Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях: принципы и методы. Традиционные и нетрадиционные виды закаливания детей дошкольного возраста


Консультация «Закаливание. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания».

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ I. Закаливание. Это самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение его устойчивости к погодным условиям. Закаливание

Подробнее

Подготовила: воспитатель Филякина О.В.

Подготовила: воспитатель Филякина О.В. Закаливание это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости

Подробнее

«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХИВОДА-НАШИЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД 6» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХИВОДА-НАШИЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» ПРОЕКТ

Подробнее

Тема: «ЗАКАЛИВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 26 ГРУППА 2 "Весёлый поезд" Тема: «ЗАКАЛИВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» Выполнила: Куншина И.М. воспитатель I категории Закаливание в детском саду один

Подробнее

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Закаляйся, если хочешь быть здоров! Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать в

Подробнее

«Закаливание детей дошкольного возраста»

«Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда

Подробнее

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ консультация для родителей Лето - замечательное время года для закаливания! Можно играть на воздухе и одновременно закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности

Подробнее

О ПОЛЬЗЕ ЗАКАЛИВАНИЯ

О ПОЛЬЗЕ ЗАКАЛИВАНИЯ Закаляйся, Если хочешь быть здоров. Постарайся позабыть про докторов, Водой холодной обливайся Если хочешь быть здоров. Нам полезней Солнце воздух и вода. От болезней Помогают нам

Подробнее

Консультация для родителей

Консультация для родителей Закаливание детей в домашних условиях Памятка для родителей Закаливание - это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных

Подробнее

Консультация для родителей на тему:

Консультация для родителей на тему: ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепкими здоровым, закали- вайте его. Для этого можно широко использовать естественные

Подробнее

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Закаливание.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Закаливание. Воспитатель Горбунова Л.Ю 1 Здоровый нищий счастливее больного короля. Шопенгауэр Артур Здоровье это единственная драгоценность Монтень 2 Здоровье это главная ценность

Подробнее

Привычки личной гигиены:

Здоровый образ жизни семьи Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни это: благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские

Подробнее

Методические рекомендации

«Здоровый малыш» Комплексная система медико-психолого-педагогических мер в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации Воздушное закаливание щадящий вид закаливающих

Подробнее

Правила закаливания детей

Правила закаливания детей Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. Основные

Подробнее

Закаливание детей в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 «Родничок» Павлово-Посадского муниципального района Московской области Закаливание детей в детском саду Общие требования Принципы Средства

Подробнее

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота». Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит,

Подробнее

КОНСУЛЬТАЦИЯ воспитателей ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 43 г. Липецка КОНСУЛЬТАЦИЯ воспитателей ДОУ «Организация закаливания в детском саду». Инструктор по ф/к: Дурнева О.Н.

Подробнее

Солевая дорожка. (В.В. Горбунов)

Солевая дорожка (В.В. Горбунов) Для проведения данного вида закаливания необходим коврик из грубой мешковины, на который нашиты пуговицы (для раздражения активных точек зон стопы). Сама дорожка смачивается

Подробнее

Закаливание :18 - Обновлено :29

Здоровый малыш счастье родителей. Найдутся ли на свете мать или отец, которые не хотели бы видеть своего ребенка крепким, выносливым, закаленным? А такими дети не становятся сами. Необходимо своевременно

Подробнее

"Солнце, воздух и вода"

"Солнце, воздух и вода" (рекомендации для родителей по закаливанию детей в летний период) Демина Ю.А., инструктор по физкультуре МАДОУ «Детский сад 59», г.саранск Многие дети-дошкольники все еще часто

Подробнее

СИСТЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОУ

СИСТЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОУ Закаливание система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья

Подробнее

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительная работа Физкультурно-оздоровительная работа в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 17 Здоровье человека определяется многочисленными внутренними

Подробнее

«Закаливание детей в домашних условиях»

«Закаливание детей в домашних условиях» Многие родители замечают, что их ребёнок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие

Подробнее

Закаливание дошкольников

Закаливание дошкольников ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил

Подробнее

Сократ

Сократ Генрих Гейне Ребенок Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанникам, воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, формирование представлений о здоровье и

Подробнее

Закаливание Консультация для родителей

Закаливание Консультация для родителей Багликова В.В. Медицинская сестра Старый Оскол 2014 Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию окружающей среды - холоду, теплу,

Подробнее

БАССЕЙН В СИСТЕМЕ ЗАКАЛИВАНИЯ

БАССЕЙН В СИСТЕМЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ: 1.ПОСТЕПЕННОСТЬ положительный результат в том случае, если интенсивность закаливающего фактора будет увеличиваться постепенно. 2. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ длительный

Подробнее

План летней оздоровительной кампании

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4» ПРИНЯТО: на педагогическом совете «Детский сад 4» Протокол 4 от 26.05.2016г. Шулепова 26.05.2016г. План летней оздоровительной

Подробнее

Закаливание ребёнка раннего возраста

Выполнила: Фомина Е.С. Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста. Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего

Подробнее

Оздоровительная работа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга Оздоровительная работа Санкт-Петербург 2015-2016 уч.год. Оздоровительная

Подробнее

Укрепление здоровья ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 48». Консультация для родителей Укрепление здоровья ребенка Инструктор по физическому воспитанию Химинец Н.И. 2015 год Как можно

Подробнее

docplayer.ru

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

 

 

 

                                                   Содержание

Введение 3

1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5

    1. Сущность и механизмы закаливания 5 
    2. Виды закаливания 5
    3. Принципы закаливания 7
    4. Средства закаливания 9
    1. Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
    1. Методика закаливания детей дошкольного возраста  16
  1. Практическая часть  26

Заключение 34

Список использованных источников 35

 

Введение

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен. Практическую пользу закаливания признавали такие авторитеты, как Авиценна и Гиппократ - сторонники использования в оздоровительных целях холодных обтираний, душа и ванн. Методы закаливания новорожденных у скифов описывали Геродот и Тацит; имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у некоторых других народов принято обливать младенцев холодной водой несколько раз в день, начиная с первых дней жизни. И в Древней Руси, по свидетельству летописца Нестора, считалось добродетелью с самого раннего детского возраста приучать тело к холоду и непогоде с помощью бани и купания в холодной воде. В основе же современных представлений о физическом воздействии закаливающих процедур на организм лежат труды видных деятелей русской науки.

Каким же образом природные факторы оказывают закаливающее влияние на организм? Для того, чтобы понять, почему точно дозированные воздействия природных факторов повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций, следует знать физиологические механизмы закаливания, теплорегуляцию организма (теплообразование и теплоотдача).

Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь. Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная дезадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

 

1 Теоретические основы закаливания

    1. Сущность  и механизмы закаливания

 

Закаливание - комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно- климатических условий. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая превращается в тепловую и передаётся во внешнюю среду. При понижении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ увеличивается, тепла вырабатывается больше, что препятствует переохлаждению организма, и температура тела остаётся неизменной.

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым. Но требует усилий, и тем больших, чем нарушено здоровье. Начальные стадии закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной воде. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный от солнца, перестаёт получать витамин Д, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами, в результате чего возникают нарушения деятельности различных органов. Поэтому предупреждения «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания. Воздух – среда обитания всего живого на Земле. Холодный воздух, действуя на поверхность обнажённой кожи, закаливает организм.

При ветре тело остывает  быстрее, чем в безветрие. Чем выше скорость ветра, тем больше теплоотдача кожи  и тем выше закаливающие свойства воздуха. Также  в профилактике заболеваний, укреплении здоровья и лечении болезней огромную роль играет вода. Вода в целом и ледяная вода  в частности обладает рядом свойств, которых нет у других жидкостей. Молекулы воды имеют различные структурные связи между кислородом и водородом, влияющие на её свойства. Холодная вода является естественным стимулятором резервных сил организма. Вода отличаются от лекарственных препаратов тем, что оздаравливающе влияет на весь организм, в то время как многие лекарства действуют избирательно, нередко дают отрицательный побочный эффект.

 

    1. Виды закаливания

 

Существуют различные  методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувственность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе и применения водных процедур. Наиболее эффективны и удобны водные процедуры – обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо  и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в течение пяти минут.

Обливание - следующий этап закаливания водой. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая ее до  +15С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30 -32С и продолжительность  не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2- 3 раза воду 35- 40С с водой 13- 20С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

Большую пользу приносят также купания. Однако такие водные процедуры, как купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем. Кроме того, закаливание холодом может привести к изменению температурного режима организма. Постоянство температуры тела возможно лишь в том случае, если количество образующегося тепла равно количеству тепла, отдаваемого телом в окружающую среду. Иными словами, постоянство температуры тела обеспечивается сочетанием двух взаимосвязанных процессов - теплопродукции и теплоотдачи. Если приход тепла равен его расходу, то температура тела сохраняется на постоянном уровне. Если же теплопродукция преобладает над теплоотдачей, температура тела повышается. В связи с этим резкое понижение температуры для подготовленного (незакаленного организма) ведет к повышению температуры и возникновению простудного заболевания.

В тех же случаях, когда образование тепла отстает от теплоотдачи, наблюдается снижение температуры тела.

Надо отметить, что пределы терморегуляции отнюдь не безграничны. Нарушения теплового равновесия организма, как правило, причиняют существенный вред здоровью. Чрезмерное охлаждение, например, ведет к ослаблению организма, снижению его устойчивости, уменьшению сопротивляемости болезнетворным микробам.

 

    1. Принципы закаливания:

 

- проводить закаливающие  процедуры систематически;

- увеличивать время воздействия  закаливающего фактора постепенно;

- учитывать настроение  ребенка и проводить процедуры  в форме игры;

- начинать закаливание  в любом возрасте;

- никогда не выполнять  процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения  ребенка;

- избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной  воды или очень низких температур  воздуха, а также перегревания  на солнце;

- правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

- закаливаться всей семьей;

- закаливающие процедуры  сочетать с физическими упражнениями  и массажем;

- в помещении, где находится ребенок, никогда не курить;

Основные факторы закаливания - природные и доступные « Солнце, Воздух и Вода». Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих  условий;

- учет индивидуальных  особенностей ребенка при выборе  метода закаливания;

- комплексное использование  всех природных факторов и  закаливающих процедур;

- постепенность в увеличении  силы воздействия природного  фактора;

- систематичность закаливания  – оно осуществляется круглый  год, но виды его и методики  меняются в зависимости от сезона и погоды;

- спокойное, радостное настроение  ребенка во время закаливающей  процедуры.

 Для оздоровления детей  всех возрастов очень полезна  во всех отношениях ходьба  босиком, хотя бы потому, что она  является профилактикой плоскостопии  и деформации стопы (искривление большого пальца стопы с последующими негативными проявлениями  этой патологии).

Чтобы достичь хорошего общего физического развития детей и устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей к систематическому хождению босиком ( дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице). Начинать нужно в летний период, а затем в прохладное время продолжать это полезное для здоровья занятие. Детям раннего возраста свойственно естественное стремление ходить босиком, если им не запрещают родители, особенно после дождя.

Многие люди, приученные с детства ходить босиком, сохраняют эту привычку на всю жизнь и не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях нужно придерживаться «злотых правил» закаливания - постепенности и систематичности. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке.

Детям от 1 года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно разрешить побегать босиком по крашеному деревянному или паркетному полу, а летом- по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20С до 8С.

Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом - педиатром.

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35- 36С ), снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых  детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке: влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течении первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же – руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т. д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам закаливания.

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и  соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат,  укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптационным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

myunivercity.ru

Принципы и методы закаливания детей дошкольного возраста в домашних условиях

Лечебные методики

Закаливание - комплекс мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма внешним факторам окружающей среды через воздействие природных факторов: воды, воздуха и солнечных лучей. Закаливание улучшает работу физиологических процессов через нервную и эндокринную систему, укрепляет иммунитет, повышает сопротивляемость к инфекциям и простудам.

Методы подбираются для конкретного ребенка с учетом его физиологических возможностей и наличия патологии. Занятия эти систематические, продолжительность которых увеличивается постепенно.

1

Закаливание

Закаливание – постепенное повышение сопротивляемости организма к воздействию внешних факторов среды. Начинают с грудного возраста. В основе контраст – повышение и понижение температуры воздуха и воды по отношению к температуре организма ребенка. При резких колебаниях температуры закаленный организм реагирует быстрее.

Важно начинать процедуры в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает ходить в детский сад, в секции и сталкивается с различными инфекциями. У закаленного ребенка иммунный ответ будет усилен, и он не заболеет либо быстро справится с недугом.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях

2

Принципы

Существуют принципы, которых нужно придерживаться, чтобы это не было стрессом для организма ребенка и проходило постепенно и систематически:

  1. 1. Закаливание начинают в теплое время года.
  2. 2. Метод выбирают с учетом состояния здоровья малыша.
  3. 3. Воздушные методы применяются первыми.
  4. 4. Интенсивность процедур увеличивают постепенно, давая организму адаптироваться.
  5. 5. Важно проводить систематически, иначе эффекта не будет.
  6. 6. При прерывании из-за болезни начинать закаливания нужно с такой интенсивности, которая была в начале, переходя на следующий уровень быстрее.
  7. 7. Проводить процедуры нужно при удовлетворительном самочувствии и настроении ребенка, через 1-2 часа после еды.

Основные виды и принципы закаливания организма

3

Методы

Методы закаливания детей дошкольного возраста делятся на общие и специальные. Есть традиционные и нетрадиционные.

Закаливающие процедуры:

Общие

Специальные

Проветривание комнат

Ультрафиолетовое облучение

Воздушный и температурный режим по возрасту

Воздушные ванны

Сон на свежем воздухе

Водные процедуры

Регулярные прогулки

Гимнастика

Массаж

Как лечить бронхит у детей: эффективные методы в домашних условиях

3.1

Воздушные ванны

Воздушные ванны - это первая процедура, которую начинает получать малыш с грудного возраста. Удобно родителям проводить процедуры самостоятельно в домашних условиях и на улице. Она является самой безопасной.

Воздействие

Условия проведения

Способы проведения

Повышается тонус нервной системы

Тепловые воздушные ванны (20-30 °C)

Проветривание комнаты: постепенное увеличение времени пребывания. Дети дошкольного возраста до 30-40 минут

Стабилизируются процессы терморегуляции

Прохладные воздушные ванны (15-20 °C)

Контрастные воздушные ванны. Ребенка пускать играть в двух комнатах, в которых разница температуры воздуха будет достигать 10-13 °C

Нормализуется деятельность эндокринной, дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем

Холодные воздушные ванны (ниже 15 °C)

Стимулируется кровообращение

Важно начинать постепенно с 3-5 минут. Принимать воздушные ванны лучше во время игр, в движении. Не принимают контрастные воздушные ванны при жаркой погоде, чтобы не простудить ребенка. Заканчивают проведение процедур при негативной реакции на перемены температур: бледность, цианоз, головокружение.

3.2

Закаливание ультрафиолетовыми лучами

Солнечные ванны – воздействие ультрафиолетовых лучей на кожные покровы. Начинают их принимать после воздушных ванн и у детей старше 1 года.

Воздействие

Методика

Процедура стимулирует выработку витамина D

Используют рассеянные солнечные лучи, ребенок находится под деревом, зонтом

Активизирует процессы роста и развития

Процедуру начинают проводить с 20 °C, утром или после 16-17 часов

Нормализует работу гипоталамо-гипофизарной системы

Затем ребенка можно положить на открытые солнечные лучи, ногами к солнцу, голова прикрыта

Длительность процедуры с 4 минут постепенно увеличивается до 20-30 минут

Важно неукоснительно соблюдать все правила, чтобы ребенок не перегревался. Если появляются такие симптомы, как покраснение кожи, возбуждение, слабость – процедура прекращается. Противопоказание: температура воздуха свыше 30 °C.

3.3

Водные процедуры

Закаливание водой оказывает сильное воздействие. Организм ребенка реагирует на прохладную воду сначала ощущением холода и бледностью, а затем повышением активности и улучшением самочувствия. Применяя водные процедуры постоянно, можно быстрее достичь положительного результата.

Методика:

  • процедуру начинают в летнее время;
  • утром, лучше после зарядки, игр;
  • температура воды вначале не ниже 34 градусов;
  • каждые 2-4 дня температуру снижают на 1 °C;
  • за 2 месяца доводят воду до 15 °C;
  • со снижением температуры сокращают время процедуры.

В водных процедурах применяются обтирание, обливание, душ, плавание.

ПроцедураОписание

Обтирание

Обтирают ребенка влажным полотенцем не более 5 минут, также постепенно снижают температуру. Растирают затем кожу насухо от ног и рук к сердцу

Обливание

Обливание начинают с температуры воды 28-29 °C, сначала обливают только ноги, затем за 5 дней полностью тело, температура минимальная 17 °С. После вытирают кожу насухо

Душ

Применяя душ, важно начинать с 33-35 °С, минимальная температура для детей дошкольного возраста 18 °С

Плавание

Плавание не только стимулирует повышение иммунитета, но также укрепляет мышцы. Важно соблюдать в бассейне температурный режим для достижения эффекта

4

Противопоказания

Противопоказано закаливание в следующих случаях:

  • при похудении, кахексии, анорексии;
  • при боязни процедуры;
  • после прививки в течение недели;
  • во время и сразу после острого или обострения хронического заболевания;
  • при нарушенной терморегуляции.

Перед началом комплекса процедур желательно проконсультироваться с педиатром.

celebnic.net

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Проводилась работа с родителями детей по закаливанию .

 

Вся работа по закаливанию отражается в распорядке дня и определена нормами, требованиями или правилами, которые неукоснительно выполняет воспитатель со своей группой. Основные моменты в закаливании, когда можно добиться значительных успехов, это физзарядка, после обеденного сна на организованных занятиях, прием сауны, прогулки с подвижными играми и во всех других случаях. Прежде всего, воспитатель должен быть ответственным за этот раздел работы и служить примером для его подопечных, а детям останется только подражать своему старшему наставнику. И не только чувством долга и ответственности за здоровье детей должен проникнутся воспитатель, но самое главное, чувством необходимости, так как за здоровье каждого ребенка он должен переживать даже больше, чем за свое здоровье - ведь ему доверили родители самое дорогое - жизнь своего ребенка. И от того, насколько здоров физически сам воспитатель, по какому пути идет его нравственное и физическое воспитание - выполняет ли он сам в достаточной мере то, что должно быть преподнесено и детям - в наибольшей степени все это скажется и на детях его группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Закаливание, физические упражнения призваны содействовать прежде всего укреплению здоровья. Закаливающие процедуры - эффективное средство профилактики многих заболеваний. Они не только укрепляют здоровье, но и улучшают самочувствие и настроение, повышают работоспособность и творческую активность.

Закаливание - управляемый (тренируемый) процесс. По своему физиологическому воздействию на организм в комплексе с физическими упражнениями составляет единый процесс физического воспитания. К сожалению одни люди не верят в эффективность занятий и считают их напрасной тратой времени, другие думают, что любой физический труд может полностью заменить занятия физической культурой.

Для того, чтобы оградить себя от простудных заболеваний и повысить устойчивость организма, необходимо постоянными и систематическими упражнениями добиваться такого укрепления и совершенствования терморегуляции, при которой можно безболезненно переносить любые температурные колебания внешней среды.

В этом и состоит сущность закаливания. Все ступени закаливания приносят огромную пользу. Холодные обтирания, прохладный душ или ванна, купания в прохладной воде, хождение босиком сокращают число простудных заболеваний, увеличивают сопротивляемость организма.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения.

Анализируя теоретическую и практическую части данной работы мы рекомендуем:

 

Список использованных источников

  1. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984-208 с.
  2. Канеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста- М.: Просвещение, 1985-271с.
  3. Леви- Гориневская Е. Г., Быкова А. И. Закаливание организма ребенка- М.; Учпедгиз- 1962-134с.
  4. Смирина В. П. Закаливание детей. Пособие для воспитателя детского сада. Изд. 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978-136с.
  5. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье.- М.; Медицина, 1984- 80с.

myunivercity.ru

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

легко нарушается ритм, затруднено быстрое перераспределение крови, необходимое при больших физических напряжениях, при резких холодовых воздействиях на всю поверхность тела ребенка.

Игры и упражнения вызывают эмоциональный подъем, заставляют работать высшие нервные центр. Это совместное действие воздуха и движения дает наилучший эффект.

Способы закаливания, связанные с физическими упражнениями, особенно ценны для разрешения педагогических задач.

 

 

 

 

 

1.5 Особенности закаливания в дошкольном возрасте

        с учетом требования программы «Я в Мире»

 

Ранний возраст- закаливальные  процедуры стоит вводить постепенно. Для местного закаливания ног рекомендуется использовать хождение босиком по ковру, влажной дорожке; сухое и влажное обтирание; топтание в ванночке с морской водой, на дне которой положена мелкая галька; сочетание закаливания с масажем рефлекторных зон стопы; обливка ног водой.

Взрослый использует общие загартовувальні процедури закаливания: сухое и влажное обтирание тела махровой перчаткой, обливание тела (душ) в теплый период, который проводится после прогулки с постепенным снижением температуры воды от +34/+35 °С к +26/+20 °С, обливка тела водой контрастных температур. Полезно организовывать купание малышей в басейне или открытому водоеме в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже за +25 °С и температурой воды +23 °С. Тривалисть купания постепенно увеличивать вот 3 до 6-8 минут.

Младший возраст. Младший дошкольник нуждается в физической и психической защите. Взрослый создает безопасные для его физического благополучия и харошего самочувствия условия, показывает и рассказывает о существовании полезного и вредного, безопасного и опасного,упражняет в умении быть осторожным и умелым во время выполнения движений разной сложности, работает над усвоением ребенком элементарных правил безопасного поведения среди незнакомых предметов, осторожного пользования колючими и острыми предметами, правильного поведения на воде, на льду; безопасных действий во время игр с песком и т.п.. Родители и педагоги заботятся, чтобы оборудование отвечало возрасту детей, а освещение, аэрация, качество питания, чистота помещения — гигиеническим нормам. Врослый  предотвращает детский травматизм, отравление едой, утомляемость ребенка. Он проявляет к нему уважение, доброжелательность, доверие, положительно оценивает вложенные в предмет-но-практическую и мускульную активность волевые усилия и усердие дошкольника.

Продолжаются  все виды закаливания детей, в помещении поддерживается температура воздуха в пределах +19/+20 °С. Дневной сон организовывается с доступом свежего воздуха. Проводится закалка солнцем во время утренней прогулки в весен не-летний период года. Обеспечивается ежедневное пребывание детей на свежем воздухе. Прогулка в холодный период осуществляется при температуре до -18/-22 °С. При низких температурах ее длительность сокращается. Продолжается проведение местных и общих водных процедур — влажное обтирание, обливка ног, тела. Температура воды для местных процедур постепенно уменьшается с +30 °С до +16 °С (температура снижается на 1 °С каждые один-два дня). Используется и контрастное обливание. При общих водных процедурах (обливка всего тела) начальная температура воды составляет +34/+35 °С, конечная +26/+20 °С, температура воздуха +19/+20 °С (температура воды снижается на 1 °С каждые 4-5 дней). Проводится купание в открытом водоеме с соблюдением гигиенических и педагогических требований.

Старший возраст. Образ жизни старшего дошкольника должен быть подвижным, нагрузка чередоваться с отдыхом, коллективные игры и занятия — с возможностью побыть одному, нужно збалансировывать мускульную и предметно-практическую деятельность.

В холодное время года обеспечивается перебывание детей в облегченной одежде в проветриваемом помещении  при температуре +19/+20 °С; температура воздуха в спальной комнате во время дневного сна — +15 °С; утренняя и гигиеническая  гимнастика, занятие по физической культуре проводяться  в физкультурном зале при температуре воздуха  +14/+15 °С. Прогулка должна проводится в любую  погоду  длительностью не менее 2-2,5 часа в первой и 1-1,5 часа во второй половине дня. В теплое время года дети находятся преимущественно на свежем воздухе, дневной отдых организо-вывается на открытых террасах или в спальной комнате с открытыми  окнами.

Ежедневно проводится влажное обтирание, обливка ног и тела ребенка. В холодное время года закалка водой проводится после дневного сна, в теплое — перед обедом. Закаливание солнечным лучом осуществляется во время утренней гимнастики. Кроме традиционных процедур, целесообразно использовать и нетрадиционные методы закаливания — с народной медицины: ходьба босиком по росистой траве, глине, лужах, влажном песке, камнях и потому подобное.

Во время проведения закаливальных  процедур нужно  индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать состояние его здоровья, степень привыкания к влиянию закаливальных методов, интерес, желание.

 

1.6 Методика закаливания  детей дошкольного возраста

 

Ранний возраст

Дети первого года жизни особенно нуждаются в создании правильного режима и гигиенических условий окружающей среды, так как при правильном питании , уходе и воспитании развитие их идет очень интенсивно. Высокий темп развития детей обязывает также к более осторожному применению любых воздействий на организм. Поэтому и закаливание на первом году жизни понимается до некоторой степени условно, это скорее подготовка к закаливанию, которое проводится в последующие годы во все боле широких пределах. По мере развития ребенка в течение первого года жизни его режим меняется  четыре раза. Если малыш часть дня находится в яслях, то его режим должен быть единым как в яслях, так и дома.

С первых дней жизни до 3 месяцев ребенка кормят 7 раз в сутки, через 3 часа с 6- часовым ночным перерывом. Большую часть суток малыш спит- ночной сон продолжается 10-11 часов, помимо того, ребенок спит днем 4 раза по 1,5- 2 часа. Таким образом, общая продолжительность дневного и ночного сна составляет 16,5- 18 часов, а общее время бодрствования- 7,5- 6 часов, которые распределяются на  5 относительно коротких интервалов. В первые недели жизни бодрствования ребенка не имеет ясно очерченных границ. В эти непродолжительные периоды бодрствования взрослые моют его, переодевают, кормят. Когда ребенок спокойно бодрствует, надо разнообразить его зрительные, слуховые и осязательные впечатления: ласково обращаясь к нему, показать яркую игрушку, позвенеть погремушкой. Такое индивидуальное общение взрослого с ребенком продолжается по 3, 5, 10 минут в каждый период бодрствования и способствует развитию зрительного и слухового сосредоточения, вызывает положительные эмоции (улыбку).

Оздоровительные мероприятия в этот возрастной период заключается в соблюдении гигиенических условий обстановки. Ежедневно в помещении, где находятся дети, производится влажная уборка и многократное проветривание. Надо следить за температурой воздуха в комнате- на уровне кроватки ребенка она должна быть + 22, +23С. Закаливание воздухом осуществляется во время переодевания ребенка в помещении при комнатной температуре (4-5 раз в день) – на 1- 2 минуты он бывает полностью обнаженным Детям первых шести недель жизни массаж и гимнастику не проводят, так как в этом возрасте они еще не достаточно адаптированы к  условиям внешней среды.

С 1,5- 2 месячного возраста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику. Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его проявляется в улучшении кровоснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет большое значение для последующего развития статических и двигательных функций - способности сохранения положения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, вставании и т. п.

В первый год жизни, закаливающие воздухом в помещении осуществляется в виде коротких ванн при смене белья и более продолжительных во время физических упражнений, проводимых в облегченной одежде. Использование воздуха вне помещения осуществляется главным образом во время сна днем, но, по мере того как ребенок совершенствуется в умении ходить, прогулки на открытом воздухе во время бодрствования занимают все большее место. Физические упражнения и подвижные игры являются существенной частью бодрствования детей. При организации физкультурных занятии необходимо помнить, что к длительному мышечному напряжению дети в этом возрасте еще не способны - они быстро утомляются и нуждаются в частой перемене характера движения. Поэтому статические упражнения необходимо сочетать с играми.

Занятия физическими упражнениями имеют целью развить у детей навыки ходьбы, лазанья, бросания, улучшить координацию движений и увеличить быстроту двигательных реакций. Под влиянием систематически проводимых физических упражнений улучшается эффективность дыхания и кровообращения, а также координация взаимодействия этих жизненных функций. Во время этих занятий на ребенка надевают облегченный костюм майку, трусы, тапочки) , что способствует одновременному получению воздушной ванны. Лучшим временем для занятий физическими упражнениями и подвижными играми является утренний отрезок бодрствования через 30- 40 минут после завтрака. Или сразу после дневного сна, перед полдником. Помещение групповой комнаты предварительно хорошо проветривается, пол протирают влажной тряпкой. Температура воздуха поддерживается на уровне +19, +18С. В теплое время года занятия проводятся на открытом воздухе, в тени, при температуре не ниже +20С. Ввиду того что координация дыхания в этом возрасте еще не совершена и даже кратковременная  задержка его  сопровождается быстро возникающим обеднением крови кислородом, при выполнении физических упражнений ребенок должен дышать через нос.

Некоторые гимнастические упражнения проводятся с пособиями (их можно иметь и в семье). Это прежде всего коврик для упражнений сидя или лежа на полу, дорожка из клеенки или материи, гладко обструганная доска шириной 30-35 см и длиной 1,5- 2 м - для совершенствования ходьбы и развития чувства равновесия; ящик и деревянная лестница - для тренировки в лазанье; корзина, обруч и сетка - для бросания в них маленьких мячей; гимнастическая палка и обруч – для отдельных упражнений. Все пособия по размерам, весу и удобству пользованию ими должны соответствовать ими должны соответствовать возрасту детей.

Занятия проводятся под руководством взрослого в форме игры и сопровождаются словесной инструкцией – объяснением и наглядным показом движений.

В комплекс гимнастических упражнений входят  упражнения, укрепляющие скелетно-мышечную систему и суставы, вырабатывающие у ребёнка хорошую осанку – привычку правильно держать корпус, голову, слегка отведёнными назад плечи, красивую и правильную походку. Хорошая осанка не только предаёт стройность фигуре ребёнка, но и облегчает нормальную деятельность его внутренних органов – кровообращения, дыхания, пищеварения.

Правильно организованные и систематически проводимые занятия, как правило, предупреждают появление сутулости или других искривлений позвоночника, плоскостопия, разболтанности суставов. При организации занятий по физкультуре следует учитывать требования программы “ Воспитания в детском саду “ : соблюдение систематичности в проведении занятий, постепенности нарастания трудности задания с обязательным учётом имеющегося уровня развития двигательных навыков и качеств у детей.

 Во второй группе раннего возраста предусматривается 2 занятия в неделю по 10-15 минут. Детей распределяют на подгруппы: в возрасте от 1 года до 1года 6 месяцев объединяют по 2-3 и 4-5 человек; в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет – по 6-8 человек. В подгруппы объединяются дети, имеющие примерно равный уровень развития движений.

Занятия организуются таким образом, чтобы они не затягивались больше установленного времени – надо предупредить чрезмерное утомление детей, между упражнениями соблюдаются паузы - движение чередуется с отдыхом. Свойственная данному возраста быстрая утомляемость, избыточное напряжение мышц при разучивании нового движения, отсутствие выдержки и самоконтроля, а так же лёгкая эмоциональная возбудимость и смена настроений – все эти особенности требуют повышенного внимания при выборе физических упражнений, их дозировки и распределению. Один и тот же комплекс ( как правило из 6 ) упражнений можно повторять 2 – 3 недели ( 4 – 6 занятий ) и постепенно в нём заменять те упражнения, которые дети освоили, новыми с большим уровнем трудности или усложнять старые.

Младший возраст.

Интенсивный темп физического развития, характерный для первых 2-х лет жизни, несколько замедляется на третьем году. Продолжающееся совершенствование нервной системы ребёнка ведёт к увеличению его бодрствования. Общая продолжительность сна составляет 13-13,5 часов, из которых на дневной сон приходится 2-2,5 часа. Бодрствование детей становиться сложнее и разнообразнее: появляется изобразительная и конструктивная деятельность, большое место начинает занимать сюжетная игра. В процессе всех видов деятельности и особенно игровой, происходит дальнейшее развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Внимание ребёнка становится более сосредоточенным и устойчивым.

Учитывая психологические особенности детей этого возраста, зарядку следует проводить в виде подвижной сюжетной игры, включающей 3 – 4 физических упражнения имитационного характера.

Одновременно с ребёнком упражнения утренней гимнастики выполняет взрослый – ребёнок слушает объяснения взрослого и подражает ему при выполнении упражнений.

Каждый комплекс начинается с ходьбы, продолжающейся 1 – 1,5 минуты. При этом обращается внимание на правильную осанку: корпус и голову держать прямо, плечи слегка развёрнутыми, ногами не шаркать, свободно взмахивать руками в ритме шага. Ребёнок дышит через нос. После вводной ходьбы ребёнок и взрослый встают друг против друга и дополняют упражнения. В начале делают упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например: поднять руки вверх, потянуться (вдох) и опустить руки через стороны вниз (выход) или хлопать ладонями вытянутых рук перед собой, над головой, опустить руки через стороны за спину и т.п. Упражнение повторяют 2-3 раза.

Следующее упражнение должно способствовать укреплению мышц спины живота, развитию гибкости позвоночника. Такими упражнениями могут быть: присесть на корточки с легким наклоном головы, затем встать, выпрямиться или наклонить туловище вперед, руками коснуться голени, опуская голову как можно ниже ( ребенок смотрит, что на полу за ним ), затем выпрямиться, закладывая руки за спину, смотреть на потолок. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Затем вновь можно дать упражнение, способствующее правильной осанке: поднять руки в стороны до уровня плеч и опустить их ( повторить 2-3 раза).

Следующим упражнением должны быть подскоки или бег в течении 10-15 секунд, переходящие в заключительную ходьбу продолжительностью в 1 минуту. По мере усвоения упражнений комплекс зарядки можно несколько изменять через каждые 8-10 дней.

Закаливающие процедуры чаще сопровождают физкультурные упражнения или проводятся после них. При систематических занятиях физическими упражнениями происходит дальнейшее совершенствование основных движений, еще большее развитие их быстроты и четкость, координации в работе отдельных групп мышц, что обеспечивает ловкость и сноровку детей. Не меньшее значение имеет также развитие активности, инициативы, умение действовать в коллективе.

myunivercity.ru

Традиционные виды закаливания детей.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

· утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

· оздоровительная прогулка

· воздушные ванны

· воздушные ванны с упражнениями

· сон с доступом свежего воздуха

· умывание в течение дня прохладной водой

· полоскание рта прохладной водой

· хождение босиком до и после дневного сна

· хождение босиком по «дорожке здоровья»

· (массажные коврики) после дневного сна

· солнечные ванны

"Рижский" метод закаливания

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях,мет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших группах для детей от 1,5 до 4 лет.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

"Дорожка Здоровья" представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Хождение босиком

- технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t емли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы

проводим её с раннего возраста.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажаорганизм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего

пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

 

Полоскание полости рта

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».

Закаливание воздухом

Проветривание помещений

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:

 С 1 до 3 лет - +20оС

 С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

2.Техника выполнения разных видов ползания

На уровне 3-4 лет (вторая младшая группа) у детей наблюдается существенный прирост функциональных воз­можностей основных физиологических систем организма, что положительно влияет на качество выполнения различ­ных способов ползания, и, прежде всего, за счет возросших координационных способностей. В этом возрасте педагог может активно использовать ползание, как на четверень­ках, так и «по-медвежьи». Ползание на животе встречается гораздо реже, лишь в случаях подлезания детей под доста­точно низкие предметы, например, гимнастическую ска­мейку, или переползание через них.

У детей средней возрастной группы (дети от 4 до 5 лет) возросшие функциональные возможности организма позволяют успешно закреплять приобретенные двигатель­ные умения в разных способах ползания: на четвереньках с опорой на колени и на предплечья, пальцы рук вытянуты вперед, по гимнастической скамейке, захватывая руками края скамейки, передвигаясь по наклонным доскам, ползая по круглому бревну, и т. Д.

У дегей старшей возрастной группы упражнения в ползании благоприятно воздействуют на развитие силы мышц рук, плечевого пояса и туловища при сочетании их с другими движениями. Детям этого возраста интересны ва­рианты усложненных заданий, например, в процессе пол­зания подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой. По­этому, усложняя задания, педагог должен обязательно пре­дусмотреть интересные и полезные движения, которые станут логичным и эффективным завершением упражнения в ползании

. Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и полза­нии. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве). Ребенок ложится на пол лицом вниз. Затем не­много поднимается и перемещает как можно дальше впе­ред правую ногу и одновременно левую руку, туловище поворачивается немного вправо. Отталкиваясь согнутой правой рукой, продвигается вперед, подтягивая левую но­гу. Далее движение повторяется в той же последователь­ности. Голову во время ползания не следует поднимать высоко

Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование, которое использу­ется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, пал­ка).

Упражнения в ползании желательно объединять с дви­жениями, способствующими выпрямлению туловища. На­пример, после ползания между ножек стула встать, под­нять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой

Читайте также:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  3. Административное наказание: понятие и виды
  4. Акты применения правовых норм: понятие, характерные черты, виды
  5. Акты толкования норм права: понятие и виды.
  6. Акции: понятие, категории, выпуск, размещение, виды прав акционеров.
  7. Алгоритм методики исследования органов дыхания у детей.
  8. Анализ личностных особенностей осужденных за разные виды преступлений и методы работы с ними
  9. Анализ произведений художников, творческих работ детей.
  10. Артикуляция. Окклюзия. Виды окклюзий.
  11. Ассортимент декоративных древесных растений, его виды. Районирование территории РФ для зеленого строительства.
  12. Аудиторский финансовый контроль: понятие, особенности, виды.

lektsia.com

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания

ПЛАН

Введение

1. Основные принципы закаливания

2. Традиционные методы закаливания

2.1. Закаливание водой

2.2. Закаливание воздухом

2.3. Закаливание солнцем

3. Контрастное и нетрадиционное закаливание

Заключение

Литература

Введение.

 

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни [2]. Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал: "Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней". Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка. Необходимо соблюдать ряд правил:

            Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.

            Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.

            Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.

            Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению [2].

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

 

1. Основные принципы закаливания.

 

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.

Есть дети чувствительные, к ним применительны более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания не целесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок проведения, раздевания.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

 

2. Традиционные методы закаливания

 

www.referatmix.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа