Виды эмоций. Базовые эмоции и их внешнее выражение. Эмоции основные виды


Виды эмоций. Базовые эмоции и их внешнее выражение. — КиберПедия

Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонова выделяет следующие виды эмоций.

Альтруистические - переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость и счастья, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство надежности, преданности, сочувствия.

Коммуникативные - возникают на основании потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, чувство симпатии, привязанность, чувство уважения к кому-то, чувство признательности, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

Глоричные - связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.

Практические - определяются успешностью или неуспешности деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.

Романтические - проявляются в стремлении ко всему необычному, тайного: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующе чувства восприятия измененного окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.

Гностичные - связаны с потребностью в познавательной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений, чувство удивления или непонимания, колебания; чувство ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях и все систематизировать; чувство близости решения проблемы; радость открытия истины .

Эстетические - связанные с лирическими переживаниями: потребность в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение звуками, чувство волнующих драматизма, светлого сумму, поэтическо наблюдательного состояния; чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.

Гедоничные - связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья; приятное бездумно возбуждение, хтивисть.

Акизитивные - возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.

Мобилизационные - происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: потребность в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и умственных способностей.

Эмоции делятся на простые, которые являются непосредственным отражением взаимоотношений человека с теми или другими объектами, и сложные, в которых это отображение имеет опосредованный характер. По силе, характеру проявления и устойчивостью среди эмоций отличаются аффекта и настроения. По содержанию выделяют прежде всего моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Некоторые из них могут набирать характера страстей.

Внешнее выражение эмоций: Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.

Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела.

Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д.

Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые сложные и тонкие эмоции — иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, страдание, восторг и т. Д

cyberpedia.su

Эмоции и их виды. Основные функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Виды эмоций. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции: Радость Удивление Страдание Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.

Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов.

Представленные характеристики видов эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из перечисленных видов имеет свои подвиды, которые будут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная.

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Регулятивная функция эмоций выражается в том, что эмоции помогают осознать различие между текущей мотивацией и внутренними представлениями о ситуации и являются основным элементов регулировки поведения и психической деятельности человека.

Сигнальная функция эмоций состоит в том, что в череде простых ситуаций они автоматически, элементарно, быстро сигнализируют о происходящем внутри или вокруг нас.

Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Вначале они носят бессознательный характер.

У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение.

Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.

Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация — это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом.

Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно — можно, нужно и должно, а другое — нельзя, невозможно, нехорошо.

К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится развитие нравственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за проступки.

Следует отметить, что у детей довольно рано обнаруживаются зачатки и другого очень сложного чувства — эстетического. Одним из первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки.

Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит в том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

students-library.com

Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций. — КиберПедия

Чувственный тон ощущений - своеобразная окраска ощущений, характеризую­щая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется.Эмоции — более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека. Аффект — интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки (сильный гнев,ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние) Собственно эмоции - более длительные, чем аффекты, состояния, которые представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Основные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх. Чувства — более длительные, чем эмоции, состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, отражающие устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. А)Нравственные, или моральные, - чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д.) Морально-политические чувства проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Б)Интеллектуаль­ные - переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека(удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства). В) Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве(восторг, радость, презрение, тоску, страдание и др.) Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение и отражающее бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства.

 

78.Основные виды внимания.

Непроизвольное внимание наиболее простой вид внимания. пассивное или вынужденное, т.к. оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин.(физические, психофизиологические и психические причины) их можно разделить на следующие четыре категории: 1. характер внешнего раздражителя( сила, или интенсивность раздражителя, контраст между раздражителями, дли­тельность раздражителя и его величина и форма, его новизна, необычность.) к этой группепричинотносятся характеристики воздействующего на человека раздражителя. 2.Со­ответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и имеющимся у него потребностям. 3. Общая направленность личности, то, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов. 4. чувства, которые вызывает у нас воздействую­щий раздражитель, что вызывает у нас определенную эмо­циональную реакцию. Произвольное внимание это то, что управляется сознательной целью. Этот вид внима­ния тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых уси­лий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией П.В. являет­ся активное регулирование протекания психических процессов. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольное внима­ние возникло у человека в процессе сознательной деятельности. Послепроизвольное, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно Н.В П.П.В остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательны­ми интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

cyberpedia.su

18.2. Основные виды и качества эмоций

В зависимости от обстоятельств, свойств воздействующих раз­дражителей и особенностей личности у человека возникают раз­личные эмоциональные реакции, которые классифицируются по модальности, знаку, различному влиянию на поведение, а также по форме выражения.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности пере­живаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмо­ция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой раз­личные проявления страха; злоба, раздражение, ярость — гнева; ве­селье, ликование, торжество — радости.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) оп­ределяет знак эмоций — положительные и отрицательные. По воздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоции разделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность и активность человека, астенические, напротив, снижают. Положительные эмо­ции чаще оказывают стенический эффект. Большинство отрица­тельных эмоций выражаются и в той, и в другой форме. Например, под влиянием страха человек может быстро убежать, расчетливо спрятаться, но иногда из-за страха «застывает», не предпринимая никаких активных действий.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью. Диапазон различий по силе внутреннего пережи­вания и внешних проявлений очень велик для эмоций любой мо­дальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Вос­торг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда в течение всей жизни. Степень осознанности эмоций также может быть различ­ной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Иногда имеет место одновременное взаи­модействие противоположных эмоций, например любви и ненавис­ти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность эмоций как следствие сложного и неоднозначного отношения чело­века к объекту, вызывающему переживание.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает много­образие форм их выражения. Основные формы выражения эмо­ций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чув­ство, настроение и стресс.

Чувственный тон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одно­временно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев называл этот феномен «пристрастнос­тью» отражения мира и считал его одной из существенных особен­ностей человеческого познания.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельнос­ти человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основ­ными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выражен­ность внешних проявлений.

Человек вышел из дома, порадовался хорошей погоде, огорчил­ся, что не успел на автобус, в следующем автобусе оказалось много народу, пришлось стоять в неудобной позе, что вызвало недоволь­ство и раздражение, около работы встретил друзей, радостно по­приветствовал их, и так на протяжении всего дня. Ситуативные эмоции, как правило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить рабо­тоспособность.

Если происходящие, события имеют для человека очень высо­кую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справ­ляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта. Аффект — это эмоция, отличающаяся бурным проте­канием, ярко выраженными поведенческими реакциями и вегета­тивными симптомами. Аффекты характеризуются кратковременно­стью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает пси­хику человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а порой и от­ключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение. При сильном страхе, например, из-за того, что он не в состоянии объективно проанализировать ситуацию, человек принимает неправильное решение и совершает нецелесообразные действия. В состоянии гнева многие люди теря­ют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них часто переходит в агрессию. Человек краснеет, кричит, разма­хивает руками, может ударить противника. Справиться с аффектом, управлять в этом состоянии своим поведением очень трудно. Когда аффект проходит, человек не всегда способен вспомнить все, что с ним происходило и, как правило, осуждает себя за невыдержан­ность, поведенческий и эмоциональный срыв.

Почти все пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает ре­акцию следового аффекта. Человек в своей памяти как бы заново его переживает.

Изучив механизм следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи. Его действие основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек проявляет (неосознанно) комплекс вегетативных и двига­тельных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса. В настоящее время в оте­чественной криминалистике он не применяется, во-первых, по эти­ческим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недосто­верную информацию, так как однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях.

Выражение эмоций в форме аффекта не желательно ни в семье, ни в трудовом коллективе, ни в других жизненных ситуациях. За .; исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек от­ветствен за свои действия, совершенные в состоянии аффекта. I

Учителю очень важно предвидеть возможность возникновения аффекта и справиться с ним на начальной стадии. Если учитель | кричит, бросает журнал, выбегает из класса, это вряд ли поможет ему найти приемлемое решение проблем или конструктивно разре­шить конфликт. А вот снижение авторитета у детей ему почти гарантировано.

Существуют специальные приемы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать не­желательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мы­шечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, при­влечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного собы­тия в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его». Аф­фект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры производственных и межлич­ностных отношений.

Страсти — это сильные, стойкие, длительные эмоции, порожда­ющие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти. Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же как и аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличие от аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния. Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в тече­ние всей жизни.

Выбор предмета страсти, форма проявления, степень подчинения ей человека, средства, которые он использует ради ее удовлетворе­ния, во многом зависят от и всей направленности психического облика личности. Одних людей страсть делает сильными, способ­ными на достижение великих целей, а других подчиняет себе, по­буждает к безнравственным, а иногда и преступным действиям.

Подвижническая жизнь матери Терезы — пример страстного стремления служить людям. Одна, но пламенная страсть к свободе определила жизнь и судьбу Мцыри. Страсть Плюшкина к накопи­тельству, Германа из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина к игре — при­меры темных человеческих страстей.

Справиться со своей страстью так же трудно, как и с аффектом. Страсти подвластны только сильным, волевым людям. Важную роль в управлении страстями играет осознание своих главных жизнен­ных целей и ценностей и соотнесение с ними конкретной ценности предмета страсти.

Самая развитая и, сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются в условиях жизни человека в обществе. Чувства, отвечающие высшим социальным потребностям, называют­ся высшими чувствами. Любовь к Родине, своему городу, своему народу, к другим людям — это примеры таких чувств. Они характе­ризуются сложностью строения большой силой и продолжительно­стью, стабильностью, независимостью от конкретной ситуации и от состояния организма. Любовь матери к своему ребенку — высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мама может рассердиться на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, кото­рое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным стро­ением. Они складываются из нескольких разных, а иногда и проти­воположных эмоций, которые как бы кристализуются на определен­ном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, чем любовь, поскольку кроме влюбленности последняя предполага­ет нежность, дружбу, привязанность, ревность и многие другие эмо­ции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные и эсте­тические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к об­ществу, другим людям, а также к самому себе. Это, например, чув­ство патриотизма, дружба, любовь, совесть регулирующие меж­личностные отношения. То, какие моральные чувства присущи че­ловеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы оп­ределяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личност­ным смыслом. Для этого важно знать историю своей страны, ее достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выда­ющимися произведениями искусства, с жизнью и деятельностью выдающихся людей, принимать активное участие в общественной и культурной жизни.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудо­вой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или неуспешностью, при наличии трудностей и их преодолении, при за­вершении работы. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, чувство увлеченности работой, приятная усталость, удовлетворенность от выполненного дела. Они способствуют до­стижению целей трудовой деятельности и формированию отноше­ния к труду как к ценности. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу. Это влияет на его общее мироощущение, препятствует развитию и самореали­зации личности.

Многие виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсив­ной умственной работы. Процесс умственной деятельности сопро­вождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как ин­теллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Интеллектуальные чувства способ­ствуют развитию учебных интересов и повышению эффективности учебной деятельности школьников.

Чувства, которые человек испытывает при восприятии и созда­нии прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетически­ми. Человек испытывает эстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства, других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетические чувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любование лесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности, постигая законы красоты и гармонии.

Воспитание высших чувств носит культурно-исторический ха­рактер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих цен­ностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов.

Большое значение в жизни человека имеет то, какие настроения преобладают в его эмоциональной сфере. Настроение — это це­лостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение челове­ка. В хорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроении все представляется в серых то­нах. Та же самая работа становится тяжелой и невыносимой. На­строения как форма выражения эмоций характеризуются относи­тельно небольшой силой, недолгой продолжительностью они влия­ют на поведение в целом и на другие эмоции. Настроение возникает под воздействием комплекса причин — внутренних и внешних. К внутренним причинам относятся: физическое самочувствие, хрони­ческие заболевания, различные процессы в организме, свойства нервной системы, темперамента и характера. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач в жизнедея­тельности человека, с характером межличностных отношений, кото­рые его связывают с другими людьми, с тем, насколько человека принимают или отвергают. Отдельные воздействия также могут изменить настроение человека, например, хорошая оценка его улуч­шает, плохая — ухудшает. На настроение человека могут повлиять похвала, порицание, доброе или обидное слово, ласковый или косой взгляд. Часто человек не осознает всех причин, определяющих его настроение. Путь к управлению своим настроением лежит через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психи­ческой саморегуляции.

В трудных, напряженных условиях, в конфликтных ситуациях или при экстремальных воздействиях эмоции могут переходить в стресс. Стресс — это сложное эмоциональное состояние, при кото­ром обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нару­шения в физиологическом и психологическом плане.

Значение стресса в жизнедеятельности человека и его основ­ные стадии впервые описал канадский психолог Г. Селье. С помо­щью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособле­ния к ситуации, с которой не справиться обычными средствами. На первой стадии изменения, происходящие в организме, оказывают положительное воздействие на психику и поведение. Это проявля­ется в интенсификации работы внутренних органов, в улучшении показателей объема и устойчивости внимания, повышении работо­способности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. Но уже на этой стадии повышен­ное возбуждение из центров головного мозга распространяется на периферические отделы и внутренние органы. На второй стадии все системы организма, выведенные из равновесия, начинают функ­ционировать на предельном уровне. Если действие стрессовых фак­торов продолжается, наступает третья стадия — дистресс, которой сопутствуют истощение резервов организма, нервные или сомати­ческие заболевания.

Особенность стресса состоит в том, что человек реагирует не только на опасность или на реальное ухудшение ситуации, но и на угрозу этого. Например, нередко стресс возникает не только в ситу­ации потери работы или развода супругов, но и при боязни лишить­ся работы или в тревожном ожидании разрыва брачных отношений. Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролиро­вать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Однако если проблема не разрешается слишком долго и человек не способен найти выход из создавшегося положения, стресс может серьезно отразиться на физическом и психологическом здо­ровье.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, испытания, неудачи, конф­ликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справля­ются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустой­чивыми. Это качество необходимо для представителей многих про­фессий, в том числе учителей, которые несут высокую ответствен­ность перед собой и обществом за качество обучения и воспитания подрастающих поколений.

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справ­ляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффек­тивной профессиональной деятельности, нарушает межличностные отношения на работе и в семье, мешает достижению жизненных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

studfiles.net

Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций

Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых получают через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, человек может испытывать удовольствие или неудовольствие. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая отношение человека к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты. Отношение к ним выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства, или эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Другая общая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Во многих ситуациях помимо удовольствия и неудовольствия возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, а астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентности (двойственности) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувства любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувства ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

< Предыдущая Следующая >
 

referatikk.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа