Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации в воспитании. В аристократической системе домашнего обучения и воспитания (классический пример – воспитание Эмиля у Ж.-Ж. Руссо), где воспитание было индивидуальным, эта проблема могла возникнуть только в том смысле, способен ли учитель понимать индивидуальные особенности своего ученика. Среди учителей распространено мнение о том, что уменьшение коллектива учащихся в классе улучшает возможности индивидуализации. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей учащихся. В повседневной практике довольно часто встречаются случаи, когда в классе с относительно малым числом учащихся возможности индивидуализации не используются. Вместе с тем имеются учителя, которые и в условиях больших классов сумели весьма успешно осуществить индивидуализацию в процессе воспитания учащихся, в особенности, когда они находят поддержку в виде организационных и материальных средств. Разумеется, и у этих учителей открылись бы более благоприятные условия, если количество учащихся в классе было бы меньше. На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Для этого используются специальные психолого-педагогические методы. Самые распространенные в практике – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся.
Наблюдение - планомерное целенаправленное восприятие педагогических процессов, явлений и фактов с целью их изучения. Педагоги чаще всего используют так называемое включенное наблюдение, когда они изучают учащегося в процессе его воспитания, взаимодействуют с ним. Беседа – метод исследования, при котором педагог, опираясь на жизненный опыт и отношения школьников, с помощью вопросов и анализа ответов узнает индивидуальные качества и особенности каждого ученика, мысленно их группирует, и на этой основе индивидуализирует процесс обучение и воспитания.
Беседуя с трудными подростками, педагог может отметить особенности их интереса к обсуждаемому вопросу, эмоциональные реакции, осведомленность в тех или иных вопросах. Проведение беседы с учащимися требует соблюдения ряда условий: - во-первых, надо очень четко представлять цель беседы, продумать форму и место проведения. - во-вторых, беседу должен проводить человек, пользующийся у трудного подростка уважением и доверием, или опытный специалист, хорошо знающий психологию учащихся и владеющий искусством общения с ними. *
- в-третьих, абсолютно недопустим назидательный тон, подчеркивание возраста, жизненного опыта человека, проводящего беседу, его положение, должности. У детей подросткового возраста, особенно трудных подростков, это, как правило, вызывает отрицательную реакцию. Беседа большей частью преследует решение таких задач: ближе познакомиться с подростком, понять и выявить его особенности и воздействовать на него путем разъяснения, внушения, убеждения. Исключительно важную роль играет изучение результатов деятельности подростков – их сочинений, учебных записей в тетрадях и т.п. Оценивая результаты деятельности, педагог получает возможность судить и об успешности его учения, и об особенностях умственного развития, и о нравственно-волевых качествах. Анкетирование – метод исследования, результатом проведения которого являются сведения об учащихся, их способностях и возможностях, знаниях в тех или иных областях.
Анкетирование является эффективным средством для быстрого получения информации об учениках. Есть немало и других методов изучения особенностей учащихся – тесты, социометрия и др. но их использование требует более тщательной подготовки.
Вывод
Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Также обращаем внимание на кризисное состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет проблему педагогического долга и компетентности. Апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.
Сейчас стало традицией «сбрасывать педагогические проблемы на психологическую службу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своем месте нашел себя, стал мастером.
Литература
yaneuch.ru
Этот фильм про воспитание трудных подростков. Под этим понимаются подростки, не прошедшие школу преодоления инстинктов. Общество не позаботилось о том, чтобы сформировать личностей, способных выбрать свой путь в жизни и занять своё место в обществе. Время упущено. Животное начало в них сильнее нравственного. И они стоят у той черты, за которой начинается преступление. Значит, большинству из них светит тюрьма, социальные проблемы, невозможность создать нормальную семью, добиться чего-то в жизни.
Свободное общество, свободное воспитание, либеральные ценности. На самом деле, безответственное общество, живущее интересами своей частной жизни. Семьи, где отцы сидят в тюрьме, а чиновники составляют статистические данные: 50% выпускников школы получают аттестаты, из них 6% поступают в колледж, а 80%, в конце концов, сидят в тюрьме. Директор школы это знает, родители это знают, общество, СМИ, чиновники это знают, с этим мирятся. Школа в лице директора занята обеспечением порядка на вверенной ей территории. И приглашает тренера только для того, чтобы этот порядок обеспечить: юноши будут при деле, и не будут болтаться на улице. Школа не будет тогда светиться в уголовных хрониках. Но кого интересует судьба этих подростков? Кто борется за их души? Ведь статистика - это приговор, что их будущее заранее обречено.
Между тем, трудные подростки - это дети, воспитанием которых никто не занимался. Они достигли переходного возраста, когда формируется их дальнейший жизненный путь, но у них нет перед глазами образца для интегрирования в общество, они остались на уровне животных, которые для выживания сбиваются в стаи (банды, кланы), где всё решается "по понятиям", где есть чёткая иерархия, различие по принципу "свой-чужой", где инстинкты, страсти определяют твои желания, твою судьбу. "Украл, выпил, в тюрьму - романтика!" Самым печальным фактом становится то, что общество прикрывается тезисом о необучаемых детях. Так проще снять с себя ответственность за статистику. Есть некое "статус-кво" - против природы не попрёшь.
Но в истории есть реальный человек, который перевернул этот языческий подход к воспитанию. И именно в отношении трудных (читай, запущенных) подростков. Это был А.С. Макаренко. Он собирал беспризорных ребят, которые остались без родителей, без надзора, занимались воровством, грабежами, сколачивались в банды. Причина была простой: государство развалилось, страна была в хаосе, гражданская война, разруха. До детей никому не было дела. Они росли сами по себе, как трава. И просто пытались выживать. Но в том и состоит процесс воспитания, чтобы показывать пути к успешной жизни в обществе, к выстраиванию жизнеспособной системы приоритетов и ценностей. А где оно, это общество? И включаются защитные механизмы в виде животных инстинктов. Волки ведь тоже собираются в стаи зимой, чтобы выжить. И вот с такими запущенными вариантами и работал Макаренко. Чем запущеннее случай, тем радикальнее методы. Почему люди до сих пор спорят, имеет ли право на существование его метод? Потому что пытаются применить к обычной педагогической практике. А это чрезвычайная ситуация и чрезвычайные меры. Макаренко запущенные случаи лечил созданием коллектива, воспитания коллективистского духа с жёсткими порядками, дисциплиной, с подчинением своих желаний общему делу. Он формировал команду, которая могла самоорганизовываться, самоуправляться. Каждый был в ответе за каждого. Такая постановка вопроса сдерживала животное начало, замещала прежние мотивации поступков. Подростки реально могли сравнить свою жизнь на улице и жизнь в коммуне, где не надо постоянно ждать угрозы своей безопасности, где можно творчески трудиться, делать общее дело, которое оценят, одобрят, а главное, ты становишься нужен своему коллективу и обществу в целом. Но эта модель применима только, пожалуй, в колониях для несовершеннолетних, когда подросток уже ступил на путь поклонения собственным желаниям. Если бы сейчас её применяли в наших колониях, то можно было бы назвать такую систему исправительной.
Именно такой подход мы и видим в случае с тренером Картером. Он сам озвучивает своё согласие стать тренером по баскетболу в школе с трудными подростками: "30 лет назад я тоже играл в баскетбол в Ричмонде. И все было точно так же. Мои товарищи по команде вскоре оказались кто в тюрьме, кто в морге. Я согласился на эту работу, чтобы изменить положение вещей в определенной категории молодых людей". Эта цитата хорошо согласуется с цитатой из другого фильма "Учитель на замену" (2011): "Ты злишься на весь мир. Я был точно таким. Я тебя понимаю. На меня злиться глупо. Я один из тех, кто пытается дать тебе шанс в жизни..."
Мы видим, какую команду принимает Картер: внутренние дрязги, выяснения отношений, потасовки, оскорбления, самоутверждение. Он начинает с того, что заключает со всеми ребятами письменный договор: жёсткая дисциплина, строгая форма одежды (пиджаки, галстуки), успеваемость выше стандарта. Наградой за это будет то, что они будут побеждать. За нарушения штраф: отжимания, пробежки. Естественно, сразу нашлись те, кто не принял новых порядков. Эти ребята уже были заражены вирусом нигилизма и гордыни. С ними пришлось расстаться, чтобы не заразить этим вирусом других. Но для них дорога назад была открыта. Просто Картер не мог исправлять чужие ошибки. И ушедшими должны были заниматься родители. Так произошло с одним из подростков, который сам ушёл, но которого всё-таки обратно привела мать.
Всё пошло очень хорошо. Команда, а это была уже команда, начала выигрывать одну игру за другой. Все в восторге: игроки, школа, родители, местное общество. Но Картер - тренер с большой буквы. Он стратег. Он видит на шаг вперёд. Слава, почёт, известность ослепили неокрепшие души (то, что называется "испытание медными трубами"). Они считают себя героями, звёздами, выше других. И эту звёздную болезнь Картер разглядел.
"Вы, что, свихнулись? Что с вами происходит? Что с вами со всеми? С каких пор самой победы недостаточно? Недостаточно красивой игры? Нет. Вам нужно унизить противника. Дразнить его после каждого заброшенного мяча. Кто дал вам право оскорблять любимую мной игру дегенеративными дразнилками? Как вы смеете надевать майки с гербом Ричмонда, если вы ведете себя как шваль?"
Следующим серьёзным испытанием для всех и самого Картера стала неуспеваемость в учёбе. И здесь Картер уже столкнулся с сопротивлением всего общества. Ведь победы подняли престиж Ричмонда. А что может быть большей отрадой для самолюбия язычника? То, что его клан оказался на голову выше другого. И никто не понимает, почему вдруг в разгар сезона непобедимой команде запретили играть. И Картер оказался один в окружении всех: собрался совет школы, чтобы отменить его решение. И опять каждый защищает своё поле: учителя твердят, что в их обязанности не входит сообщать тренеру состояние дел с учёбой игроков и шумиха в СМИ ставит под сомнение профессиональную состоятельность педагогов. Директор заявляет, что Картер занимается не своим делом, и что его действия слишком радикальны. Родители твердят, что баскетбол был единственным светлым пятном в жизни их детей. Но Картер стоит на своём: какой смысл в жизни, в которой только и останется этот выпускной для некоторых из них год со светлым пятном? А что дальше? "Обдумайте как следует, в чем вы убеждаете ребят. В том же, в чем убеждают массмедиа профессиональных спортсменов. Будто они стоят выше закона. Я пытаюсь приучить парней к дисциплине, которая организует их жизнь и даст им право выбора. Если вы позволите подросткам пренебречь простыми договорными обязательствами, что помешает им в следующий раз нарушить закон?"
Но его не слышат. Совет принимает решение отменить запрет на игру в баскетбол, и родители даже радуются, что при этих условиях Картер не согласен оставаться тренером. Помеха устранена. Чего же лучше? Но всё общество подписало приговор этим ребятам. Только не понимает этого. У них отсутствует стратегическое мышление. Они видят только "здесь и сейчас". И Картер говорит директрисе: "Совет дал мне четко понять: для вас важнее победы в баскетболе, чем будущее этих ребятишек." Это и есть корыстность мышления и защита своей территории, о которой я говорю из фильма в фильм. Престиж общества важнее судьбы подростков.
И тут неожиданно сами ребята встают на защиту своего тренера. Он застаёт их в открытом теперь спортзале, но сидящих за партами. Они готовы на все его условия. Он убедил их в том, что будущее важнее блеска настоящего. И тут мне вспомнилось одно исследование.
Где-то я слышал рассказ о том, почему большинство выходцев из детских домов попадают в тюрьму, или спиваются, или как-то ещё терпят фиаско в жизни. И только очень немногие выходят в люди. Кто эти немногие? Оказалось, что у этих счастливчиков на пути попался хотя бы один человек, который принял участие в их судьбе, проявил внимание. Например, тренер в спортивной секции или ещё кто-то. Этот фильм и демонстрирует, как меняется психика подростка только потому, что кто-то принимает участие в его судьбе. По-другому, это выглядит как сопереживание, сочувствие, душевная теплота (НеравноДушие). В основном, этого нет в детских домах, интернатах у нас, и в так называемых неблагополучных кварталах Запада. Их подбирают лидеры организованной преступности, по-своему заботятся о них. Здесь они получают защиту, братство, помощь. Но за это надо отрабатывать, доказывать свою лояльность вожакам. И вот нашёлся такой человек, тренер Картер, которому не всё равно, который не думает только о тренировках и победах, а принимает искреннее участие в жизни подростков. Один из ребят, Круз, мечется между командой и бандой. И Картер каждый раз спрашивает его: "Чего ты боишься?" В конце концов он отвечает красивым монологом, смысл которого в том, что он боялся не состояться, т.е. не достичь успеха. Но после того, как его вожака убили, он понял отчётливо, что реальное будущее есть у него только в команде.
Есть и ещё одно испытание, которое проходит один из подростков Кеньон. Уже к приходу в команду Картера у Кеньона есть девушка, которая ждёт от него ребёнка. Перспективы, которые нарисовал тренер, заставили задуматься юношу о том, что ждёт его в дальнейшем. Кира замечательно подготовлена к материнству. Кеньон в сомнениях. Речь ведёт об аборте. Вроде бы она молодец, а Кеньон слюнтяй. Но нельзя рассматривать аборт только как безнравственность. Ребёнок получился до прихода Картера, до изменения мировоззрения Кеньона. Сейчас Кеньон понимает, что речь идёт о будущем не только для него, а для его формирующейся семьи. Не случайно в фильме упоминается, что, например, отец у другого юноши Лайела в тюрьме. В принципе, если идти по проторенному пути для Кеньона всё может кончится также. На учёбе поставлен крест, надо работать, чтобы найти денег и самоутвердиться он может попасть в одну из банд (тем более девочки в этом обществе чересчур независимо ведут себя, а это создание комплекса неполноценности у парней). Кира сильна только в тактике, она не видит будущее так далеко. Это всё-таки прерогатива мужчины. Он стратег, он задаёт концепцию, в которой будет жить семья. И здесь аборт, вероятно, не может считаться грехом для подростка. Грех уже совершён, когда юные пары начинают так рано интимную жизнь. Но это грех того общества, которое потакает ранней интимной жизни подростков. Будет ли ребёнок, появившийся на свет при таких обстоятельствах жизнеспособным? Кира решается на аборт, Кеньон поступает в колледж, но он не разрывает своих отношений с девушкой. Значит, впереди у них есть шанс на будущее.
Последним испытанием стала для команды Картера игра в чемпионате штата Калифорния. Они играли с самой сильной командой штата и проиграли всего 2 очка. Испытание поражением. И это очень сильный финал для американского кино, где принято мелодрамы заканчивать "хеппи-эндом".
"Но вы, парни, играли как чемпионы. Ни на миг не отступили. А чемпионы с понуренной головой не ходят. Ваши достижения выходят за рамки спортивной хроники, которая прозвучит лишь в завтрашних спортивных газетах. Вы достигли того, на что люди кладут порой всю свою жизнь. Победа поселилась в ваших душах. И я, джентльмены, очень горжусь вами.4 месяца назад я пришел на работу в Ричмонд с определенным планом.Этот план провалился. Я пришел учить баскетболу игроков, а вы стали студентами. Я пришел учить пацанов, а вы стали мужчинами. И за это я вас благодарю."
Пора подвести итоги. Итак, мы установили, что не существует трудных подростков. Есть выросшие дети, которых общество не научило преодолевать свои животные инстинкты. Значит, общество выбрало неправильную мировоззренческую концепцию, особенно в отношении таких понятий как семья, школа. И исправлять надо, прежде всего, что-то в моральных ценностях этого общества (Как говорил Жванецкий, "что-то пора менять в консерватории"). Но это на перспективу. А юноши и девушки на пороге взрослой жизни, не готовые к этой жизни, - это уже чрезвычайная ситуация. И нужны чрезвычайные меры, нужен кризисный менеджер, кризисная программа по исправлению ситуации. И вот здесь работает метод Макаренко: создание коммуны, команды с жёсткой дисциплиной, с подчинением личных интересов коллективным, работа в команде, учёба, минимум комфорта, удовольствий. И такой менеджер должен быть не чиновником, а искренним неравнодушным человеком, готовым поделиться с ребятами частичкой своей души.
Этот фильм попал в рейтинг лучших фильмов про школу. Это значит, что в обществе есть запрос на такой сюжет. И российский зритель, во-первых, признал, что в нашем обществе есть проблемы с воспитанием детей, во-вторых, проголосовал за способы решения этих проблем. Но главное решение всё-таки, состоит в том, чтобы изменить отношение к воспитанию в семье, создать такую школу, которая открывает молодому поколению дорогу в большой мир, мир, наполненный светом, теплом, любовью, где можно творить, раскрывать свои таланты, но и нести свою долю ответственности за будущее этого мира, жить по принципу "Не навреди!".
7strannik.livejournal.com
Именно в этом возрасте у молодых людей и родителей, которым кажется, что их «ребенок» по-прежнему мал, возникают конфликты. Одна сторона (собственно, подросток) требует признания его как полноправного члена общества с собственными индивидуальными особенностями, другая (родители) – требует выполнение домашних и прочих обязанностей, а также подчинения воли взрослого. Это и рождает «искру» противоречия, загорающуюся между взрослыми и детьми.
У учащихся имеется возможность обучить некоторым приемам самовоспитания посредством отношения к другим людям, а именно:
Сторона трудновоспитуемого подростка, не совпадающую с позицией педагогически нормальных учащихся, следует подвергать коррекции крайне деликатно. Педагог применяет в своей практике ситуации, создаваемые стихийно в коллективе учащихся, осуществляет построение их, учитывая собственные знания и опыт.
Методом создания ситуации воссоздаются определенные условия, которые толкают учащегося на раскрытие собственных взглядов, поступков, в соответствие с общественной мыслью, нормы и правила поведения в учреждении образования, обществе и традиции страны.
Оказывая проблемному учащемуся помощь, помещая его в необходимые проблемные ситуации, согласно его потребностям, интересам, способностям и психологическим качествам, педагог содействует стимуляции проявлений привлекательных психологических, социально-психологических черт характера, как формирование адекватной самооценки, ответственности, гуманности, активности. Не следует в этот момент отворачивать подростка от коллектива учащихся, наоборот, в этот момент, ему так дорого признания сверстников.
Не следует «вешать» на проблемного подростка ярлыки, что часто делают современные учителя школ, наоборот, нужно поощрять любую инициативу подростка, не идущую в резонанс с нормами морали и закона, подталкивать его к тому, чтобы он мог справиться с любой проблемой и преградой.
Классный руководитель обеспечивает создание условий для запасания морально-этического опыта в ходе протекания межличностного взаимодействия с ровесниками, взрослыми, обучает приемам ориентирования в сложных жизненных ситуациях, оказывает помощь в придерживании социально желаемого поведения.
love-mother.ru
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В настоящее время, в связи с социально-экономическими и политическими изменениями, нравственное воспитание трудных подростков является одной из важнейших и многочисленных проблем. К сожалению, численность трудных подростков неуклонно растет, в результате чего возникает детская преступность, бродяжничество, хулиганство, воровство, наркомания, употребление алкоголя и т.д.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, нравственное воспитание, современные трудные подростки, подростковая преступность, кризис подросткового возраста, причины «трудности», коррекция трудных подростков, работа с трудными подростками, родители, школа, учитель, психолог.
Проблема нравственного воспитания подростков является весьма актуальной в настоящее время. В связи с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими сегодня в нашей стране, воспитание и перевоспитание «трудных» подростков является одной из многочисленных проблем, стоящих перед обществом [4]. Актуальность данной проблемы связана с высоким уровнем подростковой преступности, причинами которой являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.
Если в былые годы «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети чаще всего попадают в данную категорию уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам психологи, педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». К сожалению, численность «трудных» детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры [6].
Исследованием проблемы нравственного воспитания трудных подростков занимались такие философы античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Значительный вклад в раскрытие данной проблемы также внесли ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович и др.
Воспитанием называются навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Понятие нравственности дано в словаре С.И. Ожегова: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В.И. Даль считал: «Нравственный – значит противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [5].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1].
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [2].
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания являются его длительность и непрерывность. Процесс нравственного воспитания нужно построить так, чтобы решение воспитательных задач начиналось с элементарного уровня и заканчивалось более высоким. Ведь данный процесс динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Одной из важнейших задач воспитания является правильная организовать деятельность подростка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.
Воспитание современных детей должно быть особенным. Современные дети и подростки очень сильные и целеустремленные, но все же нуждаются в помощи родителей. Поэтому родителям необходимо быть внимательными к любым идеям их ребенка. Современные родители с удовольствием вкладывают средства в образование своих детей. Это, безусловно, хорошо, но было б лучше, если кроме денег у родителей было бы хоть немного свободного времени, что в современном мире является большим дефицитом.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов жизни, оказывающий огромное влияние на всю последующую судьбу человека. Данный возраст характеризуют как переломный, переходный, критический, возраст полового созревания, переход от детства к юности, от незрелости к зрелости. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. В это время организм ребенка начинает перестраиваться, меняется гормональный фон, что влечет за собой массу метаморфоз, из-за чего ребенок становится неусидчивым, гиперактивным, эмоционально неустойчивым; формируется становление личности. Ребенок начинает поиск своего я, задумывается об окружающей его реальности: для этого периода характерно желание изменить мир. Кроме этого, наблюдаются перемены и во внешности: под влиянием гормонов может ухудшиться состояние кожи и волос, что способно вызвать у подростка комплексы.
В связи с вышесказанным, чаще всего подростки в этот период попадают в категорию «трудных» детей, которые различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», «с девиантным поведением», «с делинквентным поведением», «подростками-правонарушителями», «безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними». Это дети, чье воспитание вызывает особые трудности [4].
Поведение трудных подростков – это впадание в крайности. Ребенок становится неуправляемым, родители и учителя перестают быть для него авторитетом. Он ведет себя излишне вызывающе и даже способен нарушить закон. Трудным подросткам присущи вредные привычки, такие как: курение, алкоголь, наркотики, могут рано вступить в половые отношения, любят наряды, привлекающие внимание, возможно, примыкают к каким-либо субкультурам. Школа для трудных подростков – это место, куда они ходят пообщаться со сверстниками, учеба их мало интересует. Конечно, не обязательно все эти признаки в полном количестве сочетаются в одном ребенке, но какая-то часть непременно присутствует.
Воспитание трудных подростков – дело не простое. Прежде чем разобраться, какую тактику следует избрать родителям, необходимо понять два важных фактора: как и зачем подросток становится трудным, и кто в этом виноват. Считается, что семья – это фундамент воспитания ребенка. Поэтому именно от первоначального воспитания в семье зависит, каким будет ребенок в переходном возрасте.
Различают следующие причины «трудности» подростка:
ребенок растет в неполной семье, в связи с чем лишен возможности наблюдать за примерами построения полноценных и гармоничных отношений;
у мамы и папы сложные отношения друг с другом или они в разводе, и каждый из них пытается «перетянуть одеяло» на свою сторону;
эмоциональная связь между родителями и их чадом отсутствует;
мама и папа считают, что все достижения ребенка – исключительно их заслуга, если бы не они, он бы ничего не добился, и не забывают регулярно напоминать об этом ему;
родители мало занимались своим ребенком или не занимались им вовсе, поручив эту задачу школе, бабушкам, дедушкам или улице;
родители слишком много занимались ребенком, он единственное, что их интересует в жизни, и все свои усилия они направляют исключительно на него;
маленького ребенка жестоко наказывали, причем мера наказания не соответствовала провинности;
в семье применяются разные подходы воспитания (например, мама говорит одно, папа – противоположное, или в воспитании старшего ребенка и младшего ребенка применялись разные принципы) и у чада, говоря языком подростков, «едет крыша» от обилия и противоречивости информации;
родители не смогли подружиться со своим ребенком;
мама и папа пытаются компенсировать недостаток внимания со своей стороны дорогими подарками.
Таким образом, любой поступок ребенка – это мольба о том, чтобы родители наконец-то обратили на него внимание и показали, что он им нужен. Поэтому, чтобы избежать проблем трудных подростков, чтобы ребенок нормально перерос подростковый возраст, необходимо задуматься о достойном воспитании и добром отношении к ребенку еще с самых ранних лет. Ведь малыш должен чувствовать, что мама и папа – это его друзья, и они всегда помогут. С ребенком необходимо много разговаривать, играть, интересоваться его проблемами. Когда же подойдет переходный возраст, родителям необходимо объяснять, что происходит с их чадом, и как с этим нужно справляться.
В работе нравственного воспитания современных трудных подростков важнейшую роль играет, конечно же, школа. Уровень современных требований к преподавателю настолько высок, что предполагается тонкое понимание нюансов и оттенков личности ученика подросткового возраста. Учитель должен понимать, что изучение личности и условий жизни трудного подростка должно непременно сочетаться с его перевоспитанием, а также при работе с такими подростками необходимо использовать индивидуальный подход к каждому.
Индивидуальный подход в работе с трудными подростками – это воспитательное воздействие на учащегося, первым этапом которого является глубокое изучение индивидуальных особенностей каждого подростка. Второй этап – это выбор методов, приемов учебно-воспитательного воздействия на него и осуществление определенной комплексной системы. Подросток должен быть поставлен в условия, которые требовали бы от него проявления положительных качеств личности. Приобщение к труду, к новым видам коллективной деятельности, человечность в отношениях, предоставление возможности проявить себя с положительной стороны, помощь в ликвидации пробелов в знаниях, глубокое проникновение во внутренний мир каждого, поддержка всех лучших проявлений личности – все эти факторы содействуют развитию положительных качеств личности. Положительные подкрепления стимулируют, содействуют формированию устойчивости условного рефлекса. В таких условиях у подростка появляется уверенность в своих силах, надежда в том, что и он сумеет достичь определенных успехов в учебной, трудовой и общественной деятельности.
И, наконец, работа с трудными подростками должна осуществляться непосредственно с помощью психолога. Ведь не всегда родители способны исправить свои ошибки в воспитании самостоятельно. Они должны признать свою вину и понять, в чем конкретно были допущены ошибки, чтобы избежать их в дальнейшем. Работу психолог проводит не только с трудными подростками, но и с их родителями. Ведь все проблемы, которые впоследствии могут привести к противоправным действиям, имеют корни в семье. Хороший специалист всегда способен оказать квалифицированную помощь трудным подросткам и их родителям. Поэтому не следует пренебрегать общением с ним – в противном случае ситуация может окончательно выйти из-под контроля.
Работа психолога с трудновоспитуемыми подростками сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии. Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.
Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечение» социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.
Основной задачей коррекционной работы с трудным подростком является его социальное самоопределение, которое зависит от следующих условий: обеспечение включенности трудного подростка в реальные социальные отношения; самореализация подростков в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку полностью раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Психолого-педагогическая коррекция современных трудных подростков включает в себя следующие компоненты:
Целенаправленная работа по нравственному просвещению (например, уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей).
Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности подростков.
Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей подростков.
В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства их ребенка необходимо учитывать, не стремясь к «переделке» его, какие можно корректировать и развивать. Необходимо помочь родителям изменить в их ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого [8].
Таким образом, проблема современных трудных подростков является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа психолога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям. Поэтому важно своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционную работы с трудными подростками и их родителями.
Список используемых источников:
Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – М: Мысль, 1984, т.4. – 830 с.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979. – 186 с.
Васильева Р.М. Специфика работы с подростками девиантного поведения в культурно-досуговых учреждениях / Р.М. Васильева // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – №8. – 2013. – С. 10-13.
Головина М.С. Аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы / М.С. Головина // Педагогическое образование в России. – №4. – 2012. – С. 159.
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977. – 376 с.
Мошкова И.Н. Духовные и психолого-педагогичнские аспекты работу с «трудными» детьми / И.Н. Мошкова // Информационные материалы Круглого стола по религиозному образованию и диаконии. – М; 2007. – С. 2-3. http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/problem_children_ru.htm
Сергиенко А.В., Котова Е.В. Социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (из опыта работы в рамках проекта «доброходы») / А.В. Сергиенко, Е.В. Котова // Сибирский вестник специального образования. – №1 (14) 2015. – С. 89-90.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 113.
infourok.ru
Воспитание трудного подростка как сделать из ребенка человека.
Воспитание детей и подростков является одной из самых актуальных проблем современного общества. Дети дошкольного возраста в устоявшейся социальной среде, которая является нашим обществом, изначально проходят в ней адаптацию. Поэтому, в первые месяцы пребывания ребёнка в детском саду как раз и задают эти нормы, а главное, связанные с ними запреты. Затем, в школьном возрасте, ребёнок ориентируется по ним. И лишь в подростковом возрасте, когда он или она осознаёт эти нормы, а позднее и законы общества, могут наблюдаться различные осознанные и неосознанные отклонения от общественных норм, которые и являются становлением личности человека.
Рассмотрев данный цикл поэтапного осознания личности человека в разном возрасте, следует обратиться к источнику решения проблемы. Трудный подросток нуждается в своеобразном подходе или тонком манипулировании личностными качествами, которые предполагают установление доверительных отношений.
Причём данный шаг обязателен и не должен быть озвучен прямым текстом. На разных возрастных этапах такая информация может восприниматься личностью по-разному, от осознания необходимости психологической поддержки, до полного отрицания факта проблемы. Именно поэтому, главным в процессе работы с детьми и подростками, является выявление причины данного поведения и только после этого – следствия возникающего процесса.
Становление личности. Подход к воспитанию.
Проблемы воспитания трудных подростков стоит рассматривать исключительно с точки зрения психологических и моральных норм, которые характеризуют человека в определённый период жизни.
Учитывая опыт зарубежных психологов и связанные с ним понятия гиперактивности детей и подростков, была выработана модель поведения и общественного взаимодействия, учитывающая данные особенности. Но, тем не менее, она предполагает использование шаблонного подхода и применение препаратных комплексов, влияющих и изменяющих поведение детей или подростков с помощью медицинских средств, что в наших условиях является неприемлемым.
Психофизические качества отдельного человека, как индивидуума, требуют отдельного подхода к их решениям, так как не существуют чётких шаблонов реакции на ту или иную ситуацию. В отдельных случаях требуется использование сугубо воспитательных методов, ориентированных на установление у ребёнка социальных навыков, присущих обществу. Это относится в первую очередь к детям и именно к ним.
Краткая издержка из труда психолога М. Раттера. Воспитание, как таковое, является в первую очередь подчинением определённым рамкам поведения принятым в обществе, и ставит перед собой задачу научить ребёнка соответствующим социальным навыкам.
Выражаясь «обычным языком», лишённым терминологии, следует отметить, что такие понятия, как хулиганство, непослушание, аморальное поведение и рассеянность являются особенностями определённого типа личности. В современном обществе, где понятие морали, как таковой, искажены, подростки воспринимают своё отношение к жизни с точки зрения стандартов тех сфер общения, в которых они находятся.
Именно это окружение задаёт основные нормы поведения личности и позволяет доминировать над остальными или подчёркивать своё положение, что часто относится к так называемым хулиганам. На этом этапе не стоит рассматривать более серьёзные выражения данного вопроса. Необходимо последовательно разобраться в источнике проблемы. Поэтому Вам следует обратить внимание на окружение, в котором находится Ваш ребёнок.
Следует выделить два основных типа подростков, задающих тон их поведения и являющихся отклонениями, а именно – поведение жертвы и её обидчика. Это зачастую применимо к ограниченному коллективу, например, к классу в школе. Следует понимать, что при любом, даже самом качественном моральном тренинге, «жертва» сразу не сможет дать отпор своим обидчикам.
Не тот тип личности и ощущение их морального превосходства сделают такой отпор невозможным. При особо острой проблеме отношения в коллективе и сложившемуся стереотипу личности, необходимо изолировать подростка с комплексом «жертвы», переведя его в другой класс или школу. При этом окружающие его или её подростки не должны знать о причинах и следствии этого перевода. На месте первоначального обучения также не должна распространяться информация о месте, куда перевели ученика.
Это самая лёгкая часть программы поднятия моральных качеств человека загнанного его окружением в угол. Далее следует выяснить источник проблемы, поднять самооценку и самое главное – это помочь личности раскрыть свой потенциал.
Следует помнить, что это самый простой способ, сравнимый с понятием ухода от проблемы. Но он достаточно эффективный и поможет обезопасить субъекта от эмоциональных травм и комплексов неполноценности в будущем, а возможно и фобий – краткий анализ материалов психолога А. Шестопалова.
Иногда, именно причины, связанные с комплексом «жертвы» и являются основой для ненормального поведения личности в будущем, что и выражается различными отклонениями. Пугаться этого слова не стоит. Такие отклонения не означают, что у подростка наблюдается психическое расстройство. Например, отклонение от «нормального» поведения, принятому в обществе, может относиться и к субкультурам, хулиганству и определённому типу поведения, что собственно и будет рассматриваться далее.
Как же воспитать трудного подростка.
Под воспитанием не стоит понимать насильственную смену личных качеств подростка. Данная особенность лишь вызывает противодействие. Это влечёт за собой ещё больший негативный эффект для воспитуемого ребёнка вследствие переходного возраста и связанного с ним отрицания всего, что Вы будете делать. Далее будут приведены действительно работающие методы воспитания трудного подростка и особенности их использования согласно рекомендациям В.А. Купецкого и А.В. Петровского.
Отличия между понятиями воспитание и развитие личности, неотличимые и связаны между собой, поэтому следует действовать поэтапно и рассмотреть следующие возможности.
Проблема семьи . Не обманывать себя и посмотреть на те жизненные обстоятельства, которые привели, или возможно могли привести, к проблеме. Попытайтесь решить возникшие проблемы в своей семье. Именно этот момент не рассматривается первым, а в некоторых случаях именно он и является отправной точкой всех проблем воспитания и поведения подростка.
Окружение . Социокультурные связи в обществе накладывают отличительные черты на поведение подростка. Они могут проявляться как в реальной жизни, так и в виртуальном общении, что для нашей страны ещё большая редкость.
Привычки или же нервные расстройства . Они могут выражаться самым неожиданным образом.
Комплексы . У многих подростков это самая веская причина неконтролируемого поведения.
Депрессия . которая возникла, например, из-за комплексов.
Групповые факторы . классифицировать которые по определённому типу, не будучи профессиональным психоаналитиком, невозможно и главное – не требуется. В случае более серьёзных проблем решать их должны специалисты – психиатры.
Ознакомившись с вероятными причинами, характеризующими вышеперечисленные проблемы, перейдём к их решению . Для этого рассмотрим основные действия, которые необходимы для непосредственного воспитания трудного подростка.
Установление доверительных отношений в кругу семьи . Если Вы много работаете и не уделяете достаточное время вашему сыну или дочери, то влияние субкультур может полностью изменить характер их личности. При этом страдает обучение и личные взаимоотношения, вследствие чего подросток замыкается в себе. Вы должны, незаметно для него, установить связь по интересам, что может быть проблематичным ввиду возраста ребёнка и его увлечениями. Необходимо постепенно восстанавливать взаимоотношение с ним, форсирование ситуации приведёт лишь к ее усугублению.
Друг, подруга или товарищ . Это будет второй этап постепенного налаживания доверительных взаимоотношений, при котором у Вас будет определённый авторитет и Ваш ребёнок захочет поделиться с Вами своими проблемами. Данный подход необходим. несмотря на любую сложность возникших проблем, поэтому не пренебрегайте данным пунктом.
Изменение взглядов . Вы должны относиться к подростку согласно его возрасту или даже превышая его. Не стоит обращаться с ним, как со школьником. Именно это не вызовет мгновенного отторжения и испуга ответственности за свои действия.
Воспитание . Необходимо проявить себя как главу семьи и показать ошибки подростка и к чему это может привести. Лучше всего использовать наглядные примеры из понятных ситуаций. Наказание на данном этапе не применяется, так как есть возможность того, что оно не понадобится в принципе. Спокойная, уверенная речь в некоторых случаях действует намного лучше криков и оскорблений.
Наказание . Вы должны подобрать нужный момент для оправданного наказания. Причём оно является лишь дополнительной мерой. Если Вы сформировали свой авторитет, то любые ограничения и меры морального воздействия, применённые к подростку, будут адекватной мерой за его проступки. Важным воспитательным фактором является показать подростку ответственность за свои действия. Именно это и является целью наказания, что поможет осознать, как устроено общество.
Трудный подросток: особенности воспитания (Видео: воспитание трудных подростков — Альфа.
Методика воспитания, приведённая выше, является примерной последовательностью действий, которые необходимо совершить для развязывания сложившейся ситуации и становления воспитательного процесса. Методика является последовательным и мягким способом скрытого воздействия на личность подростка и поможет добиться определённых результатов в большинстве общих случаев.
Вам следует понимать, что общее направление лишь задаёт рамки воздействия на личность. а меры воздействия должны быть индивидуальны в каждом отдельном случае. Если ситуация запущена, понадобится профессиональная помощь и этот факт не следует отрицать. Именно поэтому обратите пристальное внимание к поведению подростка. В абсолютном большинстве случаев, обычных субкультурных особенностей поведения без ярко выраженного негативного фактора, данных рекомендаций будет вполне достаточно.
all4kinder.ru
Трудные подростки…Любой родитель не хочет, чтобы у него были проблемы со своим ребенком, если это подросток, да еще и трудный. Но часто так бывает, что когда мы этого не хоти, а оно все равно происходит, у нас опускаются руки и мы не знаем, что делать. Трудные подростки – дети, у которых поведение отличается от общепринятого воспитания и норм. Таких детей боятся, не хотят с ними связываться, и сторонятся. А ведь это такие же дети, только немного запутавшиеся, и которые не нашли поддержки от взрослых и просто адаптировались под обстоятельства.
Как избежать?
Избежать проблем с подростком можно с помощью кропотливого труда и воспитания, на протяжении всех лет ребенка, начиная от рождения. Конечно, многие родители начинают спохватываться, тогда когда уже поздно, но можно сориентироваться и правильно выйти из данной ситуации. Самое главное это всегда суметь поддержать своего подростка, показать ему свое понимание, заботу, и дать понять, что при любых ситуациях вы его любите.
Все эти действия необходимо очень тонко вводить в жизнь подростка, так как можно наоборот оттолкнуть от себя, ведь они очень недоверчивы.
Советы по воспитанию
• Не часто запрещайте что-либо вашему подростку, больше обсуждайте и говорите на какие-то темы. Ведь ему нужен индивидуальный подход и понимание.
• Покажите ребенку и предложите заняться, например, каким-то видом спорта, или привлечь в какое-то совместное дело. Но помните, все нужно держать под контролем!
• Не нужно сразу требовать идеального поведения и выполнения каких-либо условий. Все должно вводиться постепенно и не сразу. Обязательно приободряйте и хвалите при малейшем сдвиге в поведении.
• Найдите в своем ребенке сильные качества и черты характера, и постоянно ему о них говорите, призывайте его к гордости за самого себя, и повышайте ему самооценку.
• Будьте добры и тверды одновременно. Не давайте понять, что вы мягки к нему. Так как это может вызвать бесконтрольность .
• Помогите ему испытать успех, где-то победить, и тогда он почувствует свой рост и самоусовершенствование, которое ему даст огромный толчок для достижения других высот. Поощряйте это!
Родители должны знать особенности своих детей, для того чтобы в будущем можно было легко найти пусть к исправлению. И помните, у подростка в первую очередь выступает стремление к самостоятельности и самоутверждению!
www.obsheedelo.com
Рекомендации для родителей по воспитанию трудных подростков
Переходный возраст начинается с 12-13 лет и заканчивается примерно к 18 годам. Но это средние цифры, у каждого подростка переходный возраст проходит по-разному. Что же он собой представляет и почему его наступления так боятся родители? Все дело в том, что многим придется столкнуться с проблемой воспитания трудных подростков.
Не так давно ваш ребенок был спокойным и послушным, вам завидовали все знакомые. Они хвалили вашего отпрыска за его поведение, учебу и безобидные увлечения, типа собирания почтовых марок. В общем, у вас был не ребенок, а настоящий подарок. Но пришло время, и вы перестали узнавать в этом, ставшим непослушным, подростке ваше дитя. Уроки давно заброшены, комната завалена всяким хламом. Что произошло? Ваш ребенок начал взрослеть. Он еще не взрослый, но уже и не маленький. Теперь он много размышляет о своем месте в семье и обществе. И требует признания, как со стороны сверстников, так и со стороны родителей. Как же пережить переходный возраст? Каких рекомендаций для родителей по воспитанию трудных подростков следует придерживаться?
Первое и главное правило – запаситесь терпением. Только тогда вы сможете преодолеть этот тяжелый период без серьезных последствий. Подросток будет грубить вам и не слушаться, но это не повод, чтобы отвечать ему тем же. Конечно, откровенное хамство допускать нельзя, но сын или дочь должены почувствовать, что вы цените и уважаете их. Хамство и грубость в ваш адрес появляются не просто так, это реакция подростка на ваше слова или поведение. Если вы постоянно критикуете или учите его, он не будет слушать, он просто нагрубит и уйдет. Проанализируйте свое поведение, возможно, что и вы в чем-то неправы.
Ваша любовь – главный союзник в воспитании трудного подростка. Помните, без любви и уважении ничего не получится. Если вы будете срываться на ребенке, унижать его достоинство, а то и наказывать физически, то он затаит в душе обиду на вас. Не критикуйте подростка, не смейтесь над ним, примите его таким, какой он есть.
Второе правило – примите увлечения подростка такими, какие они есть. Как выглядит комната подростка 15-ти лет? Все кругом валяется, постель не заправлена, на стене, вместо карты мира, висят плакаты рок-групп. Короче говоря, все верх дном. А почему? Полдня сидел за компьютером. Конечно, просить ребенка делать вовремя уроки и навести порядок в своей комнате необходимо, иначе он вырастит несобранным и неряхой, но делать это нужно спокойно. Скандалить из-за этого не стоит.
Нравственное воспитание трудных подростков – дело сложное. Что интересует детей в переходном возрасте? Музыка, фильмы, компьютер, тусовки. Вам важно принять его интересы. Главное здесь, чтобы его увлечения не угрожали жизни и здоровью его самого и окружающих. Не говорите ему, что он сумасшедший, если он слушает группу Ленинград или Красная плесень. Не критикуйте. Пройдет время, и он сам перестанет слушать этих исполнителей. А вот если вы будете запрещать ему это делать, то он взбунтуется. Запретный плод всегда сладок. Дома, он может и не будет слушать эту музыку, а вот во дворе с друзьями будет, как говорится, отрываться по полной программе.
С трудным подростком нужно больше общаться, интересоваться его жизнью. Не отдаляйтесь от него. Как жаль, что к 15-ти годам, между родителями и детьми остается очень мало общего. Они живут разной жизнью. Задумайтесь об этом, ведь ошибки, допущенные при воспитании подростков, уже никогда не исправить.
Какие советы по воспитанию трудных подростков можно еще дать? Как вести себя родителям в столь трудный период? Как мы уже говорили, запаситесь любовью и терпением. С уважением относитесь к своему ребенку, ведь именно этого он ждет от вас. Вы должны создать дома такую атмосферу, чтобы ребенок не хотел пропадать на улице. Если дома его критикуют, не уважают и не любят, он будет искать недостающее во дворе, в компании друзей. Подросток должен видеть в родителях самых верных и надежных друзей. Здесь важно найти занятие, которое будет объединять вас. Главное, не будьте навязчивы с подростком, это может вызвать его отчуждение.
Чаще хвалите и поощряйте своего ребенка за хорошие поступки, не скупитесь на похвалу. Любите и уважайте его. И тогда переходный период пройдет у вас в семье безболезненно.
Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, у других – позже, но все вынуждены пройти данное испытание.
В это время следует быть особенно внимательными к взрослеющему человеку и к выбору методов его воспитания.
Сегодня мы познакомим вас с советами, которые профессор Валентина Зайцева дает родителям подростков. Причем многие из этих советов применимы и к детям дошкольного или младшего школьного возраста, пока еще не поздно воспитывать ребенка, закладывая крепкую основу здоровых отношений между родителями и детьми.
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают.
В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему.
И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, и не бояться насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным.
Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить.
Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.
Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.
Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».
Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! Как в этот краткий промежуток вместить разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела?
Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет?
Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.
А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.
Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).
Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.
Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.
9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
dribin.schools.by
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа