Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен. Эмоциональный что такое


Что такое эмоциональный интеллект Психология

Что такое эмоциональный интеллект

Текст Психология"Что такое эмоциональный интеллект":

Традиционно считалось, что чем выше у человека IQ, т.е уровень интеллекта, тем больших успехов в жизни он способен достичь. В настоящее время акценты несколько сместились. Современные исследования показывают, что на 80-90% жизненный успех зависит от другого показателя – уровня эмоционального интеллекта, или EQ.

 

Что такое EQ

Как показывает практика, люди, демонстрирующие средний или даже ниже среднего  уровень интеллекта, зачастую добиваются гораздо больших высот в жизни, нежели признанные «умники».

 Связано это, прежде всего, с тем, что для достижения успеха важен не только ум, но и такие качества, как умение общаться и справляться с жизненными трудностями, не теряя при этом оптимизма и присутствия духа, способность разобраться в себе и своих желаниях, радоваться тому, что имеешь, и без сожаления расставаться с тем, что мешает двигаться дальше.

Все это не имеет прямого отношения к интеллектуальной сфере, а лежит скорее в области чувств и эмоций. Совокупность этих качеств и способностей и называют эмоциональным интеллектом. Современная наука определяет его как умение осознавать свои эмоции и уметь управлять ими.

Как развить эмоциональный интеллект

Как и любое качество, данное человеку от природы, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Конечно, «исходные данные» у всех людей разные: они зависят от наследственности, от воспитания и стиля семейных отношений. Важен также жизненный опыт каждого индивида: если с детства человеку приходится преодолевать трудности, принимать решения, то он оказывается более способен к управлению своими эмоциональными порывами.

Но развить свой эмоциональный интеллект возможно, подойдя сознательно к этому процессу.

  1. Для начала необходимо признать, что уровень вашего эмоционального интеллекта недостаточно высок. Скажите себе, что иногда ваши эмоции подводят вас, и из-за этого возникают проблемы во взаимоотношениях, со здоровьем, словом, это мешает жить и радоваться жизни. А значит, пора заняться своими эмоциями.
  2. Следующим шагом будет изучение своей эмоциональности. Попробуйте в течение некоторого времени записывать, какие события вызвали в вас эмоциональный отклик и какой именно. Постепенно вы научитесь осознавать связь своих эмоций с жизненными ситуациями, увидите свои слабые и сильные места.
  3. Развивайте свою наблюдательность и интуицию. Овладейте навыком «активного слушания»: реагируйте на речь собеседника, уточняйте – это поможет научиться лучше понимать людей. Осваивайте навыки чтения состояния других людей по выражению лица, позе, жестам – это увлекательное и полезное занятие.
  4. Отдавайте себе отчет в своих эмоциях. Каждый раз, испытывая то или иное чувство, проанализируйте, что именно вы ощущаете и по какой причине. Научитесь сознательно вызывать эмоции – потренировавшись, вы поймете, что сделать это достаточно легко.
  5. Всякий раз, испытывая недовольство и другие отрицательные чувства, начинайте мысленно искать плюсы в создавшейся ситуации, приводите веские доводы положительного влияния этого события на вашу жизнь. Придумывайте каждой неудаче по 10 причин того, почему у вас что-то не получилось. Так вы научитесь не допускать, чтобы негативные чувства взяли над вами верх. 

 

Прислал: Фомина Анастасия . 2017-09-18 15:25:21

psihologiya.biniko.com

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – один из самых модных и обсуждаемых терминов в современной психологии. Его рассчитывают очень тщательно, разрабатывают более новые и точные способы его анализа. Чем же обусловлен такой интерес к проблеме эмоционального интеллекта?Ученые заметили, что есть люди с высоким уровнем интеллекта, которые неуспешны в жизни. Они не могут реализовать свои возможности, добиться успеха или поставленной цели. Стало понятно, что на жизнь человека оказывают влияния его эмоции. Так появилось понятие эмоционального интеллекта. 

Эмоциональный интеллект – способность анализировать свои эмоции и эмоции окружающих людей. Он измеряет три основных качества: отношение к себе, отношение к другим и отношение к жизни. Эти качества должны гармонично сочетаться. Человек должен адекватно и объективно оценивать себя, свои способности, возможности, уровень интеллекта, а также других людей, их успехи, неудачи, цели и стремления.Эмоциональный интеллект не связан с эмоциональностью в привычном смысле этого слова. Человек, который плачет над грустной книгой или мелодрамой, не всегда имеет высокий уровень эмоционального интеллекта. И, наоборот, непробиваемый с виду человек, который улыбается только по праздникам, может обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект?

1. Учитесь понимать свои ощущения и эмоции. Давайте своим чувствам конкретные названия, ищите причины, анализируйте влияние эмоций на вашу жизнь.2. Полюбите себя со всеми недостатками и достоинствами. Не вешайте на свои черты характера ярлыки “положительный”, “отрицательный”. Принимайте свой характер целиком. Здесь огромную роль играет самореализация. Если вы довольны собой, своей жизнью, работой, семьей, то вы менее критично относитесь к себе и, следовательно, меньше переживаете.3. Учитесь общаться с людьми. Старайтесь понять эмоциональное состояние человека и его точку зрения. Это не значит, что вы должны во всем соглашаться с собеседником, чтобы избежать спора или ссоры. Просто старайтесь его слушать и слышать. Когда общаетесь с человеком, не старайтесь продумывать до мелочей свою речь, это смотрится неестественно. Не меняйте тему разговора, не молчите постоянно, не притворяйтесь, что полностью поняли человека и разделяете его точку зрения, если это не так.4. Реалистично оценивайте любую ситуацию. Старайтесь объективно подходить к любой проблеме.5. Прислушивайтесь к своей интуиции. Доверяйте своим предчувствиям. Правда, они могут помочь решить только появляющуюся проблему. При решении сложной жизненной ситуации не обойтись без здравого смысла.6. Относитесь к жизни с оптимизмом. Положительные эмоции и вера в лучшее программируют на успех.Эмоциональный интеллект можно развивать на протяжении всей жизни. Он играет большую роль в саморазвитии, самосовершенствовании, работе над собой.

Понравилась статья? Поделитесь, пожалуйста, в соцсетях!

samrazvit.ru

Эмоциональный процесс - это... Что такое Эмоциональный процесс?

Эта статья — об эмоциональных процессах в целом. О кратковременных см. Аффект (психология); о более продолжительных см. Эмоция.

Эмоциона́льный проце́сс, Эмоциона́льный фено́мен, Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Смысл понятия

В научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. В связи с этим, универсального определения эмоционального процесса также не существует, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. Психологи зачастую используют в этом широком смысле термины «аффект»[1] и «эмоция», однако эти названия в то же время используются для обозначения более узких понятий. Термин «эмоциональный процесс» также не является общепринятым, но он, по крайней мере, не содержит неоднозначности.

Несмотря на то, что все определения эмоциональных процессов пытаются описать одно и то же, различные авторы выделяют различные характеристики этого явления в качестве основных. Так, например, один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев, определяет эмоциональные процессы следующим образом:

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

— [2]

В этом определении акцент делается на оценочной, ориентировочной природе эмоциональных процессов, а также на их двойственной природе: психической и физиологической.

Американский специалист в области эмоций К. Э. Изард даёт иное определение:

— [3]

Здесь акцент смещён на не менее важный, мотивирующий аспект эмоциональных процессов, а также дополнительно обращается внимание на то, что эмоциональный процесс представлен в сознании переживанием. Можно также заметить, что в деятельностном подходе восприятие, мышление и действия — являются составными элементами деятельности.

Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие. В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например страх. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс, так же являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится.

Классификации

Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы, и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.

Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации. Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции, чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания.[2] Часто настроения так же выделяют как отдельный класс.[4] В результате получается следующая классификация:

  • Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например испуг.
  • Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например тревога.
  • Чувства — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например ненависть.
  • Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности.

Базовые эмоции

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен

«Невыраженные чувства никогда не забываются» — знаменитая цитата из фильма Тарковского «Ностальгия». И это правда: эмоции, так же как и чувства, требуется выражать, а не держать в себе, ведь если этого не делать, то на их место не придут новые. Однако в жизни порой ситуации складываются таким образом, что эмоции бьют через край, а правильного выхода для них многие не находят. Более того – зачастую эмоции негативно влияют на жизнь людей и их близких. Именно для таких случаев и полезно умение управлять эмоциональным интеллектом.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект есть у каждого человека, однако не у всех он достаточно развит. Почему самые умные люди часто думают о том, что они несчастны, несмотря на свои успехи и любимую работу, и так часто ссылаются на плохое настроение и апатию? А для некоторых даже незначительные перемены и новые знакомства становятся тяжелейшим испытанием?

Последние исследования психологов показывают, что более успешными и счастливыми становятся люди, не отличающиеся выдающимися умственными способностями. Именно развитый эмоциональный интеллект позволяет строить прочные и надежные отношения, достигать успехов в карьере и реализовывать личные планы и цели.

Изучение понятия эмоционального интеллекта берет начало в 20-м веке, но особенно  о нем заговорили в 90-х, когда в 1990 году вышла статья ученых Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». А уже в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто был представлен тест для определения эмоционального интеллекта. Саловей и Майер считают, что эмоциональный интеллект представляет собой совокупность 4-х факторов:

  • способность правильно воспринимать испытываемые вами эмоции и эмоции людей в этой же ситуации;
  • способность перенаправить эмоции в критической ситуации в нужное русло: неосознанно связать свое эмоциональное напряжение с мыслительным процессом;
  • способность находить причину своей агрессии или радости, грусти или смирения, относиться с пониманием к эмоциям людей;
  • способность управлять своими эмоциями: находить логику в природе их возникновения, сдерживать агрессию или, наоборот, пробуждать положительные эмоции.

Как определить уровень эмоционального интеллекта?

Если учиться каждой из этих способностей, то можно взрастить свой эмоциональный интеллект. Однако прежде чем начать работать над ним, необходимо определить его уровень. Сделать это несложно, на данный момент для этого существует несколько способов:

Самостоятельная оценка

Выполняется лично, но такой метод вряд ли можно считать объективным, так как статистика показывает, что более 80% людей считает себя способнее других.

Подобный способ выглядит так: находясь в группе близких или друзей, давать оценку способностям друг друга. Однако и этот метод больше субъективный.

Она наиболее объективно определяет возможность людей трезво оценивать эмоции других. Испытуемым предлагаются картинки с определенными выражениями лица человека, после чего задается вопрос, что за эмоции, по их мнению, испытывают люди, изображенные на картинке. Однако недостаток этого метода – это возможность пройти его только у специалиста, ввиду сложности интерпретации результатов.

Методика Холла

Этот метод является наиболее популярным на данный момент, потому как дает дифференцированную объективную оценку по каждой из характеристик эмоционального интеллекта и находится в свободном доступе в интернете. Тест состоит из 30 вопросов по 6 на каждую категорию.

Почему это важно?

Конечно, можно считать, что интеллект не связан с эмоциями, и наоборот – эмоции не имеют никакого отношения к уровню интеллекта. Однако уже на протяжении многих лет компании оценивают кандидатов на собеседовании не только по степени образования и опыту работы, но и проводят тест на уровень эмоционального интеллекта, потому как считают это важной характеристикой, отвечающей за профессиональные навыки. Эмоциональный интеллект – это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат. Например, продуктивность на работе или в школе/университете: вне зависимости от уровня интеллекта эмоциональное напряжение и излишняя расслабленность не позволят преуспеть в карьере, а агрессия и беспокойство – сориентироваться в социальных связях.

Также эмоции сильно сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Депрессия и тревога – частые спутники эмоционально неустойчивых людей. Эти недуги приводят к отсутствию каких-либо социальных связей с последующим одиночеством. В то время как правильное понимание эмоций своих и других людей, управление эмоциями позволяют выстраивать хорошие и доверительные отношения с близкими людьми и быть уверенным в себе и счастливым человеком.

***

Если вы чувствуете, что, несмотря на все ваши старания, в жизни что-то не складывается, а отношения с окружающими людьми портятся, то стоит обратиться к понятию Emotional intelligence (эмоциональный интеллект).

С чего начать?

Прежде чем начать работу над своим эмоциональным интеллектом, стоит пройти тест Н. Холла, с помощью которого определяется уровень EI. Всего у модели распознания уровня эмоционального интеллекта 5 критериев: шкала «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия» и «Управление эмоциями других людей». Благодаря результатам этого теста можно найти проблемы и «слабые» места в своем поведении или, наоборот, убедиться в высоком уровне эмоционального интеллекта.

Способы развития EI

Если все-таки результаты теста подтвердили наличие проблем в управлении эмоциями, то необходимо предпринимать какие-то меры по их устранению. Виктория Шиманская — психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта в России — предлагает схему повышения эмоционального интеллекта через развитие его основных факторов.

Осознанность

Чтобы развить в себе это качество, требуется выполнять следующие упражнения:

  1. Необходимо принять удобное положение, закрыть уши, сконцентрироваться на окружающей обстановке и постараться разобрать все на детали. Благодаря этому упражнению вы увидите то, чего раньше никогда не замечали.
  2. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках вокруг. Лучше всего делать это упражнение, подойдя к окну в дневное время суток. После этого выделите один конкретный звук, например, пение птиц или звук проезжающих машин. И так каждые 1-2 минуты меняйте звук, на котором концентрируетесь. Таким образом это упражнение позволяет как бы «расширить» слуховой диапазон.
  3. Следующий этап – это закрыть глаза и уши одновременно. Лучше всего делать это за городом, а при невозможности – на балконе. Сконцентрируйтесь на своих физических ощущениях: например, почувствуйте, как ветер касается вашего лица или как солнечные лучи падают на кожу.

Эти упражнения необходимо выполнять 1 раз в неделю. Даже такое небольшое количество правил способно улучшить способность распознавать невербальные знаки собеседников: их интонации, особенности мимики, жестов. Разработается способность замечать скрытые и явные эмоции не только собеседников, но и свои собственные. Таким образом вы лучше почувствуете свое тело и научитесь корректировать свои эмоции.

Социальная адаптация

Для развития этого качества подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций». Необходимо взять примерно 10 листов и на каждом из них написать определенную эмоцию. Например, радость, печаль, стыд и так далее. После чего – вытянуть наугад одну из карточек и изобразить эмоциональное состояние, написанное в ней. Благодаря этому способу «отрабатывается» эмоциональное выражение, вследствие чего повышается умение вести деловые переговоры и качество общения с незнакомыми людьми.

Самооценка

Перед тем как перейти к упражнениям для развития самооценки, нужно отработать так называемые «позы силы». Позы силы – это позы тела человека, «запускающие» выработку дофамина – гормона удовольствия. Этой позой, например, может быть ровная спина и поднятые вверх руки и голова. Благодаря упражнению вырабатывается высокий уровень дофамина, что влияет на скорость и качество запоминания информации. Лучше всего его выполнять перед важной встречей или серьезным разговором: минута – и вы почувствуете прилив сил и уверенности.

Мотивация

Сядьте и напишите 10 пунктов дел, занятие которыми приносит вам удовольствие. Уберите из предложений лишнюю информацию и оставьте только глаголы. Эти глаголы должны наилучшим образом передавать какое-либо занятие. После этого составляйте план на будущий месяц, 10 дней из которого будет необходимо прожить под девизом того или иного глагола. Например, это могут быть слова «путешествовать», «смеяться», «учиться» и так далее. Важно понимать, что не нужно истолковывать значение каждого из глаголов буквально. То есть, если, например, выбрано слово «смеяться», то это не значит, что весь день нужно заливаться смехом и больше ничем. Нет, это может быть семейный просмотр комедии или встреча с близким другом. Необходимо проживать каждый день на 100% под одним из выбранных глаголов-девизов. Таким образом вы дадите миру то, для чего вы созданы и что приносит вам удовольствие.

***

www.yoga-world.ru

Эмоциональность - это... Что такое Эмоциональность?

Эмо́ции (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Смысл термина и границы понятия

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных - приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Список эмоций и чувств

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние

Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод, жажда, похоть, сексуальность, усталость.

При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification - remorse, gratitude - anger, pride - shame, admiration - reproach, joy - distress, happy-for - resentment, gloating - pity, hope - fear, satisfaction - disappointment, relief - fears-confirmed, love- hate.

В статье Леонтьев В.О.Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту КИИ -2008. Труды конференции. Т.1 приведено теоретическое обоснование разбиения на противоположные пары восьмерки эмоций: интерес - пренебрежение, надежда - страх, удовлетворение - гнев, радость - горе.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть — это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Эстетические и интеллектуальные эмоции

В статье Scherer, K. (2005).What are emotions and how can they be measured? Social Science Information Vol. 44, No. 4: 695-729 различаются понятия утилитарных и эстетических эмоций. Утилитарные эмоции, такие как страх, гнев, радость и т.д. оценивают степень достижения цели или удовлетворения потребности. Эстетические эмоции ( гармония - дисгармония, красота - уродство, благоговение - кощунство...) не связаны с достижением цели или удовлетворением потребностей и возникают, в частности, при оценке предметов искусства.

Есть еще одна группа эмоций, не связанная с потребностями и целями. Это интеллектуальные эмоции, см. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности, Психологический ж-л, 4,1998. Эти эмоции оценивают информацию, вне ее связи с утилитарными целями.Например, новая информация может подтверждать или не подтверждать старую. Четыре интеллектуальных эмоции (догадка, уверенность, сомнение, удивление) можно проклассифицировать с помощью двух бинарных признаков: предшествующие - констатирующие и подтверждающие - неподтверждающие эмоции, см. Леонтьев В.О.Что такое эмоция. Вестник биологической психиатрии №5,2004.

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то — к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)

Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.

Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект — ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности — фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)

Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Эмоции и стресс

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

  1. Стадия нарастания тревоги — при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.
  2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
  3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

  1. Интерналы — люди, рассчитывающие только на свои силы.
  2. Экстерналы — люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения — присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.

Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса — дистресс — оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье — для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

Компоненты эмоций

  1. Субъективный набор эмоций.
  2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.
  3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.
  4. Мимическая эмоциональная реакция.
  5. Реакция на проявление эмоций.
  6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Физиология эмоций

Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.

Возбуждение и эмоции

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

  1. Повышение артериального давления и учащение пульса
  2. Учащение дыхания.
  3. Расширение зрачков.
  4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.
  5. Повышение уровня глюкозы в крови.
  6. Ускорение свертываемости крови.
  7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
  8. Элевация волос кожи — «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции — парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.

Качества эмоций

Интенсивность эмоций

Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.

Дифференциация эмоций

Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)

Когнитивная оценка

Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.

Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Коммуникация и эмоции

Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis)

Настроение как эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем».

Поведение и эмоции

Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность — типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.

Взаимозависимости эмоций

Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений — это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.

Свойства эмоций и чувств

  1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
  2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
  3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
  4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
  5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
  6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Коллективные эмоции

Помимо биологических, у человека проявляются коллективные эмоции (страх смерти, страх потери своего социального «я», страх сойти с ума и др.)

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны. Продолжительность эмоций зависит от продолжительности воздействий, их вызывающих, и поэтому, не может служить основанием для их классификации. Вместо продолжительности лучше взять время возникновения эмоции относительно события. Эмоции возникшие до события называются предшествующими, после события констатирующими, см. Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

Интенсивность эмоции

  • слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)
  • средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.
  • сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

ЗНАК эмоции

  • Положительный — человек стремится к объекту эмоции.
  • Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность эмоции

Улыбка

Или зависимость эмоции:

См. также

Ссылки

Литература

  • Hilgard’s Introduction to Psychology (13 Edition) 2000, (Публикуется с 1953)
  • Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001
  • Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.

Wikimedia Foundation. 2010.

dikc.academic.ru

Что такое эмоциональный интеллект и как он влияет на жизнь

19.10.2017 – Чтобы объясниться, недостаточно говорить на одном языке. Недостаточно понимать значение слов, которые используют собеседники. Много информации остается вне слов: в действиях, жестах, мимике, эмоциях. То, как эмоции влияют на общение и жизнь, ученые тщательно исследуют с конца прошлого века.

Умение правильно понимать и использовать эмоции в повседневной жизни ученые называют «эмоциональным интеллектом».

Читайте также: Любко Дереш: Человечеству бы не помешало стать более интровертным, вести интроспекцию, чтобы лучше понимать себя

Идеальный руководитель: почему это не вы и что с этим делать

Быть боссом – легко. Эффективные решения для современных управленцев

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Эмоциональный интеллект — это умение дать совет своим и чужим эмоциям: точно понять, оценить и выразить их.

Исследователи Джон Мейер и Питер Селоувей, которые в конце 20-го века впервые описали это понятие, называют четыре направления эмоционального интеллекта:

– как мы оцениваем и выражаем эмоции;

– что о них знаем;

– как ими управляем;

– как на их основе принимаем решение.

Первый компонент – оценка и выражение эмоций – есть в любом взаимодействии.

Представьте: собеседница улыбается в ответ на ваши реплики, а вы про себя решаете, что ее улыбка – насмешливая и что она над вами смеется.

На самом же деле, человек радуется от ваших слов, или улыбается, потому что вы вежливый, или еще есть с десяток других причин.

Однако в определенный момент вы неправильно оценили эмоцию, и, как следствие, подумали о человеке и его намерениях то, чего он не имел в виду.

Развитый эмоциональный интеллект – это именно то, что позволяет более-менее точно оценить эмоции других людей и спасает от подобных недоразумений.

Обратная сторона медали – это необходимость точно выразить собственные эмоции. Если вы хотели засвидетельствовать кому-либо свое одобрение, а получилось больше похоже на зависть, последствия общения могут быть неожиданные.

Выражать эмоции так, чтобы это соответствовало изначальному замыслу, – одно из проявлений эмоционального интеллекта.

Вторая составляющая эмоционального интеллекта – это знания об эмоциях. Речь идет не о том, чтобы знать их названия, типы или классификации.

Это о более культурном и общественном контексте: мы знаем, что именно в нашей среде вызывает определенные эмоции.

Одни и те же действия и слова в разных обществах или меньших группах могут вызывать абсолютно разные эмоции.

Возьмите любой провокационный тезис и произнесите его перед разными людьми: например, скажите, что в Украине нужно узаконить однополые браки сначала праворадикально настроенным людям или апологетам «традиционных ценностей», а затем – защитникам прав ЛГБТ-сообщества.

Как думаете, эффект будет разный? А эмоции?

Возможно, эмоции будут даже противоположными: от возмущения до одобрения.

Другой пример – дипломаты, которые, уезжая в разные страны, тщательно изучают местные культурные контексты, ибо то, что украинцам кажется нормальным и не вызывает особых эмоций, представителей другой национальности может смутить, или оскорбить.

Угадать или почувствовать такие вещи невозможно, о них нужно знать.

Такое знание и его применение на практике является проявлением эмоционального интеллекта.

Третья составляющая – как мы способны управлять эмоциями.

Речь идет о том, чтобы сдержать эмоцию, не показав ее (не разозлиться, когда так хочется), и о том, чтобы урегулировать свое состояние после того, как эмоции уже проявились (успокоиться после того, как разгневались).

Сколько времени на это нужно? Легко ли это сделать?

По-разному. Исследователи утверждают, что чем больше развит эмоциональный интеллект, тем легче человеку нажать на тормоз и урегулировать свои эмоции.

Так же с эмоциями других: мы умеем развеселить грустного товарища, вызвать восторг, радость или раздражение среди собеседников?

Очевидно, что общего алгоритма «как развеселить человека» не существует, и что в каждой ситуации мы поступаем по-разному, но эмоциональный интеллект связан с тем, насколько хорошо нам это удается.

Четвертая составляющая эмоционального интеллекта касается поведения. Пусть в общении с другим человеком мы увидели определенную эмоцию и правильно ее определили.

А дальше?

Понимание эмоций должно помочь в самом важном аспекте – решить, как себя вести. Эмоции – это такая же информация, как поступки, слова и жесты. Эту информацию человек использует, чтобы обосновать свои действия.

Например, один человек цепляется за ступеньку, а другой подхватывает его, чтобы тот не упал. В таком случае одно действие (подхватить) является реакцией на другое (падать).

Если друг пишет вам: «Пойдем вечером в кино», то ваше действие – пойти в кино – является реакцией на его слова.

Но так, же действие может быть реакцией на чьи-то эмоции. Например, папа обнимает ребенка, потому что тот потерял любимую игрушку и теперь плачет. Обнять – это действие в ответ на эмоцию.

Очевидно, что решения, как мы будем действовать в следующий момент, принимаются очень быстро, и ни один человек не составляет в голове план «Что я буду делать, если мой собеседник разозлится или заплачет», но рассчитанные эмоции играют в этом не последнюю роль. Они являются информацией, которую нужно анализировать.

Кстати, еще 50 лет назад, не говоря о более давних временах, невозможно было представить, чтобы слова «эмоция» и «интеллект» оказались рядом в пределах одного понятия. В это было так же сложно поверить, как и в то, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Эмоции и интеллект противопоставлялись друг другу. Считалось, что эмоции мешают принимать «рациональные», «разумные» решения.

Только во второй половине 20-го века социальные психологи взглянули на это по-другому. Они предположили, что в процессе эволюции эмоции помогали человеку приспособиться к различным средам и обстоятельствам и были напрямую связаны с выживанием человека как вида.

Возобладало мнение, что разум и эмоции противопоставлять не нужно, и что последние не препятствуют человеку мыслить, а наоборот, помогают.

ПОЧЕМУ ХОРОШО ИМЕТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Эмоциональный интеллект многие исследуют с прикладной точки зрения, чтобы узнать, как он связан с различными сферами жизни, с работой, с лидерством, со счастьем, с ежедневными привычками.

Чем отличается жизнь человека, чей эмоциональный интеллект развит больше, чем у других?

Например, австралийские исследователи Эмми Чан и Питер Капути выявили зависимость между эмоциональным интеллектом (ЭИ) и удовлетворенностью жизнью: чем выше у человека эмоциональный интеллект, тем больше он доволен собственной жизнью.

Так же и удовлетворенность браком: она на 26% зависит именно от уровня эмоционального интеллекта.

Также эмоциональный интеллект связан с удовлетворенностью работой. Исследователи Сатья Кумар и Видья Иэр из Индии опросили работников образовательных учреждений и обнаружили, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем больше работники удовлетворены своей работой.

Интересно, что такая связь еще сильнее у преподавателей, по сравнению с другими работниками образовательных учреждений. Это объясняют тем, что преподавательская работа предполагает постоянное общение с людьми, а где люди – там и эмоции.

Вспомните или представьте: первая пара в университете, 8.30 утра, большинство студентов не приходят вовремя, преподаватель не успел купить кофе, присутствующие на занятии не готовы дискутировать о Платоне и Аристотеле. Преподаватель не выспался, раздражается, разочаровывается, злится.

Последняя надежда на эмоциональный интеллект: чем больше он развит, тем проще преподавателю понять, оценить и урегулировать свои эмоции, сохранять спокойствие и конструктивный диалог со студентами.

От эмоционального интеллекта зависит, насколько человек способен быть логичным, представлять себя на месте другого и понимать, как другой себя чувствует.

Кроме того, ЭИ связан с тем, насколько мы склонны сотрудничать в команде. Командные игроки – это в основном люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Американские исследователи Марк Бреккет и Джон Мейер выяснили, что чем ниже уровень ЭИ, тем больше люди потребляют алкоголь и наркотические вещества.

В то же время, люди с низким уровнем эмоционального интеллекта чувствуют себя более одинокими. Чувство одиночества зависит от эмоционального интеллекта на 24%.

Однако следует понимать, что все написанное выше касается статистических показателей, которые учитывают ответы большого количества людей. Поэтому если вы вдруг чувствуете себя одинокими и не совсем довольны своей работой, это не означает, что ваш эмоциональный интеллект низкий. Причины могут быть совсем другие.

Не все люди с высоким эмоциональным интеллектом любят работать в команде, как и не все среди них довольны своей жизнью. Объяснений для каждого отдельно явления есть всегда больше, чем одно.

Но тенденции эмоционального интеллекта действительно выглядят так.

КАК РАЗВИВАТЬ ЭИ

Хорошая новость заключается в том, что эмоциональный интеллект можно развивать в течение жизни. Он не является устойчивым признаком, и нет возрастной границы, после которой поздно браться за совершенствование.

Каким образом это возможно делать?

Во-первых, стоит быть наблюдательными в отношении эмоций. Попробуйте какое-то время целенаправленно обращать на них внимание. Чувствуете удивление, – затормозите на секунду и скажите про себя: «Я сейчас удивляюсь». Злитесь – пометьте эту злость.

Так же обращайте внимание на то, что вызывает эмоции: в ответ на какие слова или действия вы удивились, что именно вас разозлило.

Подобное и с эмоциями других: видите, как кто-то волнуется, скажите себе в голове: «Этот человек волнуется».

На первый взгляд, звучит нелепо. Но именно такие упражнения приучают замечать эмоции. Это важно, потому что пока что-то не замечено, оно будто бы и не существует.

Во-вторых, если вам кажется, что вы не всегда четко выражаете свои эмоции, просите фидбэк у тех, с кем общаетесь и кому доверяете.

Попросите собеседника отвлечься от разговора и поделиться впечатлениями, какие эмоции он только что увидел с вашей стороны.

Вам кажется, что вы были приветливы. Согласен ли с этим собеседник? Если он не согласен, то почему? Как, по его мнению, могло бы выглядеть радушие?

Такое упражнение сложно повторять часто, но оно позволяет узнать много интересного о том, как иногда ваше представление о своих эмоциях отличается от их восприятия другими людьми, и научиться более точно их выражать.

В-третьих, если вы не уверены, правильно ли понимаете эмоции других, спрашивайте прямо. Это не всегда уместно и возможно, но если чувствуете себя с людьми комфортно, делайте это чаще.

Дайте человеку шанс объяснить свои эмоции самому. Не придумывайте, что значит чья-то улыбка или поднятые вверх брови.

Скажите человеку: «Мне кажется, ты раздражаешься. Я права?». Вполне возможно, что в ответ услышите: «Нет».

Или вообще говорите, что не понимаете, какие эмоции выражает человек, и попросите рассказать. А тогда сравнивайте с собственным восприятием.

Спрашивать других людей об их эмоциях также очень полезно, если они происходят из незнакомых и отличных сред, например, из других стран.

В-четвертых, помните, что эмоции наиболее интенсивно задействованы тогда, когда мы общаемся с другими. Поэтому, чтобы развивать эмоциональный интеллект, общайтесь как можно больше, не избегайте разговоров, встреч и людей.

Здесь действует принцип перехода количества в качество: чем больше эмоций должны «обработать», тем легче и лучше делать это впоследствии.

И в-пятых, избавляйтесь от табу на эмоции. Хотя выше говорилось о том, что эмоции нужно уметь регулировать, это не то же самое, что нужно избегать их совсем.

В обществе существуют стереотипы о том, что, например, мужчины не могут показывать сентиментальность или уязвимость, не плачут прилюдно.

Такие стереотипы могут проявляться и для других категорий людей, например, руководитель фирмы может считать, что ему не подобает проявлять перед подчиненными умиления.

Однако отказывать себе в эмоциях только из-за того, что ты мужчина, директор или президент – не лучшая идея.

Представьте, что перед вами компьютерный текстовый документ. Текст или изображение в документе – это данные. Но, кроме того, существуют также метаданные – данные, которые не связаны с содержанием документа, а лишь рассказывают о нем: кто и когда его создал, в какой папке он лежит, какая дата последних внесенных изменений.

Часто метаданные и содержание документа являются равноценно важными, а иногда метаданные оказываются даже более важными. Они делают картину полной и позволяют узнать контекст документа: раскрыть секреты, понять больше.

Эмоции – как метаданные. Их самих недостаточно, чтобы понять, что происходит, но и без них это понимание часто не может быть исчерпывающим.

Эмоциональный интеллект в таком случае – это умение работать с метаданными: знать, что они существуют, уметь их найти, прочитать, при необходимости исправить и сделать из того выводы.

Автор: Людмила Смоляр

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

businessforecast.by

Эмоциональный процесс - это... Что такое Эмоциональный процесс?

Эта статья — об эмоциональных процессах в целом. О кратковременных см. Аффект (психология); о более продолжительных см. Эмоция.

Эмоциона́льный проце́сс, Эмоциона́льный фено́мен, Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Смысл понятия

В научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. В связи с этим, универсального определения эмоционального процесса также не существует, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. Психологи зачастую используют в этом широком смысле термины «аффект»[1] и «эмоция», однако эти названия в то же время используются для обозначения более узких понятий. Термин «эмоциональный процесс» также не является общепринятым, но он, по крайней мере, не содержит неоднозначности.

Несмотря на то, что все определения эмоциональных процессов пытаются описать одно и то же, различные авторы выделяют различные характеристики этого явления в качестве основных. Так, например, один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев, определяет эмоциональные процессы следующим образом:

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

— [2]

В этом определении акцент делается на оценочной, ориентировочной природе эмоциональных процессов, а также на их двойственной природе: психической и физиологической.

Американский специалист в области эмоций К. Э. Изард даёт иное определение:

— [3]

Здесь акцент смещён на не менее важный, мотивирующий аспект эмоциональных процессов, а также дополнительно обращается внимание на то, что эмоциональный процесс представлен в сознании переживанием. Можно также заметить, что в деятельностном подходе восприятие, мышление и действия — являются составными элементами деятельности.

Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие. В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например страх. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс, так же являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится.

Классификации

Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы, и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.

Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации. Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции, чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания.[2] Часто настроения так же выделяют как отдельный класс.[4] В результате получается следующая классификация:

  • Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например испуг.
  • Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например тревога.
  • Чувства — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например ненависть.
  • Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности.

Базовые эмоции

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.

См. также

Примечания

dal.academic.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа