Чувства и эмоции и состояния. Эмоции чувства состояния


Чувства, эмоции и состояния.

Поиск Лекций

План.

1. Эмоции и чувства человека.

2. Функции эмоций.

3. Виды и форма эмоций.

4. Психические состояния.

1. ЧУВСТВА. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, носят социальный характер.

В соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др.

Чувства, по степени обобщенности предметного содержания, подразделяются наконкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).

СТРАСТИ - длительное, устойчивое и глубокое чувство, эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин, связано с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности.

ЭМОЦИИ. Особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

АФФЕКТЫ- кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.

 

НАСТРОЕНИЯ - это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих, отражающееся на деятельности, поведении человека.

СТРЕСС - состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.

2. Чувства способствуют выделению предметов, удовлетворяющих потребности человека и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Чувства -показатели того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Эмоции - это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску. Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определённости положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование(отладку) его поведения в условиях общения и деятельности. Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонистические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса:

Положительные - вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению;

отрицательные - стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

В одних случаях, эмоции отличаются действенностью, становятся побуждением к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение силы и называются стеническими. В других случаях, эмоции называются астеническими и характеризуются пассивностью или созерцательностью. Переживание чувств здесь расслабляет человека, человек замыкается, уходит в себя.

К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес - волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе -- страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.

 

Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, мотивирующих обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить субъекта.

Удивление - это эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеет ярко выраженного отрицательного или положительного знака проявления.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой, информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, кои, до того, казались вероятными. Носит астенический характер.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызванное внезапно возникшим препятствием на пути удовлетворения жизненных потребностей. Носит стенический характер.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее на базе рассогласования жизненных позиций и взглядов субъекта и объекта чувств. Последствия - деперсонализация субъекта или группы, к которой он относится.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся у субъекта информации, касательно судьбы его жизненного благополучия, подвергающегося реальной или воображаемой опасности.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, ожиданиям окружающих и собственным представлении о подобающем поведении и внешнем облике.

Страсть - проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью. Имеет более устойчивый характер, нежели чувство. Определяет направление, эмоции, поступки человека, мышление, фантазирование на тему предмета своей страсти. Неудовлетворённая страсть часто порождает сильные эмоции и аффективные чувства.

Любовь - одно из важнейших человеческих, устойчивых чувств. Это слитность сексуальной потребности человека, обеспечивающей продолжение рода ( в конечном итоге) и любви, как высшего чувства, обеспечивающего индивиду полноценную персонализацию. Дающее личности возможность быть представленной, значимой.

2. 1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Эмоция в роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика.

2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.

3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

4. Информационная функция эмоций. Эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.

5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма».

6. Функция формирования сознания. В переживаниях субъект раскрывает сам себя, он сам выступает для себя объектом познания.

7. Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).

3.Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон — эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п).

Эмоциональное состояние — непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Страсть — стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе — важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти — алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс —психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Выделяют две группы стрессовых состояний:

1. Физиологический стресс, вызываемый простыми внешнесредовыми воздействиями (сильный шум, вибрация, световые импульсы, отклонения от нормального температурного режима и др.).

2. Психологический стресс, который вызывают стрессоры психической природы (дефицит времени, информационная перегрузка, высокая степень ответственности и др.). В таких ситуациях деятельность человека затруднена по психологическим причинам.

Настроения- это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Аффекты - это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Стенические чувства - это чувства, активизирующие деятельность человека.

Астенические чувства - это чувства, вызывающие пассивность.

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (моральные, интеллектуальные и эстетические чувства).

Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства- чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного .

Практические чувства связаны с деятельностью человека .

poisk-ru.ru

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

Эмоции— это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значения внешних воздействий.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем чувство опасения. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция — это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. emoveo — волную).

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность — возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соот­ветствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции являются приспособительным «продуктом» эволюции— это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

«Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на это определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать общему биологическому знаменателю, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».

Эмоции — это непосредственное отражение значимости отдельных явлений на основе видового опыта.

Эмоции являются психической формой проявления естественных потребностей. Они возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встречи-организма с искомым или опасным предметом. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны —- они или положительны, или отрицательны (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности).

Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека — высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их.

Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизуют психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве механизм актуализации тех потребностей, которые могут привести к отрицательным деформациям личности.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, связанные с безусловнорефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т. п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции — чувства.

Чувства связаны с удовлетворением социальных общественно-выработанных потребности. Чувство гражданского долга, товарищества, коллективизма, стыда, любознательности и т. п. форми­руются у человека по мере его включения в социальные связи, т. е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями («добро», «зло», «справедливость», «прекрасное», «безобразное» и т. д.).

Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловленные чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т. п.).

Однако эмоции и чувства не являются обособленными сферами психики человека. Они также неразрывно взаимосвязаны, как естественные и социальные стороны сущности человека.

Современные теории эмоций

Итак, эмоции — это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на непосредственно-чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций.

Эмоции не следует трактовать только как последствие удовлетворения потребностей. Эмоции — это регуляторы потребностей, удовлетворены при данном стечении обстоятельств. Эмоции—это состояние жизнедеятельности, связанное с соотнесением определенных потребностей с условиями их удовлетворения в текущей ситуации.

В зависимости от типа обстоятельств можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний, определяющие своеобразие психической деятельности чело­века в этих условиях:

1) Интерес — возбуждение.

2) Удовольствие — радость.

3) Удивление — изумление.

4) Горе — страдание.

5) Гнев — ярость.

6) Отвращение — омерзение.

7) Презрение — пренебрежение.

8) Страх — ужас.

9) Стыд — застенчивость.

10) Вина—раскаяние.

Каждая из этих эмоций имеет свой нервный субстрат.

Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоциональных комплексов — триад (горе — гнев — отвраще­ние; страх — стыд — вина и т. д.). Эти эмоциональные комплексы имеют адаптационную, приспособительную функцию и характер­ные внешние мимические, нервно-мышечные выразительные проявления.

Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности.

По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настроение;

4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;

5)эмоциональный тон ощущений.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения.

Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.

К отдельным раздражителям у нас возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом). Эмоциональное отношение к некоторым предметам (например, к предметам и явлениям, вызывающим боль) передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече с вредоносным объектом принять быстрое решение. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включается в различные восприятия и представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играет существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

2. Эмоциональный отклик — это оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде. Вы увидели красивый пейзаж — возникнет эмоциональный отклик.

Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом.

Одним из видов эмоционального отклика является синтония — сопереживание эмоционального состояния других людей. Это одно из важнейших социальных качеств человека. Исследователи отмечают, что способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта, а также в условиях пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

3. Настроение. Каждому человеку из опыта известно, насколько велика роль хорошего настроения в нашей повседневной деятельности. Веселое и серьезное, грустное и жизнерадостное — самые разнообразные настроения постоянно чередуются в нашей жизни.

Настроение — это ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее.

Психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода. Непосредственно отражая значимость явлений, эмоции регулируют функционально-энергетический уровень жизнедеятельности. Настроение является особым видом эмоциональной регуляции жизнедеятельности в результате непосредственного отражения связи данной ситуации с опытом человека, его установками.

Настроение вызывается различными положительными или отрицательными воздействиями — успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры, в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т. д.).

Настроения, как и все другие эмоциональные состояния, являются положительными или отрицательными, они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их динамизирующее влияние на деятельность человека.

Наиболее высокий уровень психической активности под влия­нием эмоции или чувств называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, является состоянием расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциональных воздействиях проявляется в постоянстве, стабильности или нестабильности его настроения и в работоспособности при различном настроении. Один человек при плохом настроении теряет работоспособность, другой — способен взять себя в руки и продолжать необходимую работу.

В зависимости от преобладающих в опыте данного человека эмоций и чувств соответствующее настроение становится устойчивым и характерным для данного человека. Очень важно дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует нас к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредотачивая свое сознание на положительных сторонах жизни.

4. Конфликтные эмоциональные состояния.

Стресс— это нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс — это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения — такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий. В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Стресс — это неспецифическая адаптационная реакция — общая тотальная мобилизация сил организма в ответ на чрезмерное требование.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект (от латинского affectus — совершать согласно с чувством) —это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации безмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к продуманной реакции на них.

Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, неожиданно возникшее непреодолимое препятствие на пути к заветной цели, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности—избирательность в выборе поведенческого акта, резко вменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это «сужение сознания» при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. в состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции частично теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, «человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий».

Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий.

Поскольку аффект оказывают влияние на квалификацию преступления и на меру наказания это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется проведение судебно-психологической экспертизы.

Крах надежды, гибель близкого человека, акт грубого насилия — такого рода причины нередко вызывают стойкое и глубокое отрицательно-эмоциональное отношение — фрустрацию. Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более ранним стадиям психического развития.

Кроме фрустрации существуют и другие депрессивные состояния, также сопровождающиеся некоторой дезорганизацией психической деятельности (печаль, тоска, неудовлетворенность и т. д.).

Чувства являются регулятором социальных функций личности.

Чувства — это психическая форма отражения социальных потребностей. Отрицательные чувства вызываются отклонением обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Положительные — приведением обстоятельств к нормам, соответствующим нормам данной личности. Чувства — это психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений, механизм спонтанных побуждений к соответствующим действиям.

Чувства обеспечивают интеграцию сознания, подсознания и по­ведения человека, являются адаптационным механизмом межличностного взаимодействия.

Отклоняющееся и в особенности преступное поведение во мно­гих случаях связано с неразвитостью чувств, с неспособностью к сопереживанию, с эмоциональной тупостью или с ограничением сознания под влиянием плохо контролируемых чувств. Каждое третье особенно тяжкое преступление против личности совершается из-за неприязни, ревности или мести.

Механизмы правопослушного поведения не могут быть сведены только к сознанию. Сознательные действия органически сочетаются со сложной системой установок, влечений и чувств.

Чувства классифицируются в зависимости от сферы регулируемых социальных функций человека. Различаются праксические[1], моральные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства— это чувства, возникающие в праксической деятельности-. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Моральные чувства — это отношение личности к своему поведению и к поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.

Мораль — это форма общественного сознания, совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование — нравственностью.

Моральные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Моральные чувства — это важнейший регулятор поведения человека, мотивационная основа межличностных отношений.

Моральные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, восторг, негодование по поводу тех или иных поступков), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, дружба, любовь и др.) и общественные переживания (патриотизм, интернационализм, коллективизм и др.).

Нравственное сознание членов общества является основой фор­мирования правосознания. Широкий диапазон глубоких мораль­ных чувств — необходимое условие высоконравственного и право-послушного поведения. Отрицательные нравственные качества — жестокость, эгоизм, эмоциональная тупость, стяжательство, зависть, властолюбие и др. являются мотивационной основой как безнравственного, так и преступного поведения.

Эстетические чувства — это субъективное отношение к прекрасному в окружающей социальной и природной среде. Прекрасными могут быть как физические объекты, так и отношения между людьми. Эстетические чувства смыкаются с моральными чувствами (отсюда выражение «красивый поступок», «прекрасный характер» и т. п.) В. Г. Белинский справедливо говорил, что красота родная сестра нравственности. Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием эстетического отношения к действительности. Поступки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое). В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического. Понятие прекрасного изменяется в зависимости от изменений в развитии общества.

Интеллектуальные чувства — это взаимосвязь чувства с реализацией познавательной потребности — одной из самых фундаментальных потребностей человека. Радость познания одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих других потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями познавательной направленности. Одним из них является состояние любопытства — состояние направленности сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя взоры присутствующих — во всех этих случаях функционирует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем больше осознается им степень необходимости той или иной информации. На этой основе возникает любознательность — состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.

Отражение проблемной ситуации вызывает состояние недоумения или удивления. Удивление— более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровождаемое очень сильными эмоциональными переживаниями, переходит в изумление.

lektsia.com

Чувства и эмоции и состояния.

Поиск Лекций

Психология

Лекция 10.

План.

1. Эмоции и чувства человека.

2. Функции эмоций.

3. Виды и форма эмоций.

4. Психические состояния.

1. ЧУВСТВА. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, носят социальный характер.

В соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др.

Чувства, по степени обобщенности предметного содержания, подразделяются наконкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).

СТРАСТИ - длительное, устойчивое и глубокое чувство, эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин, связано с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности.

ЭМОЦИИ. Особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

АФФЕКТЫ- кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.

 

НАСТРОЕНИЯ - это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих, отражающееся на деятельности, поведении человека.

СТРЕСС - состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.

2. Чувства способствуют выделению предметов, удовлетворяющих потребности человека и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Чувства -показатели того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Эмоции - это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску. Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определённости положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование(отладку) его поведения в условиях общения и деятельности. Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонистические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса:

Положительные - вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению;

отрицательные - стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

В одних случаях, эмоции отличаются действенностью, становятся побуждением к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение силы и называются стеническими. В других случаях, эмоции называются астеническими и характеризуются пассивностью или созерцательностью. Переживание чувств здесь расслабляет человека, человек замыкается, уходит в себя.

К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес - волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе -- страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.

 

Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, мотивирующих обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить субъекта.

Удивление - это эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеет ярко выраженного отрицательного или положительного знака проявления.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой, информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, кои, до того, казались вероятными. Носит астенический характер.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызванное внезапно возникшим препятствием на пути удовлетворения жизненных потребностей. Носит стенический характер.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее на базе рассогласования жизненных позиций и взглядов субъекта и объекта чувств. Последствия - деперсонализация субъекта или группы, к которой он относится.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся у субъекта информации, касательно судьбы его жизненного благополучия, подвергающегося реальной или воображаемой опасности.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, ожиданиям окружающих и собственным представлении о подобающем поведении и внешнем облике.

Страсть - проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью. Имеет более устойчивый характер, нежели чувство. Определяет направление, эмоции, поступки человека, мышление, фантазирование на тему предмета своей страсти. Неудовлетворённая страсть часто порождает сильные эмоции и аффективные чувства.

Любовь - одно из важнейших человеческих, устойчивых чувств. Это слитность сексуальной потребности человека, обеспечивающей продолжение рода ( в конечном итоге) и любви, как высшего чувства, обеспечивающего индивиду полноценную персонализацию. Дающее личности возможность быть представленной, значимой.

2. 1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Эмоция в роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика.

2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.

3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

4. Информационная функция эмоций. Эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.

5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма».

6. Функция формирования сознания. В переживаниях субъект раскрывает сам себя, он сам выступает для себя объектом познания.

7. Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).

3.Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон — эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п).

Эмоциональное состояние — непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Страсть — стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе — важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти — алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс —психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Выделяют две группы стрессовых состояний:

1. Физиологический стресс, вызываемый простыми внешнесредовыми воздействиями (сильный шум, вибрация, световые импульсы, отклонения от нормального температурного режима и др.).

2. Психологический стресс, который вызывают стрессоры психической природы (дефицит времени, информационная перегрузка, высокая степень ответственности и др.). В таких ситуациях деятельность человека затруднена по психологическим причинам.

Настроения- это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Аффекты - это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Стенические чувства - это чувства, активизирующие деятельность человека.

Астенические чувства - это чувства, вызывающие пассивность.

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (моральные, интеллектуальные и эстетические чувства).

Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства- чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного .

Практические чувства связаны с деятельностью человека .

poisk-ru.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа