Особенности умственного утомления и переутомления. Умственное утомление это


Умственное утомление

Характеризуется снижением продуктивности интеллектуально­го труда, ослаблением внимания (главным образом, человеку труд­но сосредоточиться), замедлением мышления. Физическое утомле-

521

ние проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений и т. д. Снижается работоспособность.

Хроническое утомление

При хроническом утомлении (переутомлении) возникают выраженные дистрофические и деструктивные изменения части мышечных волокон. Одной из причин их возникновения является гипоксия или нарушение микроциркуляции тканей ОДА.

Хроническое утомление, потеря эластичности мышц (имеет место гипертонус, мышечный дисбаланс и т. п.), мышечные боли, эпизодические спазмы мышц являются предполагающим фактором возникновения травм ОДА.

При хроническом утомлении в тканях происходит накопление недоокисленных продуктов обмена веществ, а это, в свою очередь, приводит к изменению коллоидного состава тканей, нарушениям кровообращения, что проявляется клинически болевыми ощуще­ниями и повышенной чувствительностью соответствующих мышц. В этой фазе колоидных реакций еще не отмечается отечественных органических изменений в мышцах и возвращение их к норме лег­ко осуществимо. Следует применить криомассаж, сегментарный массаж, гидропроцедуры, фонофорез на фоне снижения физических нагрузок, особенно скоростных и скоростно-силовых.

Нерациональное применение физических нагрузок (тренировок) может привести к функциональным перегрузкам тканей ОДА, а в пос­ледующем, если тренировки будут проводиться в таком же режиме, они будут способствовать возникновению травм и заболеваний ОДА.

Чрезмерные физические нагрузки при тренировках в среднего-рье и зонах жаркого и влажного климата приводят к обострению хронических заболеваний или к перенапряжению кардиореспира-торной системы.

При интенсивной мышечной работе расход энергии резко воз­растает, в связи с чем более интенсивно протекает процесс окисле­ния веществ в мышечной ткани, увеличивается доставка кислоро­да к скелетным мышцам. Если кислорода для полного окисления веществ не хватает, то оно происходит частично и в организме на­капливается большое количество недоокисленных продуктов, та­ких, как молочная и пировиноградная кислоты, мочевина и др. Это приводит к отклонению ряда важных констант внутренней среды организма, что не позволяет ему продолжать мышечную деятель­ность (работу).

20.6. Невроз

Переутомление и перетренированность - это симптомы не­вроза, который характеризуется наличием соматических и вегета­тивных нарушений.

Невротические реакции обычно возникают при монотонных (од­нообразных), длительных, многообразных и многоразовых трени­ровках (2-3 раза в день), приводящих к постоянному эмоциональ­ному напряжению.

Переутомление и перетренированность характеризуются ухуд­шением нервно-психического и физического состояния, снижени­ем спортивной и общей работоспособности. В большинстве случа­ев переутомление и перетренированность наслаиваются друг на друга, давая симптомокомплекс нарушений деятельности орга­низма.

Переутомление проявляется прежде всего в ухудшении спортив­ной работоспособности, прекращении роста достижений, несмот­ря на интенсивные тренировки. Ухудшаются общая работоспособ­ность (по тесту Р\УС170, прикидок, степ-тесту), сон (по данным ак-тографии), усиливаются потливость при выполнении физической нагрузки, сердцебиение (тахикардия), повышается содержание в крови мочевины, нередко имеют место изменения на ЭКГ, снижа­ется пневмотонометрический показатель (ПТП), отражающий фун­кцию дыхательной мускулатуры, ЖЕЛ, ФЖЕЛ и другие показате­ли. Переутомление нарушает слаженность взаимодействия между корой головного мозга, нижележащими отделами нервной систе­мы и внутренними органами.

Перетренированность развивается при систематическом предъявлении спортсмену очень сложных двигательных и так-ических заданий, сочетающихся с большими физическими на-рузками и недостаточным отдыхом. При перетренированности тмечаются повышенная возбудимость, неустойчивость настро-ния, нежелание тренироваться, вялость. Преобладание процес-ов торможения, в свою очередь, замедляет восстановительн"ые роцессы. Ухудшение спортивных достижений и снижение портивной работоспособности - основной симптом перетрени-ованности. Спортсмены высокой квалификации постоянно тре-ируются на фоне хронического утомления, поэтому часто воз-икают травмы и обостряются заболевания ОДА.

Неврозоподобным состояниям свойственны большой полимор-изм проявлений и тенденция к дальнейшему расширению симп-оматики, абстрактное, причудливое, а подчас и нелепое содержа-ие страхов и навязчивых состояний, немотивированная тревога.

522

523

Необходимы постоянный врачебный контроль за функциональ­ным состоянием спортсмена, выявление первых (начальных) при­знаков переутомления. Особо контролируются состояние здоровья (артериальное давление, частота сердечных сокращений, аппетит, потливость при выполнении физической нагрузки, сон и др.), фун­кциональное состояние (биохимические и инструментальный ме­тоды исследования) на фоне проводимых интенсивных, объемных тренировочных нагрузок.

Ортоклиностатическая проба, биохимические показатели (осо­бенно лактат, мочевина в крови) являются первыми признаками переутомления, и если не внести коррективы в тренировочный про­цесс, то возникают более серьезные морфофункциональные измене­ния в тканях ОДА, сердечной мышце и других органах и системах.

studfiles.net

Умственная усталость - Как с ней бороться. Условия работы

Умственная усталость - как с ней боротьсяУмственная усталость - как с ней бороться

Умственная усталость — ее называют также психической усталостью, является снижением функциональной эффективности умственной и физической в течение определенного времени.

 Когда человек устал морально, уменьшается его способность удовлетворять потребности познавательной среды или задач.

Психическое истощение-это результат взаимодействия между человеком и выполняемой работой, в условиях в которых это делает человек.

Психическое истощение возникает, когда человек имеет большую умственную нагрузку на работе. Умственная нагрузка может быть определена например, сколько усилий ума приложено, которые человек должен выполнить для достижения цели.

В любом случае, не всегда умственная усталость возникает из-за работы, также влияет образ жизни человека, его способ решения ситуации, личных обстоятельств и т. д. И все это является важными для профилактики и вмешательства.

Какие факторы определяют психическое истощение или почему это произошло?

Во-первых, следует уточнить что есть несколько факторов, которые способствуют появления умственной усталости, потому что это мульти-причинный феномен.

Факторы риска, которые определяют умственную усталость включают в себя:

в) требования задачи:

включать задачи, в которых требуется ответственность, высокая концентрация опасных видов деятельности. Необходимо также учитывать продолжительность деятельности и его содержание.

Мы имеем в виду сложные задачи с высоким уровнем концентрации или те задачи, которые требуют более тщательной фиксации зрения.

б) физические Условия труда на рабочем месте:

здесь мы включаем освещение, температуру, запах или шум, все это может также влиять на умственную усталость.

c) Факторы организационные:

также влияет тип организационного климата и организационной культуры, группы и конфликты, которые имеют место. Трудовые отношения, как например те, которые связаны между сотрудниками или с руководством, также могут влиять.

d) индивидуальные Особенности:

возраст человека, его образование, его личность, состояние здоровья, опыт…

e) время:

необходимо учитывать время, которое работник должен обращать внимание на задачи и время, которое имеется для выполнения работы.

f) обрабатываемая информация

в своей работе, как в количестве (если очень много информации, или меньше), так и по сложности (в зависимости от степени сложности).

Усталос

tagweb.ru

Причины и виды утомления. Последствия утомления и переутомления. Восстановление работоспособности

Утомлением называется такое состояние организма, при котором снижается эффективность трудовой деятельности. Такие изменения носят временный характер.

Физическое и умственное утомление. Признаки

Первым признаком утомления считается снижение уровня производительности труда. А именно, если работа связана с физическим трудом, у человека, который переутомился, повышается давление, учащается дыхание, сердечный ритм. Также ему требуется больше энергии для совершения одного действия.

виды утомления

Если человек занимается умственным трудом, то при переутомлении у него замедляется реакция, тормозятся умственные процессы и наблюдается раскоординированность движений. Также падает уровень внимания и запоминания информации. Сам человек характеризует такое состояние как усталость.

Усталость

На нее списывается невозможность выполнения той или иной работы. Следует понимать, что усталость – это состояние организма, вызванное определенными биологическими процессами. Существует несколько теорий в науке разных ученых о причинах возникновения утомляемости. Одни считают, что это биологический процесс центральной нервной системы, а другие – коры головного мозга.

Утомление

Какие причины утомления? Данное состояние может возникнуть после выполнения какой-либо работы, в конце рабочего дня. Это нормальный физиологический процесс организма. Тяжелая работа приводит к утомляемости. Важно, чтобы после трудовой деятельности человек имел возможность отдохнуть, чтобы он смог восстановить силы.

тяжелая работа

После отдыха потраченные ресурсы организма восстанавливаются. Тогда человек снова готов трудиться. В случае если полноценный отдых не получился, организм не справляется с поставленными задачами. Тогда и наступает переутомление.

Если организм человека отдохнул, его работоспособность будет повышаться. Это своего рода тренировка. А вот если не было уделено достаточно времени отдыху, то возникнет состояние утомления организма. При этом человек не может выполнять свою работу. Также появляется чувство апатии и раздражения.

Утомление и переутомление. Последствия

Не стоит относиться к переутомлению несерьезно. На самом деле последствия могут быть очень плачевными. Вследствие утомления могут возникнуть заболевания сердца, желудка и произойти снижение иммунитета. Процесс восстановления может быть довольно долгим, так как потребуется потратить определенное время на отдых, восстановление сил и в некоторых случаях пройти курс лечения.

утомление и переутомление

Переутомляемость оказывает такое воздействие на организм, как появление хронических заболеваний, расстройство эмоционального фона человека, злоупотребление алкоголем и сигаретами, легкими наркотическими веществами, например мариуханой. На разлад семейных отношений влияет переутомление. Это прежде всего связано с раздражительностью и равнодушием. Также у человека в таком состоянии пропадает желание налаживать какие-либо отношения. Поэтому супругу, который заметил признаки утомляемости у своего партнера, рекомендуется проявить терпение, дать ему время на отдых и релаксацию. Можно организовать какую-нибудь поездку. Смена обстановки всегда благоприятно влияет на настроение человека. Хотя бывают исключения. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности человека.

Профилактика

Какая должна быть профилактика утомления? Не стоит доводить свой организм до критического состояния. Лучше принять необходимые меры и не допускать переутомление. Это улучшит ситуацию. Существуют определенные методы, соблюдая которые можно поддерживать свой организм в здоровом состоянии. Профилактика утомления лучше, чем дальнейшее лечение.

Профилактические меры

Вам помогут следующие рекомендации:

профилактика утомления

1. Прежде всего необходим отдых. Причем учеными доказано, что активный отдых намного лучше восстанавливает ресурсы человеческого организма. Это не значит, что нужно ограничивать себя во сне. Сон также является важной составляющей полноценного отдыха. Под активным отдыхом подразумеваются занятия спортом. Во-первых, спорт улучшает кровообращение. Это положительно воздействует на работу нервной системы. Во-вторых, постоянные физические нагрузки формируют выносливого человека. Общеизвестно, что активный образ жизни повышает тонус организма и укрепляет иммунитет.2. Постепенное углубление в работу. Не нужно бросаться в новое дело с головой. Все хорошо в меру. Лучше, если нагрузка будет увеличиваться постепенно. Этот факт касается как умственного, так и физического труда.3. Рекомендуется делать паузы в работе. Обычно в рабочее время существует регламент, когда можно попить чай и сделать перерыв на обед. Не стоит в обеденный перерыв сидеть в офисе или на предприятии, особенно если у вас тяжелая работа. Лучше полноценно пообедать и, если есть возможность, прогуляться по улице.4. Человек должен с удовольствием идти на работу. Если в коллективе присутствует негативная обстановка, то быстрее наступит нервное утомление. Также неблагоприятная среда может вызвать стресс или спровоцировать нервный срыв.

Виды

Сейчас рассмотрим виды утомления. Есть их несколько. Умственное переутомление считается более опасным, чем физическое. Прежде всего это связано с тем, что человек не сразу понимает, что он устал. Тяжелая работа, связанная с физическими нагрузками, сразу даст о себе знать. Часто чувствуется недомогание. Иногда человек ощущает мышечное утомление.

состояние утомления

Одним из средств борьбы с переутомлением является нагрузка. Как поступают спортсмены, чтобы достичь определенного результата? Они тренируются. При этом они ощущают боли в мышцах. Но для достижения результата им надо потратить много физических сил, сформировать волевые качества и быть нацеленными на результат. Так же следует поступать с умственной деятельностью человека. Для того чтобы избавиться от утомляемости мозга, необходимо тренироваться, давать себе нагрузки. Чем больше будет их, тем лучше будет результат. Можно сделать вывод, что все виды утомления лечатся утомлением. Но оно обязательно должно быть дозированным. Также не стоит забывать про отдых.

Утомление и переутомление. Способы лечения

Если все-таки замечены признаки переутомления (как правило, это плохой сон и раздражительность), то необходимо заняться лечением организма, так как при запускании данного процесса могут развиться хронические заболевания.

1. Одним из методов лечения переутомления является принятие ванн. Ванны можно принимать дома. Они могут быть как пресными, так и с различными добавками. Ванны оказывают расслабляющий эффект на организм. Температура должна быть 36-38 градусов, постепенно воду можно подогревать. Находиться в ванной необходимо 15-20 минут. После лучше надеть теплый халат. Курс приема ванн состоит из 10 процедур, которые следует делать ежедневно. Помимо пресных рекомендуют принимать хвойные и соляные ванны. Хвоя или соль растворяются в воде в желаемых пропорциях. После можно принимать ванну.2. Чай с молоком и медом является отличным способом лечения от переутомления. Конечно, одним чаем излечиться не получится, но в комплексе с другими мерами по выздоровлению он окажет благоприятное воздействие на человека.3. Мята также поспособствует выздоровлению.4. Одним из продуктов, который помогает справиться с усталостью, является селедка. В ней содержится фосфор, который благоприятно влияет на деятельность головного мозга и улучшает работоспособность.5. Зеленый лук также является продуктом, который позволяет справиться с утомляемостью.6. Помимо принятия ванн для тела отличным способом борьбы с утомляемостью является ванна для ног. Можно принимать горячие, а можно делать контрастные. Продолжительность принятия ванны составляет 10 минут. Такие процедуры хорошо расслабляют человека, лучше их делать перед сном.

Работоспособность. Биологические ритмы человека, влияющие на его трудоспособность

Сейчас мы поговорим про работоспособность и утомление. Следует сказать, что биологические ритмы у каждого человека свои. Существуют одинаковые биоритмы. Но, как правило, они расходятся в той или иной степени, так как происходят под воздействием различных факторов.

работоспособность и утомление

Биоритмы человека зависят от его наследственности, времени года, температуры и солнца. Поэтому по независящим от человека причинам в один день у него может быть хорошее настроение и высокая результативность на работе, а в другой день у него нет никаких сил на осуществление задуманного.

Интересным является тот факт, что эмоциональный фон и работоспособность человека качаются, как маятник. Например, если сегодня человек на подъеме, то через какое-то время он будет в упадке с такой же амплитудой. Важно помнить об этом и не впадать в угнетенное состояние, когда наступает данный период. Необходимо знать, что за упадком будет подъем. Зная о таком положении дел, рекомендуется спланировать работу таким образом, чтобы в периоды усталости осуществлять какую-либо деятельность, которая не требует больших затрат энергии.

Часы активности

Выявлены наиболее работоспособные часы у людей. Это период с 8 до 13 и с 16 до 19 вечера. В остальное время работоспособность снижена. Также следует отметить, что встречаются исключения и кому-то комфортнее работать в другие временные отрезки.

Биоритмы человека играют важную роль в его работоспособности. Так, например, смена часовых поясов приводит к нарушению биоритма. И необходимо потратить определенный отрезок времени для того, чтобы организм наладил свой ритм. Обычно это происходит через 10-14 дней.

Рекомендации, которые помогут улучшить работоспособность, а также снизить риск возникновения переутомления

Далее мы перечислим меры, которые следует соблюдать, чтобы не довести свой организм до переутомляемости. Неважно, какие виды утомления могут возникнуть, следует придерживаться следующих правил.

мышечное утомление

Прежде всего, необходимо давать организму отдыхать. Переделать все запланированные дела невозможно. Поэтому следует давать себе время на отдых не только после работы, но также и во время рабочего дня.

Во-первых, необходимо приучить себя соблюдать режим дня. Это значит, что надо просыпаться утром, завтракать, только затем приступать к труду. Во время работы также необходимо делать перерывы, для того чтобы попить или перекусить. Обязательно стоит выделить себе время для обеда. После рабочего дня рекомендуется дать организму время на отдых. Затем можно сходить в бассейн или прогуляться. Не стоит поздно ложиться, так как сон является важной составляющей здорового образа жизни.

Необходимо завести себе привычку переключаться. Например, сходить на выставку или посетить какое-нибудь мероприятие. Также можно осуществить небольшую поездку.

Если на работе человек чувствует, что не успевает или не справляется с задуманным объемом работ, в этом нет ничего страшного. В таком случае следует снизить планку и работать в более низком темпе. Затем, когда силы накопятся, можно осуществить задуманное.

Необходимо пить воду. Особенно тем, кто занимается физическим трудом или тренировками. Когда организм тратит много энергии, выделяется жидкость, которую нужно восполнять. Поэтому важно пить как можно больше воды.

Поддержка организма в период повышенной нагрузки

При планировании своего рабочего дня нужно прислушиваться к своему организму. И организовывать деятельность следует в соответствии с собственными возможностями. Не стоит равняться на других людей. Индивидуальные особенности у каждого свои. Существует также ряд мер, которые могут поддержать работу организма в период повышенной умственной и физической нагрузки. Прежде всего, это прием витаминов и употребление чаев с травами. Хорошим способом релаксации и расслабления станет массаж, ароматерапия и цветотерапия. Также рекомендуется проводить время с животными. Если дома нет питомцев, то можно сходить в зоопарк, дельфинарий или цирк. Поход в дельфинарий способен зарядить положительной энергетикой каждого человека. Обязательно нужно заниматься спортом или лечебной физкультурой.

Сон и питание

На работоспособность влияет качество и количество сна. Данный фактор является очень важным. Сонное состояние в течение рабочего дня отрицательным образом сказывается на работоспособности человека. Взрослому человеку необходимо спать 8-9 часов. Врачи рекомендуют ложиться спать до полуночи.

переутомление это

Правильное питание также необходимо для обеспечения высокой работоспособности человека. Важно, чтобы оно содержало в себе достаточное количество полезных микроэлементов и витаминов.

Заключение

Теперь вам известны виды утомления, причины их возникновения. Также мы рассмотрели симптомы данного недуга. В статье мы дали много полезных рекомендаций, которые помогут вам избежать переутомления, а также улучшить состояние, если вы уже подвергли свой организм очень большим нагрузкам.

fb.ru

Переутомление.

Переутомление является патологическим состоянием человеческого организма, вызванное постоянной (хронической) усталостью. Нет в мире, наверное, человека, который хоть раз в жизни не страдал от переутомления. В нашем быстро меняющемся мире люди все больше и больше страдают от этого недуга.

 

Переутомление – состояние души и тела, знакомое более 90% взрослых.

 

Ниже на Дом Знаний Вы узнаете, какие симптомы переутомления и как с ним бороться.

 

 

Симптомы переутомления.

Прежде всего, человек чувствует себя подавленно, вяло, у него ухудшаются координация движений, самочувствие, аппетит и сон. Нередко болит голова. Но бывает и наоборот – чрезмерное нездоровое нервное возбуждение. Такой человек, как правило, плохо засыпает, в его сознании всплывают тревожные воспоминания, а утром он чувствует себя разбитым. Заметно снижается работоспособность и ему трудно сосредоточиться, а для того, чтобы запомнить что-то, переутомленному человеку приходится несколько раз перечитывать одно и то же.

 

У некоторых от переутомления нарушаются функции внутренних органов и систем: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, появляются потливость, неприятные ощущения в сердце, порой боль в животе, тошнота, ощущение жжения в пищеводе.

 

Физическое переутомление. Восстановление после физического переутомления.

Скажу откровенно: при физическом переутомлении таблетки или микстура здесь не помогут.

 

pereutomlenie simptomy 2

 

Парадокс 1.Следует, прежде всего, пересмотреть собственный режим дня, а иногда дополнительно поработать.

 

Вместо отдыха – поработать?

 

Да! И это не единственный парадокс, с которым Вам придется встретиться при переутомлении. Оказывается, усталость сама по себе защищает организм. Она сигнализирует о неблагоприятных изменениях, о необходимости немедленно устранить раздражители.

 

Оздоровление в ответ на сигналы усталости называют восстановлением. Наступает оно не сразу: дыхание, к примеру, возвращается к норме быстрее, чем частота пульса или артериальное давление, еще медленнее – процессы в мозгу. Чем сильнее натренирован организм, тем быстрее восстанавливается его нормальное состояние.

 

Парадокс 2.Еще один парадокс: путь к повышению работоспособности лежит обязательно через... усталость. К примеру, если Вы на тренировке не будете уставать, считайте, усилия потрачены зря – сильнее не станете.

 

pereutomlenie simptomy 1

 

В функциональном состоянии человека после тренировки выделяют три фазы:

  1. Первая фаза – усталость;
  2. Вторая фаза – восстановление исходного уровня;
  3. Третья фаза – улучшение самочувствия.

 

Итак, следует бояться не усталости (переутомления), а неумения ее преодолевать (хочу предостеречь: нагружать организм можно только под руководством тренера или врача).

 

Умственное переутомление. Восстановление после умственного переутомления.

 

 

Несколько иные особенности умственной деятельности и переутомления мозга. Известно, что интеллектуальная нагрузка, какой бы она сильной не была, действует на сравнительно незначительную часть нервных клеток коры головного мозга. Если Вы, например, устали, длительное время решая задачу по физике, это не значит, что так чувствует себя весь организм. Переключите внимание на другое занятие, скажем, почитайте художественную книгу, и уставший участок коры головного мозга вернется к состоянию покоя, в это время заработает другая часть мозга. Через некоторое время усталость проходит и можно снова вернуться к физике.

 

pereutomlenie simptomy 3

 

Чтобы не переутомлять мозг, полезно ежедневно составлять своеобразное расписание умственного труда, в котором бы чередовалась напряженная умственная деятельность с занятиями другого характера: рисованием, музыкой, чтением художественных книг и др. Все эти занятия хорошо снимают нервно-психическое напряжение.

 

И все же, эффективность умственного труда лучше всего повышают активные движения, физические упражнения и труд.

 

 

Гете говорил: "Самые ценные мысли приходят мне в голову, когда я хожу".

 

 

О подобном писал и Руссо: "Хождение в определенной степени оживляет и воодушевляет мои мысли".

 

 

У древних греков необходимость сочетания умственного и физического труда вошла даже в пословицу. О "ничтожествах" (ничего не умеющих людях) они говорили: "Он не умеет ни плавать, ни писать".

 

 

Современные научные исследования подтвердили глубокую рациональность такого чередования занятий. Ведь наш организм – целостная система. Напрягая мышцы, Вы повышаете и готовность к работе нервной системы, а она в свою очередь активизирует деятельность мозга. Итак, выполняя физическую работу, гимнастические упражнения, занимаясь ходьбой, бегая, играя в спортивные игры, то есть, рационально сочетая напряжение мышц с последующим их расслаблением, можно длительное время успешно поддерживать высокую работоспособность интеллекта.

 

Надеюсь теперь понятно, почему нет никакого парадокса в том, что врач рекомендует пациенту от переутомления поработать, вернее, заняться другими видами деятельности?

 

Как снимать чрезмерное нервное напряжение?

 

 

Ведь оно также наносит немало вреда нашему здоровью, приводит к снижению работоспособности.

 

pereutomlenie simptomy 4

 

Опять же – само по себе нервное напряжение ничем не угрожает. Современная динамичная жизнь заставляет нас ежедневно решать немало задач, выбирать оптимальные из многих вариантов действий и решений, вследствие чего в мозгу одновременно "конкурируют" несколько функциональных структур. А уже даже два таких "конкурента" вызывают нервное напряжение.

 

Плохо лишь в случае, если это чрезмерное напряжение, непродуктивное. Как правило, оно напоминает о себе нарастанием встревоженности и возбуждения. Когда такое напряжение вызвано преимущественно позитивными эмоциями, его нетрудно преодолеть. При негативных эмоциях, например, при страхе, тягостных сомнениях и тому подобному, нервное напряжение усиливается, и чем дальше, тем более неэкономно расходуются энергетические и функциональные ресурсы мозга. В этом случае и возникает хроническая усталость или переутомление.

 

Часто причиной чрезмерного нервного напряжения становится привычка, а то и необходимость одновременно решать несколько проблем, "дробить" на них внимание и силы. Повторение таких ситуаций, особенно ежедневное, очень вредно для здоровья.

 

В юном возрасте опасна и другая крайность – постоянно заботиться о покое, избегать сложностей и проблем, количество которых с каждым годом будет только увеличиваться. Тем, кто вырос "неженкой", нелегко будет справиться с ними.

 

Мне вспоминается случай, когда молодой человек, оканчивая школу, никак не мог выбрать профессию по душе. Это раздражало и его, и родителей. Нервное напряжение нарастало с каждым днем. Парень ходил подавленный, все чаще чувствовал себя уставшим и переутомленным. Чтобы хоть как-то избавиться от неприятных ощущений, он решил отложить окончательный выбор профессии на позже. Окончив школу, устроился на временную работу с неплохим заработком. Некоторое время все было как будто в порядке. Но через несколько месяцев невеселые мысли снова начали досаждать ему, тревожить, и помочь здесь он уже не мог ничем. Наконец, отбросив сомнения, он поступил в техникум, который ему больше всего нравился. Но пережитое ранее нервное напряжение не ушло просто так и в студенческие годы молодому человеку пришлось долго лечить невроз.

 

pereutomlenie simptomy 5

 

У каждого из Вас достаточно и волевых, и интеллектуальных, и духовных сил для того, чтобы снять непродуктивное нервное напряжение, устранить все препятствия или сложности.

 

А первая победа над собой умножает силы.

 

Усталость подростков – временное явление, можно сказать, закономерный этап Вашего развития, и со временем она исчезает по мере укрепления организма.

 

Вывод.Выносливость нервной системы к нагрузкам – строго индивидуальная. Одни переносят их без последствий, у других нервная усталость наступает даже при незначительных неурядицах. И все же, запускать переутомление нельзя. Побороть усталость может каждый, и в первую очередь для этого необходимо сменить деятельность.

 

Интересное на Ютубе:

 

Похожие материалы:

 

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями

Ошибка в тексте? Выделите ее и Нажмите:error in text button

 

Еще по теме:

 

 

Если статья Вам полезна,не стесняйтесь и оставляйте свои комментарии.Спасибо за посещение.

Добавить комментарий

domznaniy.info

Утомление и переутомление на Medside.ru

Читайте нас и будьте здоровы! Условия использования о портале обратная связь
  • Врачи
  • Болезни
    • Кишечные инфекции (4)
    • Инфекционные и паразитарные болезни (20)
    • Инфекции, передающиеся половым путем (6)
    • Вирусные инфекции ЦНС (2)
    • Вирусные поражения кожи (5)
    • Микозы (9)
    • Гельминтозы (3)
    • Злокачественные новообразования (8)
    • Доброкачественные новообразования (4)
    • Болезни крови и кроветворных органов (3)
    • Болезни щитовидной железы (5)
    • Болезни эндокринной системы (12)
    • Недостаточности питания (1)
    • Психические расстройства (25)
    • Воспалительные болезни ЦНС (2)
    • Болезни нервной системы (17)
    • Двигательные нарушения (4)
    • Болезни глаза (15)
    • Болезни уха (3)
    • Болезни системы кровообращения (8)
    • Болезни сердца (4)
    • Болезни артерий, артериол и капилляров (7)
    • Болезни вен, сосудов и лимф. узлов (6)
    • Болезни органов дыхания (17)
    • Болезни полости рта и челюстей (13)
    • Болезни органов пищеварения (25)
    • Болезни печени (1)
    • Болезни желчного пузыря (5)
    • Болезни кожи (27)
    • Болезни костно-мышечной системы (29)
    • Болезни мочеполовой системы (10)
    • Болезни мужских половых органов (8)
    • Болезни молочной железы (3)
    • Болезни женских половых органов (26)
    • Беременность и роды (5)
    • Болезни плода и новорожденного (3)
    • Врожденные аномалии (пороки развития) (10)
    • Травмы и отравления (8)
  • Симптомы
    • Амнезия (потеря памяти)
    • Анальный зуд
    • Апатия
    • Афазия
    • Афония
    • Ацетон в моче
    • Бели (выделения из влагалища)
    • Белый налет на языке
    • Боль в глазах
    • Боль в колене
    • Боль в левом подреберье
    • Боль в области копчика
    • Боль при половом акте
    • Вздутие живота
    • Волдыри
    • Воспаленные гланды
    • Выделения из молочных желез
    • Выделения с запахом рыбы
    • Вялость
    • Галлюцинации
    • Гнойники на коже (Пустула)
    • Головокружение
    • Горечь во рту
    • Депигментация кожи
    • Дизартрия
    • Диспепсия (Несварение)
    • Дисплазия
    • Дисфагия (Нарушение глотания)
    • Дисфония
    • Дисфория
    • Жажда
    • Жар
    • Желтая кожа
    • Желтые выделения у женщин
    • ...
    • ПОЛНЫЙ СПИСОК СИМПТОМОВ>
  • Лекарства
    • Антибиотики (211)
    • Антисептики (122)
    • Биологически активные добавки (210)
    • Витамины (192)
    • Гинекологические (183)
    • Гормональные (156)
    • Дерматологические (258)
    • Диабетические (46)
    • Для глаз (124)
    • Для крови (77)
    • Для нервной системы (385)
    • Для печени (69)
    • Для повышения потенции (24)
    • Для полости рта (68)
    • Для похудения (40)
    • Для суставов (161)
    • Для ушей (14)
    • Другие (308)
    • Желудочно-кишечные (314)
    • Кардиологические (149)
    • Контрацептивы (48)
    • Мочегонные (32)
    • Обезболивающие (280)
    • От аллергии (102)
    • От кашля (137)
    • От насморка (91)
    • Повышение иммунитета (123)
    • Противовирусные (114)
    • Противогрибковые (126)
    • Противомикробные (144)
    • Противоопухолевые (65)
    • Противопаразитарные (49)
    • Противопростудные (90)
    • Сердечно-сосудистые (351)
    • Урологические (89)
    • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Справочник
    • Аллергология (4)
    • Анализы и диагностика (6)
    • Беременность (25)
    • Витамины (15)
    • Вредные привычки (4)
    • Геронтология (Старение) (4)
    • Дерматология (3)
    • Дети (15)
    • Другие статьи (22)
    • Женское здоровье (4)
    • Инфекция (1)
    • Контрацепция (11)
    • Косметология (23)
    • Народная медицина (17)
    • Обзоры заболеваний (27)
    • Обзоры лекарств (34)
    • Ортопедия и травматология (4)
    • Питание (39)
    • Пластическая хирургия (8)
    • Процедуры и операции (23)
    • Психология (10)
    • Роды и послеродовый период (35)
    • Сексология (9)
    • Стоматология (9)
    • Травы и продукты (13)
    • Трихология (7)

medside.ru

Голова не варит... Как помочь?

Когда в голове внезапно начинает ощущаться вязкая каша, и мыслительный процесс замедляется до неприлично медленного, налицо умственное переутомление.

Умственная трудоспособность – вещь индивидуальная, и наступает у всех по-разному. Однако причина умственного переутомления всегда одна: большой объем умственной работы при недостаточном отдыхе. Впрочем, на умственную трудоспособность не самым лучшим образом могут повлиять эндокринные нарушения, депрессия, истощающие хронические заболевания.

У здорового человека способность к обработке информации зависит, с одной стороны, от врожденных особенностей центральной нервной системы и ее тренированности, с другой – от количества поступающих к мозгу питательных веществ. Следовательно, самый простой способ борьбы с умственным переутомлением  - обеспечить мозг усиленным питанием. 

Если в любом поисковом сервере сделать запрос о лечении умственного переутомления, поток самых разных методик и предложений на эту тему может привести, по меньшей мере, в легкое замешательство. Здесь и гомеопатия, и аромотерапия, и иглоукалывание, и облучение всеми мыслимыми и немыслимыми излучениями, и, конечно, невероятное количество биологически активных добавок.

Однако начинать надо не с этого. В первую очередь имеет смысл разобраться, не вызвано ли переутомление каким-нибудь заболеванием: достаточно сходить на прием к терапевту и пройти стандартное обследование: врачебный осмотр, анализы крови и мочи, электрокардиографию. Если с организмом все в порядке, причина переутомления в вас самих.

Причины умственного переутомления

Лев Толстой в своей «Исповеди» хвастал тем, что мог долго работать за письменным столом, а потом выйти в поле и долго косить – и не почти не испытывать ни физической, ни умственной усталости. И правильно: Толстой таким образом грамотно организовывал свой отдых, ведь чередование умственной и физической нагрузки переносится гораздо легче, чем каждая из них по отдельности.

В идеале после каждого часа напряженной умственной работы необходимо делать десятиминутный перерыв. Конечно, мы не всегда это можем себе позволить. Но даже когда выпадает свободная минутка, мы предпочитаем «потупить» перед телевизором или перед монитором, чем встать, пройтись, размяться или сделать несколько упражнений.

 Недавно журнал American Journal of Epidemiology опубликовал исследование, в котором говорится: «Пятьдесят пять и более рабочих часов в неделю (одиннадцать часов в день при пятидневке) приводят к достаточно низким показателям в тестах на словарный запас и сообразительность. Оптимальный вариант 35-40 — часовая рабочая неделя». Понятно, что к начальству не подойдешь и не скажешь: «Хотите, что бы коллектив лучше работал, сократите продолжительность рабочего времени». В таких условиях повысить работоспособность можно за счет небольших перерывов.

Не стесняйся почесать языком за чашкой кофе с коллегами по работе. Вот что по этому поводу говорит Оскар Ибарра, автор одного из исследований, проведенных в Университете штата Мичиган: «Иногда пустословие бывает полезно. Те, кто делает перерывы в работе и в течение десяти минут трепится с сослуживцами, лучше проходят тесты на сообразительность, чем те, кто выполняет их сразу, без разговоров. И вот почему — коммуникативное общение обостряет память и активизирует другие функции мозга, потому, что требует обработки информации (например, определять, врет собеседник или говорит правду)».

Тем же, у кого удаленная работа, могут контролировать свое рабочее время и без опасения, что ему объявят выговор сделать перерыв на час или два. Главное — не сидеть как робот и помнить, что если вы отвлечетесь и отдохнете, это предотвратит умственное переутомление и повысит вашу работоспособность.

Не забывайте устраивать себе выходные дни (особенно это касается тех, кто работает на расстоянии и на себя). Лучший отдых – отдых на природе! Охота, рыбалка, походы в лес за ягодой, лазанье по горам, шашлыки на даче — всё это хорошие способы дать своему мозгу отдохнуть от напряжённых будней, зарядиться энергией и увеличить работоспособность мозга.

Ну и конечно, говоря об отдыхе и его влиянии на умственное переутомление, следует отметить важность здорового и полноценного сна. Ведь известно, что недосыпание и нехватка сна приводят к преждевременному переутомлению и принятию недальновидных решений.

Соблюдайте распорядок: каждый день засыпайте и просыпайтесь в определенное время. Даже в выходные старайтесь придерживаться установленного режима.

Обратите внимание на то, как распределяется нагрузка на мозг в течение дня. Если стремиться жить в таком режиме, чтобы «включать мозги», едва открыв поутру глаза, а «выключать» перед сном, переутомление неизбежно. Утомленный мозг будет делать все больше и больше ошибок, на устранение которых понадобятся дополнительные силы и время.

Поэтому не ставьте перед собой целью объять необъятное: все равно не получится. Распределите свои дела так, чтобы была возможность их чередовать, найдите в расписании «зазор» для небольшой прогулки и постарайтесь не злоупотреблять работой в ущерб ночному отдыху, сон должен продолжаться не менее 7-8 часов. Как же тогда жить и где искать спасение от гор невыполненных дел? Спасение – в грамотной организации своих дел. Эйнштейн, например, спал по 11-12 часов в сутки, не брезговал отдыхом посреди дня и все успевал.

Овладейте одной из методик релаксации ( подробнее см. Пять лучших техник релаксации). Их предлагают практики йогов, китайская фалунь дафа, многие западные школы. Комплекс нехитрых дыхательных и физических упражнений позволит за небольшое время достичь расслабления и восстановить внутренние резервы. Хороший эффект дают и теплые ванны с добавлением ароматических масел, солей и настоев.

Умственная работоспособность головного мозга зависит от количества потребляемой нами пищи. Ученые из Университета Флориды, при помощи эксперимента доказали, что сытость приводит к отупению и отрицательно влияет на умственную работоспособность.

В ходе эксперимента, лабораторных крыс разделили на две одинаковые группы. Первая группа получала пищи в избытке, в то время как рацион второй группы был существенно ограничен.

Регулярные наблюдения показали, что организм недоедающих крыс вырабатывает на порядок меньше цитохрома (протеин, разрушающий клетки головного мозга), который, по утверждению ученых, наносит непоправимый вред головному мозгу, а следовательно влияет на работоспособность мозга в целом, и в частности на процесс принятия решений, на развитие памяти и мышления.

Реакция второй группы крыс, голодных, была гораздо лучше, чем у тех, которые употребляли столько пищи, сколько хотели. Интервью, которое ученые дали СМИ, они резюмировали следующими словами: «Теперь можно с уверенностью утверждать, что голод полезен для здоровья и положительно сказывается на увеличении работоспособности мозга».

Наверняка многие, кто переедает во время обеда, чувствует, как ухудшается работоспособность, и тянет в сон прямо на рабочем месте. Так что не переедайте!Смотрите также Переедание удваивает риск развития проблем с памятью у пожилых людей

Итак, умственное переутомление – это состояние, с которым может столкнуться каждый современный человек. Многие с иронией относятся к этому заболеванию, и, столкнувшись с ним, очень часто не обращают на него внимание. Хотя врачи уже давно внесли его в классификацию болезней.

И стоит заметить, как и другие заболевания, умственное переутомление имеет собственные причины, симптомы и возможные последствия.

  С причинами умственного переутомления мы уже разобрались. Самыми явными причинами, вызывающие это заболевания являются: тяжелый труд, отсутствие отдыха, неблагоприятные условия труда, неправильный образ жизни и питания.Давайте посмотрим

Какие симптомы у данного недугаКак известно, умственное переутомление может быть трех стадий, и симптомы проявляются в зависимости от стадии этого состояния.

Но все же существуют общие объективные признаки, с помощью которых можно определить степень заболевания.- постоянная усталость, которая не проходит после ночного отдыха;- головные боли без явных тому причин;- покраснение глаз;- изменение цвета лица, синяки под глазами, отеки;- неспособность заснуть при усталости, особенно в вечернее время;- повышение и понижение артериального давления;- повышенная раздражительность и нервная возбудимость;- потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;-большое количество ошибок при умственной работе;- тошнота, рвота;- апатия, плохое настроение.

Но стоит помнить, что полностью полагаться на эти признаки для определения точного диагноза – нельзя, так как это может свидетельствовать и о других заболеваниях. Например, за резким понижении или повышении давления, тошноте, головных болях, покраснении глаз может скрываться гипертония или другие заболевания сердечно-сосудистой системы.

I стадия характеризируется субъективными признаками, такими как нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха), отсутствие аппетита. На этой стадии утомление также может проявляться в не состоянии справиться с психическими или физическими нагрузками.

Во II стадии объективные симптомы очень хорошо выражены, что приносит дискомфорт и снижает качество жизни. К предыдущим симптомам на I первой стадии присоединяются: быстрая утомляемость, тягостные ощущения в сердце, после физической нагрузки могут появляться спазмы или дрожание конечностей. Дело в том, что именно на этой стадии начинают происходить изменения практически всех органов организма. Сон начинает ухудшаться, не приносит облегчение, что связано с кошмарами, пробуждениями и т.д.

Тем не менее, могут происходить всплески работоспособности, например ранним утром или в период вечернего отдыха.

Также этой стадии характерно нарушение обмена веществ, вследствие чего происходит снижение веса. У человека может без причины как понижаться, так и повышаться давление. Присутствует нездоровый внешний вид, побледнение лица, синяки под глазами, посинение губ и мраморная кожа. Стоит упомянуть, что в интимном плане у мужчин страдает сексуальная функция, а женщинам характерна задержка месячных а также ее прекращение.

III стадия – самая тяжелая и проявляется неврастенией. Человек на этой стадии страдает повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, сильная бессонница, которая вызывает сонливость в дневное время. Работа органов значительно нарушена, поэтому переутомление II и III стадии нужно лечить, так как человек выбивается из нормальной жизни на долгое время. 

 

Как себе помочь при умственном переутомлении

Самое главное правило при лечении умственной усталости – снизить все виды нагрузки, которые все это время воздействовали на организм больного человека.Для начала общие рекомендации

Массаж головы и шеи улучшает кровоток в коре головного мозга, а следовательно полезен для клеточного мозгового кровообращения.

Если есть возможность, посетите профессионального массажиста, если с финансами или со временем туго, поможет самомассаж. Информации о том, как сделать самомассаж головы и воротниковой зоны в интернете, пруд пруди. Скажу только то, что если ежедневно по десять минут в течение нескольких недель вы будете выполнять подобный массаж, то заметите, что к вечеру способность четко и ясно мыслить не пропадет, и усталость не будет уже такой явной. Как приер иожете взять Цигун: Массаж лица и головы.

Доказано, что некоторые запахи и цвета оказывают успокаивающее воздействие, другие же наоборот, являются возбудителями и раздражителями для мозга. Работу мозга хорошо стимулирует желтый цвет — он тонизирует и бодрит, повышает умственную работоспособность и поднимает настроение (можете над рабочим столом повесить рисунок, в котором этот цвет преобладает).

При лечении этого заболевания очень часто применяют эфирные масла, так как они способствуют повышению мозговой активности, и помогают предотвратить последствия умственной усталости.Базилик, мята, розмарин – этих три масла чаще всего используют в этих целях. Если вы проснулись уставшим и не выспавшимся, сделайте ванну и добавьте в воду 6 капель розмарина – это поможет вам перед тяжелым рабочим днем.А ромашку лучше всего пить в виде чая, и постарайтесь поменьше пить кофе и крепкого чая.

Чтобы сохранить бодрость, накапайте восемь капель розмарина в аромалампу и поместите ее на рабочем столе. Если же это не возможно и вам нужно долго ехать за рулем, тогда капните по одной капли на каждое запястье.

Из запахов также хорошо подходят цитрусовые и древесные ароматы. Используйте натуральные эфирные масла, а не освежители для воздуха.

Но ни в коем случае нельзя злоупотреблять эфирными маслами. Очень многим они помогает в критической ситуации, когда человеку нужна ясная голова. Их можно использовать время от времени, когда действительно требуется быстрая помощь. Но лучше всего делайте перерывы в работе, находите пару минуток для отдыха.

К сожалению, большинство предлагаемых препаратов для  борьбы с умственным переутомлением обладают одним серьезным недостатком. Они недостаточно изучены, несмотря на то, что некоторые из них существуют не одну сотню лет. Поэтому их использование во многом напоминает лотерею – либо поможет, либо не поможет, либо навредит.

Особенно это касается биологически активных добавок (БАДов). Их существует великое множество, и все они, как правило, недешевы. В чем же разница между лекарственным препаратом и БАДом? Для поступления в продажу лекарство должно получить сертификат, подтверждающий его эффективность и безопасность, оговаривающий четкие показания, противопоказания и побочные эффекты. С БАДами другая история – для торговли ими достаточно гигиенического сертификата – такого же, как для продуктов питания. Сертификат подтверждает только то, что данный препарат съедобен. Об эффективности, безопасности и всем остальном – ни слова. А ведь многие распространители биоактивных добавок даже гигиенического сертификата на них не имеют…

О том, как хорошо жить, не перерабатывая, чередуя нагрузки и полноценно отдыхая, чаще всего мы вспоминаем в ситуации аврала – когда головой приходится поработать усиленно и сверхурочно. Чем можно помочь мозгу?

Самым распространенным стимулятором в ситуациях мозгового штурма является кофеин. И напрасно: большое количество кофе вызовет лишь повышенную нервную возбудимость, дрожь в руках и неспособность сосредоточиться. Кроме того кофеин не лучшим образом сказывается на сердечно-сосудистой системе, а при длительном употреблении может вызвать привыкание.

Лучше обратиться к так называемым растениям-адаптогенам: женьшеню, лимоннику, аралии, элеутерококку. Они тонизируют, повышают умственную и физическую работоспособность, благотворно влияют на иммунитет. Причем воздействуют они мягко, не истощая организм, в отличие от стимулирующих препаратов. И, наконец, растительные адаптогены хорошо изучены и доступны практически в любой аптеке.

Не забывайте, что после периода усиленной работы и отдых должен быть усиленным. После длительной умственной работы организм просто скандирует: «В отпуск!». Хорошо бы к нему прислушаться. Подойдет также смена обстановки: поездка в другой город, турпоход, вылазка на природу.

Бывает, что умственного утомления накопилось столько, что даже выполнение привычного объема работы становится затруднительным. В этом случае на помощь придут ноотропные препараты. Эти лекарства действуют непосредственно на мыслительные процессы (noos по-гречески – разум, мышление), улучшают память, повышают концентрацию внимания и общую активность мозга, при этом уменьшая чрезмерную нервную возбудимость и тревожность. Но эффект от ноотропов развивается не сразу: для достижения ощутимых результатов их надо принимать 2-3 месяца. К счастью, они малотоксичны и имеют минимум противопоказаний и побочных эффектов.

Самый известный, «эталонный» ноотропный препарат – это пирацетам. Он используется с 1963 года и успел хорошо себя зарекомендовать. Вплоть до сегодняшнего дня пирацетам - один из самых эффективных представителей ноотропов.

Еще одно признанное и известное средство – экстракт реликтового растения Гинкго билоба. Он выпускается многими фирмами под разными названиями и используется при умственном переутомлении, а также нарушениях памяти при атеросклерозе мозговых сосудов, после инсульта, инфекций ЦНС и в пожилом возрасте.

Среди более новых, но весьма эффективных ноотропных препаратов стоит упомянуть пиритинол, пикамилон, мексидол, бемитил и другие.

 

На I стадии лечение происходит с помощью уменьшения психоэмоционального воздействия. Человек должен соблюдать режим дня, исключить интеллектуальную нагрузку и значительно снизить физическую нагрузку. Такое лечение займет от 2-4 недель, затем следует постепенно вводить интеллектуальные нагрузки, на восстановление человеку понадобиться примерно столько же времени 2-4 недели.

Что касается II стадии, то здесь человеку необходим отдых от повседневной деятельности, который должен длиться 1-2 недели. Он должен включать в себя активный отдых, например прогулки на свежем воздухе, аутогенные тренировки и массаж. Затем в течение 1-2 месяцев нужно вводить обычный режим работы, только стоит помнить, что что на протяжении всего времени больной должен придерживаться правильного режима дня.

Лечение III стадии переутомления должно происходить в специальной клинике в течение 2 недель, где человек сможет полностью расслабиться, после чего такой же период времени нужно выделить на активный отдых. После этих двух стадий лечения на протяжении 2-3 месяцев должен происходить постепенный этап возврата в нормальную жизнь.

Кстати, для профилактика умственного переутомления почаще читайте полезную литературу.  Польза чтения для повышения работоспособности мозга, думаю, ни у кого не вызывает сомнения. Чтение не только увеличивает концентрацию внимания, но и стимулирует воображение: содержание книги превращается в наших головах в визуальные образы. Следовательно, мозг тренируется. Ученые из клиники Майо (США) убеждены, что чтение уменьшает вероятность того, что со временем мы будем тупить по любому поводу. «Новый материал — это не только новая информация, но и новые образы в голове. Любая историческая книга заставит вас проводить сравнение с настоящим, что задействует аналитические способности, за которые отвечает правое полушарие» – говорит один из исследователей клиники Майо.

Вместо того чтобы пялиться в телевизор, возьмите какую-нибудь познавательную книжку и уделите ее прочтению хотя бы 30 минут (ежедневное получасовое  чтение увеличит работоспособность вашего мозга).Говоря о познавательной и полезной литературе, я имею в виду отечественную и зарубежную классику, историческую и специальную литературу, поэзию :О). А вот желтая пресса (кто с кем, у кого больше, а у кого дороже), комиксы и другое подобное чтиво вряд ли хорошо скажутся на увеличении работоспособности головного мозга.По материалам medportal.ru, constructorus.ru, medvoice.ru

 

Смотрите также:

ТЕСТ: Биологический возраст Вашего мозга

2 минуты упражнений разовьют ваш мозг

Биоритмы: как побороть усталость и повысить продуктивность?

Диета для памяти

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

zirina479.livejournal.com

Особенности умственного утомления и переутомления

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 33Следующая ⇒

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление,т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью — субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость –субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

 

Объекты наблюдения Утомление
  незначительное значительное резкое
Внимание   Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

 

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

- чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

- отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

- апатия;

- повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

- снижение аппетита;

- головокружение и головная боль.

 

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

 

Симптом Степень переутомления
  начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение

 

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

 

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

- длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

- малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

- эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

- снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Автор данного комплекса (Н.Т. Перепелицын) рекомендует включать его между второй и третьей парой в режиме учебного дня, т.е. через 3 часа после начала учебного дня.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

- систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

- ритмичную и системную организацию умственного труда;

- постоянное поддержание эмоции интереса;

- совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

- обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

 

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка(СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

- спортивная подготовка;

- профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

 

Читайте также:

lektsia.com


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа