концентрировать большое количество нервно-психической энергии для достижения поставленной цели, активно утверждать свои жизненные ценности, как это проявляется у холериков. Музыкальное воспитание, знакомя школьников с различными эмоциональными состояниями, делает его одновременно и более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного школьника, тем самым расширяя и углубляя его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми. В предлагаемом нами принципе моделирования эмоций можно увидеть и характер отношения человека к какой-либо ценности, отражаемой при помощи музыки. Так, скорбная и элегическая музыка чаще всего выражает отрицательные эмоции человека по поводу утраты им какой-то определенной ценности.

Музыка радостного характера передает настроения человека, достигшего в своей жизни то, что в его представлении является важным и ценным. Тревожная, воинственно-наступательная по характеру музыка передает чувства человека, борющегося за достижение той или иной ценности. Спокойная, созерцательная музыка передает как бы философские размышления человека о жизни в ее многообразных проявлениях.

Естественно признать, что сила и устойчивость ценностных ориентации человека зависят от того, насколько широко они представлены в его переживаниях. От этого зависит и моральное состояние человека, ибо отношение к объекту, построенное только на эмоциях одного вида, способны деформировать личность. Так происходит с человеком, находящимся по каким-либо причинам в состоянии хронического озлобления.

Исходя из указаний относительно того, что чувства имеют предметную направленность и иерархическую соподчиненность, мы можем представить взаимоотношение эмоций и чувств в следующей модели (рис. 5).

 

Рис. 5

Эта модель наглядно показывает, что предметное чувство, равно как и ценностная ориентация, в своем развитии должны опираться на эмоции всех основных модальностей. Смысл музыкально-нравственного воспитания заключается в том, чтобы вызвать у человека (слушателя) конкретные эмоциональные переживания и ориентировать, направить их на общественно-значимые ценности.

Более сложные модели эмоций

Внутри указанных закономерностей моделирования эмоций средствами музыки можно найти много других различий, если воспользоваться более тонкими подходами к проблеме. Один из таких подходов связан с использованием принципов шкалы Миннесотского многофакторного опросника, получившего название у профессиональных психологов MMPI (подробнее см.: 166). Этот тест, имеющий 10 шкал, раскрывает различные стороны эмоциональных проявлений личности. По профилю этих шкал психологи могут определить особенности личности испытуемого (рис. 6).

Рис. 6.

Профиль шкал испытуемых с нормальным типом реагирования (а) и с депрессивным (б)

Эти шкалы могут быть расположены в той же сетке координат, которая используется в модели личности по Айзенку (рис. 7).

Рис. 7

В центре рис. 7 расположены шкалы, отражающие нормальный тип реагирования. По периферии окружности расположены профили, отражающие дезадаптивное состояние. Условные обозначения шкал: 1 — сверхконтроль, 2 — пессимистичность, 3 — эмоциональная лабильность, 4 — импульсивность, 6 — ригидность, 7 — тревожность, 8 — индивидуалистичность, 9 — оптимистичность, 0 — интроверсия; знак «‘» обозначает Т(количество баллов) больше 70, знак «-» означает Т= 50, косая черта означает Т, равное или менее 40. Пятая шкала — мужественности—женственности в схеме не кодируется.

Каждая шкала MMPI раскрывает определенную существенную черту в личности человека в вербальных понятиях, которые имеют свое значение и на языке невербальной коммуникации, т. е. музыки. Приведем краткое описание каждой шкалы и возможные музыкальные произведения, которые им могут соответствовать.

Первая шкала — ипохондрия. Выявляет тенденции человека к повышенному беспокойству о своем здоровье, страхи и опасения за него. Нередко ипохондрики преувеличивают тяжесть своего заболевания, стараясь переложить свои трудности на плечи окружающих, уходя от решения проблем через демонстрацию своей беспомощности и слабости. Здесь мы не найдем проявления внутренней свободы, спонтанного выражения чувств, но увидим избыточную осторожность, боязливость, требовательность к себе и особенно к другим по части соблюдения социально одобряемых норм.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки первой шкалы:

Рахманинов — Этюды-картины: «Ля минор», «До минор», соч. 39;

Онеггер — Пятая симфония, III часть;

Шостакович — Десятая симфония, фрагменты I и II части.

Вторая шкала — депрессия. Говорит сама за себя. Она включает в себя переживания собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, страдания, чувства вины и неуверенности в себе. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки второй шкалы:

Чайковский — Финал Шестой симфонии;

Сибелиус — Грустный вальс;

Дворжак — Песня матери;

Сарасате — Цыганские напевы, медленная часть;

Шопен — Марш го сонаты си-бемоль минор.

Третья шкала — истерия. Характеризует человека со стороны проявления его динамических свойств. Лица, имеющие высокие показатели по этой шкале, отличаются подвижностью настроения, что обнаруживается в быстрых переходах от слез к смеху; в жестах, мимике, яркости и театральности эмоций при отсутствии подлинной глубины. Истерики склонны к поискам знаков социального внимания и одобрения и когда их не оценивают так высоко, как, по их мнению, они того заслуживают, их настроение доходит до истерического аффекта. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки третьей шкалы:

Моцарт — первые части симфоний № 3, 36, 40;

Россини — увертюры к операм «Сорока-воровка», «Севилъский цирюльник»;

Рахманинов — Первая симфония, финал;

Лист — венгерские рапсодии № 2, 10, 12.

Четвертая шкала — психопатия. Выявляет тенденции человека к импульсивности, спонтанности и раскованности поведения. Высокие показатели по этой шкале говорят о конфликтности, агрессивности поведения, высокой самооценке, выраженном эгоцентризме. Здесь можно также найти простоту в общении и упрямство, честолюбие, стремление к лидерству, слабость самоконтроля и снисходительное отношение к своим недостаткам. Так называемые возбудимые психопаты могут создавать совершенно невыносимую обстановку в коллективе своей неуживчивостью и отсутствием гибкости в поведении.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки четвертой шкалы:

Бетховен — Финал Пятой симфонии;

Чайковский — Увертюры «1812 год», «Буря», «Макбет»;

Прокофьев — Токката, Наваждение, Финал симфонии № 3.

Шестая шкала. Отражает тенденции человека к ригидности[5] психических процессов, что проявляется в упорстве в достижении цели, способности генерировать для этого большое количество нервно-психической энергии, умении противостоять трудностям. Таких людей много среди представителей эпитивного склада. Им свойственны педантизм в работе, стремление следовать заданным нормам, правилам и привычкам. Акцентировка по этой шкале соотносится с чертами лидерства, честолюбия и организаторскими способностями.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки шестой шкалы:

Лист — симфоническая поэма «Прелюды», финал;

Вагнер — Шествие пилигримов из оперы «Тангейзер»;

Равель — «Болеро»;

Чайковский — Первая симфонии, Финал;

Глиэр — «Гимн великому городу»;

Рахманинов — Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23.

Седьмая шкала. Выявляет черты тревожности и беспокойства, говорящие о невротизации личности. Акцентировка показателей по этой шкале говорит о психастеническом складе человека с психологическими качествами неуверенности в себе, постоянными сомнениями, повышенным ощущением вины из-за невозможности жить по высоким нравственным стандартам. Тревоги и страхи, постоянные проверки и перепроверки уже сделанного, застенчивость, стыдливость, конформизм, страх перед новыми надвигающимися событиями, совестливое отношение к окружающим, чувство долга и альтруизм — все эта тонкие и противоречивые переживания составляют психологическое содержание внутреннего мира психастеника.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки седьмой шкалы:

Чайковский — первые части Четвертой, Пятой и Шестой симфонии;

Шостакович — симфония № 4, II и III части; симфония № 8, часть III;

Шуман — Порыв;

Щедрин — Basso-ostinato;

Скрябин — Этюд № 4, соч. 42.

Восьмая шкала. Характеризует человека со стороны его способностей к социальным контактам и умения считаться с действительностью. Высокие показатели по этой шкале говорят о шизоидном складе личности с ее слабым стремлением к социальным контактам, отгороженностью от мира и скрытностью переживаний. Здесь мы видим акцентировку субъективного видения людей и событий, интровертированность, сочетающиеся с угловатыми манерами и эмоциональной холодностью в отношениях с людьми. При этом люди шизотимного склада могут показывать большую тонкость эстетических переживаний. Отмечается также склонность к абстрагированию от действительности, уход в область символических построений, философских рассуждений и парадоксальных умозаключений.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки восьмой шкалы:

Бах — Искусство фуги;

Орландо Лассо — Мотеты;

Шенберг — концерты для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркест-

ром; Пять пьес для оркестра;

Шнитке — симфонии № 1, 4;

Р. Штраус — «Так говорил Заратустра»;

Щедрин — концерты для фортепиано.

Девятая шкала. Замеряет уровень оптимизма и активности человека. Высокие показатели по этой шкале говорят о приподнятости настроения, жизнелюбии, энтузиазме, общительности, многоречивости, легкомысленном отношении к социально одобряемым нормам поведения, беззастенчивости при их нарушении, склонности к сексуальным и алкогольным эксцессам, что в конце концов при всем внешнем блеске этих людей не может не вызывать у окружающих в некоторых случаях недоумения и настороженности. Среди отрицательных черт можно назвать такие, как легкомыслие, эмоциональная незрелость, ревнивость, хвастливость, назойливость, нетерпимость в споре.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки девятой шкалы:

Моцарт — Маленькая ночная серенада, финал;

Бетховен — Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»;

Вебер — Вечное движение;

Чайковский — «Итальянское каприччио»;

И. Штраус — «Полька пиццикато», галоп «Вечное движение»,

Шостакович — «Праздничная увертюра».

 

Нулевая шкала. По своему значению ортогональна, т. е. находится на другом полюсе психологического содержания характеристик девятой шкалы. Высокие показатели здесь говорят об интроверсии, замкнутости и неразговорчивости, застенчивости и ранимости.

Низкие показатели по этой шкале говорят об экстраверсии — стремлении человека к широким социальным контактам, общению с большим количеством лиц, активному поиску внешних впечатлений.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки этой шкалы, следуя вышеприведенной схеме, можно классифицировать следующим образом: к интровертным произведениям следует отнести те, которые находятся в левой части, т. е. в шкалах № 1,2, 6, 7, 8; к экстравертным — те, которые мы назвали, анализируя № 3,4 и 9 шкалы.



infopedia.su

Эмоции и чувства человека

РЕФЕРАТ по курсу "Психология" по теме: "Эмоции и чувства человека"

1. Понятие об эмоциях и чувствах и их физиологические основы

Чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. От чувств следует отличать эмоции, хотя они и выступают в неразрывном единстве. Эмоция – это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Нельзя, например, чувство патриотизма, долга, ответственности за порученное дело считать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей, как поток эмоциональных переживаний. Эмоции присущи и людям, и животным. Однако эмоции человека значительным образом отличаются от эмоций животных. Под влиянием условий общественной жизни у человека изменились характер эмоций, формы их проявления (способность владеть своим поведением при переживании эмоций, сдерживать их) и способы удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция. Источником возникновения эмоций и чувств является сама объективная действительность, соответствие или несоответствие предметов и явлений потребностям и целям личности. При удовлетворении потребностей человека у него возникают разнообразные положительные эмоции и чувства (удовольствия, радость и т.п.). И наоборот, неудовлетворение потребностей личности вызывает у нее отрицательные эмоции и чувства (голод, жажда, подавленность и т.п.). Предметы и явления окружающего мира, не связанные с удовлетворением потребностей человека, являются для него безразличными, не вызывающими эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие коры головного мозга и подкорки, где представлены центры, регулирующие жизнедеятельность организма. Возбуждение, возникающее в коре при отражении окружающей действительности, передается в подкорку, а оттуда – в вегетативную нервную систему. Это вызывает определенные изменения в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д. Так, при сильном испуге человек бледнеет, от стыда или в гневе – краснеет. В первом случае происходит сжатие, во втором – расширение кровеносных сосудов лица. При сильном волнении увеличивается кровяное давление, изменяется ритм работы сердца. У человека, испытывающего радость, дыхание становится быстрее и глубже, а в состоянии грусти оно замедляется. Чувство горя, тоски, страх сопровождаются ухудшением обмена веществ, работы сердца и желудка. Не случайно тяжелые сердечно-сосудистые заболевания связаны с эмоциональным напряжением, неприятным переживаниями. Ведущую роль в эмоциях и, особенно в чувствах человека играет кора больших полушарий головного мозга. Как установил И.П. Павлов, она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует все происходящие в организме явления. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. В свою очередь, подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами, в их внешнем выражении играет вторая сигнальная система, т.е. система условно-рефлекторных связей, возникающая в коре головного мозга под воздействием слова. С помощью слова человек может осознавать и регулировать свои чувства, подчинять их требованиям долга, влиять на чувства и деятельность других людей. Благодаря второй сигнальной системе, эмоции и чувства приобретают общественный характер, возможно, их формирование. Эмоции и чувства выполняют сигнальную, регулятивную и экспрессивную функции, чем и определяется их роль в жизни и деятельности человека. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Чувства – это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эта сигнальная функция чувств в психологии называется их импрессивной стороной. Регулятивная функция чувств выражается в том, что они могут побуждать человека к действиям и поступкам, становиться мотивами деятельности (чувство долга, ответственности, патриотизма и др.) или мешать, затруднять его деятельность (отрицательные чувства). Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями мышц лица (мимика) или мышц тела, жестами (пантомимика). Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств, и осуществляет сигнальную функцию. Чувства человека содержат в себе как устойчивые, так и изменчивые компоненты. Поэтому они могут развиваться, что позволяет говорить о динамике развития чувств в двояком плане. Во-первых, динамика возникшего переживания – радости, гнева, скорби, негодования и т.д. Возникнув, переживание начинает нарастать, достигает своей высшей точки, а затем, изжив себя, угасает. Оно переходит в фазу спокойного, но радостного настроения, если переживание было положительным, или в стадию беспокойного, иногда апатичного самочувствия после отрицательных переживаний. Во-вторых, динамика развития длительного, устойчивого чувства. Возникшее чувство может упрочиться, приобретая все большую интенсивность. Наряду с прогрессом в развитии чувств может наблюдаться и угасание.

2. Классификация и характеристика эмоций и чувств Эмоции и чувства человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические – активизирующие деятельность и астенические – вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. По сложности и содержанию различают чувства простые, элементарные и сложные, высшие. Простые, или элементарные, чувства (эмоции) связаны с деятельностью первой сигнальной системы и возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей человека (голод, жажда, сытость и др.), а также под влиянием непосредственного отражения обстановки (боязнь, тревога, испуг). В возникновении таких эмоций большую роль играют инстинкты, безусловные рефлексы. Сложные, или высшие, чувства связаны с условно-рефлекторной деятельностью коры головного мозга и в значительной степени зависят от жизненного опыта, убеждений и взглядов человека. Они возникают в связи с общественно-трудовой деятельностью человека, его отношение к другим людям, своему долгу, с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей, выполнением или нарушением норм морали. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. Среди них выделяют моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства. К моральным чувствам относятся любовь к своей Родине, ненависть к ее врагам, чувство долга, чести, достоинства, коллективизма, доброжелательности к людям, негодования по поводу социальной несправедливости, жестокости, аморального поступка, чувство товарищества, дружбы и др. Эти чувства основываются на мировоззрении, нравственных и политических убеждениях и взглядах человека. Вот почему одни и те же события, происходящие в нашей стране в условиях резко обострившейся политической борьбы, у одних людей вызывает негодование, возмущение, внутренний протест, а у других – чувство солидарности, сопричастности, поддержки и т.д. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека и ею обусловливаются. В них выражается отношение человека к мыслям как истинным, так и ложным, понятным или непонятным, вызывающим недоумение. К этим чувствам относятся: любознательность, удивление, недоумение, ясность и твердость мысли, сомнение, чувство нового и др. Обычно они стимулируют мышление, заставляют человека глубже проникать в сущность предметов и явлений. Эстетические чувства отражают эстетические свойства явлений. Они возникают в связи с переживанием человеком своего отношения к красивому, возвышенному или безобразному, неизменному. Эстетические чувства вызываются произведениями искусства, творениями техники, явлениями природы, предметами быта, поступками других людей, передовыми идеями и теориями. Они появляются не только на основе непосредственного восприятия объектов, но и под влиянием их образного описания. С помощью слова художественная литература активизирует образное восприятие действительности. Эстетическая оценка, как и понятие о прекрасном и совершенном в жизни, дается на основе мировоззрения, эстетических идеалов, усвоенных человеком. Поэтому эстетические чувства социальны и тесно связаны с нравственными чувствами. В сложной разнообразной деятельности человека у него возникают такие переживания, которые в психологической науке получили название "практические чувства". Они представляют собой эмоциональный отклик человека на содержание, условия и результаты своей деятельности и характеризуются различной степенью интенсивности переживания: от небольшой заинтересованности до увлеченности процессом деятельности. Этот процесс, как правило, вызывает положительные чувства – радость от самой деятельности, проявленного в ней мастерства, самостоятельности, творчества, достигнутых результатов и др. Вместе с тем в труде, учебной деятельности могут возникнуть и отрицательные переживания – утомление, напряжение, подавленность от монотонности процесса работы, неудовлетворенность ее результатами и др. Содержание и характер возникающих практических чувств во многом зависит от значимости для человека той деятельности, которой он занимается. Эмоции и чувства человека могут классифицироваться также по силе, длительности, глубине, действенности и форме своего выражения. По данному основанию выделяют такие эмоциональные состояния человека как настроение, аффект, страсть, стресс и фрустрация. Настроение - это относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы, на всю его деятельность. Одни настроения (радость, подъем, воодушевление и др.) оказывают положительное влияние, другие (тревога, равнодушие, неуверенность, подавленность) – отрицательное. Главными факторами, обусловливающими настроение конкретного человека, являются общественный строй, уклад жизни, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, социальная защищенность, взаимоотношения людей, их мировоззренческие взгляды и убеждения. Причиной изменения настроения может быть какое-нибудь конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача в работе, конфликт, болезнь и т.д. Большое влияние на настроение отдельного человека оказывают групповые и коллективные настроения, социально-психологическая атмосфера того коллектива, в котором он занимается трудовой или учебной деятельностью. Аффектом называется кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная, взрывная, но быстро проходящая реакция. Примерами аффектов являются отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас. В форме аффекта может проявляться и радость, бурное выражение восторга в связи с достигнутой победой на каком-либо спортивном соревновании и др. Аффект вызывается неожиданным или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Нередко это бывает в результате конфликта с другими людьми, переутомления, длительного невнимания к какой-либо просьбе. Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. "Господство" подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. Такими проявлениями могут быть чрезмерная активность, которая в данном случае не к месту, жесты, возгласы или, наоборот, задержка движений, доходящая до оцепенения. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает то, что делает. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения (преобладает возбуждение). Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежелательные аффекты. Усилием воли можно предотвратить начало аффективной вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту или вообще его не допускают. Уменьшить или предупредить аффект можно также отвлечением или переключением внимания. Психологический смысл этих приемов заключается в отвлечении внимания от предмета аффекта, в переводе части сильного нервного возбуждения на другие участки мозга. Страсть – это сильное, глубокое, устойчивое и длительное переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели или предмета вожделения. Страсть, направленная на общественно важные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижениям, подвигам. Примером такой страсти может быть безмерная любовь к науке, технике, искусству, спорту и т.д. Если же страсть преследует мелкую, корыстную цель, она обедняет и искажает личность. От страстей необходимо отличать увлечения, которые менее устойчивы, скоропреходящи. Они проявляются в том, что человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому. Для увлечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб интеллектуальному. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, т.е. импульсивным, склонным к аффектации. Стресс – состояние психического напряжения, возникающие у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность. Оптимальное напряжение, как правило, вызывает прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции. В состоянии чрезмерного напряжения с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. В таком состоянии возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. Поведение в стрессовой ситуации во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценить обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действий, выдержки и т.д. Фрустрация – эмоциональное состояние человека, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых преград на пути к цели и дезорганизующее его сознание и деятельность. Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно проявляется как крайняя досада, озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или разочарование, подавленность, отчаяние, апатия, полное безразличие к окружающему (пассивная форма). Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Фрустрации в большей мере подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не имеющие достаточного опыта преодоления трудностей, плохо подготовленные к невзгодам, с недостаточно развитыми волевыми качествами.

Литература

1. Балин Л.К. Психология человека. М.: Издательство "Мир", 2005 год 2. Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год 3. Коломейцев С.Г. Основы психологии. М.: 2006 год

www.coolreferat.com

Управление эмоциями

1. Причины возникновения человеческих эмоций.

Одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом. На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами.

2. Определение эмоции.

Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой. (Э. Изард. Психология эмоций). Существует множество разных определений эмоций в разных психологических теориях, причем довольно противоречивых. Например, определение Джеймса (James W.' What is an emotion?): «Телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией. Обычно принято говорить: нам не повезло — мы огорчены и плачем, нам повстречался медведь — мы испугались и обращаемся в бегство, нас оскорбил соперник — мы разгневаны и наносим удар. Защищаемая здесь гипотеза утверждает, что этот порядок событий является неправильным, что одно психическое состояние не сразу вызывается другим, что между ними необходимо вставить телесные проявления и что правильнее говорить: мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим, а не наоборот, — мы плачем, наносим удар и дрожим, потому что огорчены, разгневаны или испуганы». Согласно теории Джемса—Ланге, телесные явления рассматриваются как результат (а не как причина) эмоции. Э. Клапаред (Чувства и эмоции) поддерживая эту теорию, находит в ней затруднения в том, что если эмоция — это только сознание периферических изменений организма, то почему она воспринимается как «эмоция», а не как «органические ощущения»? Почему, испугавшись, я сознаю в себе «присутствие страха», а не просто некоторые органические впечатления, дрожание, биение сердца и т. д.? Э. Клапаред приводит схему, изображающую теории эмоций: Классическая теория Восприятие — эмоция — органические реакции Теория Джемса — Ланге Восприятие — органические реакции — эмоция Модифицированная периферическая теория Восприятие — установка (на бегство), чувство (опасности) — органические реакции - эмоция (страх)

studfiles.net

Эмоции и чувства

 Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психи­ческих состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разру­шающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных пережи­ваний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объ­ектам, принято называть эмоциями и чувствами. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает че­ловек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Определение эмоций и чувств.  Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. Эмоции — особый класс субъективных психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият­ного или неприятного процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей че­ловека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, при­чем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним вы­ражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова. Основные функции чувств и эмоций. Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.  Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.  Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.  Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств.  Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.  Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.  Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления—тончайший инструмент общения. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение — они являются одной из форм общения. Основные качества эмоций и чувств. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность. Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний. Условным является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений. ¨           Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений. ¨           Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены. ¨           Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции — продукт ее интенсивности и продолжительности). ¨           Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за “вероятности события”. Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события. ¨           Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций. ¨           Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта— мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д. ¨           Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции и подавления. ¨           Существует большая свобода. В способе возбуждения и угашения эмоций, как правило, большинство людей стараются сделать максимальными положительные эмоции и минимальными — отрицательные, но даже различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли гасить и отрицательные и положительные эмоции. ¨           Эмоции относительно свободны в возможности замещения объектов привязанности. (Именно трансформация эмоций, а не влечений, связывается с фрейдовским понятием сублимации.) Эмоции обладают огромной свободой с точки зрения целевой ориентации или возможных альтернатив реакций. Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.    Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств — их полярность. Полярность — это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство     противоречивых чувств (радость—грусть, любовь—ненависть, обаяние — отвращение). Физиологические основы чувств и эмоций.  Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы. Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга. Поддержание или разрушение систем связей изменяет субъективное отношение к действительности. Он указывал, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей. На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические. Мимическое выражение эмоций. Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц? Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению. Оказалось, что теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью детерминировано врожденными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек и в какой мере правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций. Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое - восторг. Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей. Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора : ¨    врожденные видотипичные мимические схемы соответствующие определенным эмоциональным состояниям; ¨    приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств подлежащиё произвольному контролю; ¨    индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду. Пантомимика, выражение эмоций голосом. Исследования жестов и голоса выявляют влияние аналогичных факторов. Так, эксперименты, в которых эмоции определялись по заснятым на кинопленку движениям рук опытного актера, показали, что уровень точности оценок является примерно таким же, как при определении эмоций по выражению лица. В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр. Отдельные интонационные колебания высоты могут охватывать целую октаву. Неоднократно предпринимались попытки выявить при помощи звукозаписи вызываемые эмоциями изменения голоса. Однако в виду множества факторов, от которых зависят особенности записи, эти попытки до сих пор не увенчались успехом. Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретённые - социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития "компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц, актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях, Иногда сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса "(можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков. Что касается движений всего тела - пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания (startle pattern). Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более развитые формы носят явный отпечаток социальной обусловленности. Эмоциональные состояния. В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Настроение. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о переходящем и устойчивом настроении. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека. Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением. Аффективное состояние и аффект.  Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние часто разрешается в сильной  вспышке - аффекте. Итак, аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствует предотвращению аффекта. Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения. Стресс.  Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопро­тивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борь­бу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все “за” и “против”. Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения. Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности. Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. Значение эмоций и чувств. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. У человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой "природной" связи с той или иной эмоцией. В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.                                  ЛИТЕРАТУРА. 1. Левитов Н.Д. О психических состоянииях человека. М., 1964. 2. Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 1971. 3. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.,       1971.

www.coolreferat.com

Управление эмоциями

1. Причины возникновения человеческих эмоций.

Одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом. На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами.

2. Определение эмоции.

Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой. (Э. Изард. Психология эмоций). Существует множество разных определений эмоций в разных психологических теориях, причем довольно противоречивых. Например, определение Джеймса (James W.' What is an emotion?): «Телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией. Обычно принято говорить: нам не повезло — мы огорчены и плачем, нам повстречался медведь — мы испугались и обращаемся в бегство, нас оскорбил соперник — мы разгневаны и наносим удар. Защищаемая здесь гипотеза утверждает, что этот порядок событий является неправильным, что одно психическое состояние не сразу вызывается другим, что между ними необходимо вставить телесные проявления и что правильнее говорить: мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим, а не наоборот, — мы плачем, наносим удар и дрожим, потому что огорчены, разгневаны или испуганы». Согласно теории Джемса—Ланге, телесные явления рассматриваются как результат (а не как причина) эмоции. Э. Клапаред (Чувства и эмоции) поддерживая эту теорию, находит в ней затруднения в том, что если эмоция — это только сознание периферических изменений организма, то почему она воспринимается как «эмоция», а не как «органические ощущения»? Почему, испугавшись, я сознаю в себе «присутствие страха», а не просто некоторые органические впечатления, дрожание, биение сердца и т. д.? Э. Клапаред приводит схему, изображающую теории эмоций: Классическая теория Восприятие — эмоция — органические реакции Теория Джемса — Ланге Восприятие — органические реакции — эмоция Модифицированная периферическая теория Восприятие — установка (на бегство), чувство (опасности) — органические реакции - эмоция (страх)

studfiles.net


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа