Значение слова «эмоция». Что значит эмоция


Значение слова «эмоция»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

how-to-all.com

Эмоции что это? Значение слова Эмоции

Значение слова Эмоции по Ефремовой:

Эмоции — Внешнее проявление чувств.

Эмоции в Энциклопедическом словаре:

Эмоции — (франц. emotion — волнение — от лат. emoveo — потрясаю, волную),реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешнихраздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающиевсе виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением(положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции)различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции,возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычноназываются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Значение слова Эмоции по Психологическому словарю:

Эмоции — Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его акт

Определение слова «Эмоции» по БСЭ:

Эмоции (франц. йmotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную)субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. — т. н. эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на два полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают способность вызывать их (формируются предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые Аффекты — особый вид Э., отличающихся большой силой, бурным протеканием, выраженными вегетативными симптомами (например, страх, ярость). Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и«навязывает» определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций (например, бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях. Т. о., посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (например, избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Уровень необходимой для этих действий энергетической мобилизации (активации) организма обеспечивается специальными физиологическими процессами, возникающими при определенном эмоциональном состоянии. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, Э. способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.Чрезвычайное разнообразие ситуативных Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами, потребностями субъекта и деятельностью по их удовлетворению. Высший продукт развития Э. человека — Чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.). они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации.Личности свойственна иерархическая система чувств. содержание доминирующих чувств определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. (например, чувством любви обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его врагам, огорчение из-за его неудач, ревность). События, влияющие на жизнеощущения человека, могут вызывать более длительные изменения общего эмоционального фона — т. н. настроения (причиной настроения могут быть и патологические процессы в организме). Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э. различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в этиологии и синдромах также и др. психических заболеваний.Э. возникают на основе физиологических процессов, происходящих в мозге и организме в целом, как результат интегрированных корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В реализации Э. участвуют структуры мозга различных уровней, включая новую кору, лимбическую систему (гиппокамп, миндалина, Гипоталамус). Т. о., лимбические структуры во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют центральный нервный субстрат Э. Субъективное ощущение возникает как следствие возбуждения этой системы. Любые повреждения мозга, изменяющие интеграцию возбуждения, приводят к нарушению эмоциональной реактивности и прежде всего способности человека и животных адекватно оценивать результаты совершенной деятельности. Э., как одно из средств передачи информации о состоянии индивида, имеют характерное внешнее выражение: двигательные и звуковые реакции, мимика, изменение дыхания, деятельности желудка, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции, сердца, просвета кровеносных сосудов и т. д. (см. Выразительные движения).Одни реакции, например движение, дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, а другие (кровяное давление, сердцебиение) в обычных условиях произвольно не контролируются. В т. н. конфликтных ситуациях Э. животных и человека могут перейти в эмоциональные стрессы, при которых эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться на периферические процессы (особенно на непроизвольные). Это может привести к изменению функций различных внутренних органов и развитию неврозов, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, экземы и т. д. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологических) особенностей (см. Типы нервной системы), решающее значение в формировании Э. принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир Э., отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953. Павлов И. П., Полное собрание сочинений, 2 изд., т. 3, кн. 2, М. — Л., 1951. Анохин П. К., Психическая форма отражения действительности, в кн.: Ленинская теория сражения и современность, София, 1969. Симонов П. В., Теория отражения и психофизиология эмоций, М., 1970. Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971. Дерябин В. С., Чувства, влечения, эмоции, Л., 1974. Joung P. Т., Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 1973. Emotions, ed. L. Levi, N. Y., 1975.А. Н. Леонтьев, К. В. Судаков.

Расскажите вашим друзьям что такое - Эмоции. Поделитесь этим на своей странице.

xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Эмоция — экономическая этимология

Emotion

Эмоция - душевное переживание, душевное волнение, возбуждение, нарушение душевного равновесия.

В русском языке слово известно с конца 19 века. Заимствовано во французском языке. Французское слово emotion от emouvoir – волновать, возбуждать, трогать.

Английское слово emotion еще в 16 веке обозначало физическое движение, возбуждение, что отражало его истоки. Латинское слово emovere перемещать, съезжать, сваливать от e- направленность извне + movere двигаться. В конце 17 века слово приобретает значение сильного чувства, в начале 19 века – значение любого чувства.

Проблематика эмоции привлекает внимание и становится необычайно актуальной после публикации в 2009 году книги Dominique Moisi "The Geopolitics of Emotion". Эта книга находится в одном ряду с известной книгой Samuel Huntington "The Clash of Civilizations" (1993). Хантингтон доказывает, что смена эпох – это смена источников конфликтов. Если в эпоху холодной войны и противостояния США и СССР такими источниками были экономические и идеологические факторы, то после ее завершения – культурные. Мойси критически оценивает этот вывод и показывает, что новым источником конфликтов в современной геополитике становится "столкновение эмоций". У конфликтов появляется эмоциональное измерение

Базовые составляющие эмоции – страх, надежда, унижение. Эмоциональное состояние населения, доминирующая составляющая эмоций меняется. Эмоции по своей природе цикличны. В краткосрочном периоде они зависят даже от результатов международных спортивных соревнований. Длительность цикла эмоций зависит от культуры, от внутриполитических событий, от позиций страны в мировой экономики, от динамики уровня жизни.

Геополитическое и экономическое картографирование эмоций показывает, что в начале 21 века регион, где доминирует надежда – Азия. В Азии избыток надежды. Китай и Индия – две империи надежды. В тоже время на Западе, то есть по обе стороны Атлантики ощущается дефицит надежды, в мироощущении людей нарастают кристаллы страха, связанные с кризисом идентичности, точно выраженном в термине "Евробия" - от английского Eurobia – Europe + Arabia.

Эмоции имеют значение, потому что они воздействуют на позиции людей, взаимосвязи между культурами, поведение государств. Эмоции невозможно игнорировать ни на одном уровне отношений, даже экономическом, где действуют объективные факторы, хотя эмоции по своей сути субъективны, если не иррациональны. Почему так? Потому что, на наш взгляд, в ставке дисконтирования дисконт, которая связывает прошлое, настоящее и будущее, присутствует ожидания. Это - субъективная составляющая. От ее величины и знака зависит ставка дисконтирования. Если ставка дисконтирования положительная – наши эмоции определяет надежда, отрицательная – страх, если ожидается падение уже отрицательной ставки – унижение. Эмоции отражают степень уверенности человека и общества в целом в себе. Категория: Связанные понятия: Дефицит, Идентичность, Конфликт, Культура, Мироощущение, Цикл Conflict, Culture, Cycle, Deficit, Identity, Mentality,

© Фокин Н. И.

dictionary-economics.ru

эмоция — Викисловарь

В Википедии есть страница «эмоция».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. эмо́ция эмо́ции
Р. эмо́ции эмо́ций
Д. эмо́ции эмо́циям
В. эмо́цию эмо́ции
Тв. эмо́циейэмо́циею эмо́циями
Пр. эмо́ции эмо́циях

э·мо́-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -эмоциj-; окончание: -я.|

Произношение

ru.wiktionary.org

Рижский стиль | Что значит – «управлять эмоциями»?

Всем приходилось слышать выражение - надо управлять своими эмоциями, надо «держать себя в руках» и не демонстрировать все, что копится внутри. Но это ли есть «управление эмоциями»?

 

   Нет на нашей планете живых существ без эмоций. Эмоции поддерживают интерес к жизни, они естественны и подлинны. Поэтому, когда человек пытается скрыть свои эмоции, он не является искренним. А окружающие подсознательно это чувствуют, и соответственно реагируют - например, не доверяют, боятся, сторонятся такого человека. А вот маленькие дети, которые еще не умеют скрывать свои истинные желания, выражают любые свои эмоции так, как чувствуют, то есть проявляют их вовне. Но по мере взросления их стараются «отучить» от этого, что на самом деле ведет к различным психологическим и психосоматическим проблемам, к внутриличностным конфликтам (например, «хочу сказать, что боюсь - но молчу, потому что могут наказать», «мне так обидно, что сейчас заплачу - но не позволяю себе, потому что поднимут на смех» и т.д., и т.п.).

   Кстати, одной из главных причин трепетного отношения людей к нашим «меньшим братьям» является именно то, что животные не скрывают своих настоящих эмоций. А люди нуждаются в этой искренности и непосредственности, которой им так часто не хватает в общении между собой. Недаром, порой можно услышать - «моя собака - мой единственный друг»!

   Так как же правильно уживаться со своими эмоциями и при этом «не причинять вреда»  окружающим своим плохим настроением, раздражением или, наоборот, излишней восторженностью?

   Во-первых, надо осознавать, для чего нам  нужны эмоции? А даны они для того, чтобы понять, что происходит в нашей душе. Посредством эмоций и чувств с нами разговаривает наш внутренний мир. Эмоции - это послание души. Вот почему языком эмоций выражается то, чего на самом деле желает человек. Понимать смысл своих эмоций - значит, понимать сообщения подсознания. Следовательно, если велено подавлять какие-то эмоции, то это в корне неверно! Любая эмоция - это сигнал: остановись, подумай, пойми: почему появилась именно эта эмоция, почему именно сейчас, что она означает? Тогда можно в дальнейшем конструктивно и осознанно выражать свои эмоции и чувства. Ведь, когда человек проявляет свои чувства, другие люди смогут его лучше понять.  

   На самом деле, главное, чего все мы хотим - чтобы нас понимали! Отсюда вывод - хочешь быть понятым - не скрывай свои чувства! Только надо уметь их выражать так, чтобы это было адекватно истолковано (а вот этому надо и можно учиться, например, в ходе специальных развивающих программ).

   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что нет «хороших» и «плохих» эмоций. Владеть ими - не значит, сдерживать себя. Наоборот, подавленные эмоции застревают в теле, и в конечном результате создают мышечный панцирь, что ведет к психосоматике - болезненным проявлениям в теле, причиной которых являются не выраженные эмоции и чувства. Этот процесс начинается с реакции на те или иные внешние обстоятельства, ситуации, на которые человек не может дать тот ответ, который хочет (например, выйти из кабинета начальника, позволяющего себе кричать на подчиненного, хлопнув дверью). Раз не произошло естественной разрядки, в голове начинают мелькать мысли из-за «праведного гнева» и эмоции «бурлят» внутри. Мозг начинает перерабатывать эту информацию и посылает сигналы всем системам организма о «боевой готовности» - ведь он понимает это так, что мысли и эмоции сообщают о какой-то «опасности» для организма! Значит, надо мобилизоваться и напрячься  изо всех сил для противостояния угрозе. Но далее ничего не происходит, и напряжения остаются в теле. И тут начинается обратный процесс. Раз мышцы все еще напряжены, значит, угроза не миновала - такой сигнал получает мозг и опять генерирует соответствующую эмоцию (страха, например), которая опять вызывает напряжения. То есть, человек попадает в замкнутый круг. Чтобы вырваться из него, энергию эмоций надо выразить. Ведь на самом деле эмоции побуждают к действию (радость - раскрытие, грусть - скованность, закрытие и т.д.) - к физическому движению. Но раз движения не происходит, энергия (по закону сохранения, который действует на всех уровнях нашего мира) должна куда-то направиться, вот она и аккумулируется внутри тела. Раз нет выражения, то нет и разрядки, а значит, нет ни собственного удовлетворения, ни понимания со стороны. Проживать эмоции и выражать их - разные понятия. Проживая их только внутри, человек оказывает себе «медвежью услугу». Владеть эмоциями - значит, распознавать их природу и смысл их появления (отчего и зачем они появились) и соответственно этому реагировать.

   Но как же этого достичь в обычной жизни, когда эмоции «захлестывают»? Этому тоже надо учиться. Надо растождествляться со своими эмоциями - тогда ими можно управлять. Это значит, что не «Я - целиком одна сплошная эмоция». А «Я» - хозяин этих эмоций и  смотрю на них как бы со стороны. Мое внутреннее «Я» при этом остается спокойным и нейтральным. Вот именно тогда я могу своими эмоциями управлять. И в этом смысле достигается внутренняя свобода. Раз эмоции воспринимаются как то, к чему «Я» относится как к внешнему по отношению к себе, то на них можно воздействовать, регулировать, направлять, преобразовывать сначала неосознанно, а потом и сознательно.

Сначала это происходит на уровне инстинктов, затем поднимается на уровень осознавания, понимания и использования для выражения себя и адекватного общения с другими людьми.

   Но договориться со своими эмоциях на практике бывает трудно. Тогда можно попробовать договориться о действиях - то есть, экспрессии, которая является телесным проявлением бессознательного, а значит тоже подлинного в человеке. Через экспрессию высвечиваются неизвестные нам внутренние аспекты нашей личности, обнаруживается новая информация о нас самих и достигается новый уровень осознания себя и своей жизни. Экспрессия взаимосвязана с психическим и физическим уровнями посредством «говорящих» эмоции, например: «я закрываю глаза на проблему», «что ты на меня наезжаешь», «эта информация на меня давит», «что-то меня в нем зацепило» и т.д.

Энергию эмоций и чувств можно направить, высвободить и преобразовать посредством экспрессии в различных формах  - от любых видов искусства до спонтанного движения, воображения, медитации.

   Таким образом, можно сказать, что осознавая свои телесные ощущения, человек может находиться в полном контакте и со своими чувствами. Раз чувство может вызвать действие, то возможен и обратный процесс - действием вызвать требуемое чувство! Это схема инверсии: мышцы - мозг - эмоции. Так можно прорабатывать, учиться осознавать и выражать себя через тело. Это ведет к мышечному освобождению, раскрепощению, снятию блоков, к творческой самореализации.

 

Татьяна Тэйе

 

 

www.rilsoa.lv

Что такое эмоция

Вопрос что такое эмоция по сути своей весьма странный! Так как, эмоция — это наслаждение, радость, бесстрашие, уверенность, отвращение, горе, страх, ненависть, это «переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе» Благодаря эмоциям человек стремится ко всему, что полезно для него, что способно доставить радость и удовлетворение, и, напротив, избегает воздействий вредных и опасных. Но для этого надо прежде всего знать, что именно полезно, а что вредно. Если человек не знает, с чем имеет дело, он не способен испытать ни радости, ни страха, ни огорчения.

В мае 1964 г. в газетах был описан характерный случай. Трое ребятишек играли на рельсах железнодорояшого полотна. Когда из-за поворота показался поезд, двое ребят постарше бросились прочь. А третий, самый маленький, уселся на рельс и приветливо махал паровозу рукой. Только величайшее самообладание и отвага позволили машинисту выхватить ребенка буквально из-под колес движущегося поезда...

Но если человек или животное знают, что может оказаться для них полезным, а что — опасным, им остается совершить соответствующие целесообразные действия: приблизиться, овладеть, спрятаться, убежать, защититься. Зачем же тогда эмоция? Кому нужны эти прославленные учеными и поэтами «могучие чувства»? Почему они вообще возникли в процессе эволюционного развития? Мы оказались в логическом тупике: неведение делает невозможным возникновение чувств, а знание делает их ненужными.

Человеку поручено следить за давлением пара в котле. Вот стрелка манометра приблизилась к красной черте. Кочегар уменьшил подачу топлива, «стравил» часть пара через запасной клапан, и стрелка манометра вернулась на свое место. У кочегара, несомненно, возникла потребность в достижении цели. Ведь мог произойти взрыв, грозивший гибелью и ему самому, и всем окружающим. Он своевременно совершил действия, направленные на устранение возникшей угрозы. Однако при этом человек практически не испытал тревоги, страха, торжества или удовлетворения. Во всяком случае, регистрация тех объективных показателей, по которым физиолог имеет возможность судить об эмоциях (частота дыхания, пульса, кровяное давление, колебания электрических потенциалов кожи и т. д.), в подобных случаях свидетельствует об отсутствии эмоционального напряжения. Сформированный навык, как правило, реализуется почти без участия эмоций. Более того, возникновение эмоции способно только нарушить действия и затруднить достижение цели. Хладнокровие монтажника-верхолаза, циркового акробата, артиллериста-наводчика, хирурга, летчика — необходимое условие их успешной деятельности в обстановке, когда потенциальная опасность, которой человек подвергает себя или другого человека, остается.

Отрицательное влияние сильных эмоций на поведение обнаруживается и в опытах на животных. Крыс обучали находить выход из лабиринта, а потом постепенно убирали часть перегородок. Оказалось, что при пищевом поощрении крысы начинали искать более короткий путь, а при сильном болевом наказании они стереотипно повторяли однажды выработанный навык (Е. Л. Щелкунов, 1960). Хорошо известно, что стадо животных, охваченное паникой, нередко мчится навстречу верной гибели — в пропасть или полынью.

И все же существование эмоций — непреложный факт. Трудно допустить, чтобы их наличие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведении живых существ гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд. Внесению ясности в этот действительно трудный и спорный вопрос немало мешает существующая терминологическая неразбериха. Многие авторы склонны отождествлять эмоции с разнообразными потребностями живых организмов. Менее всего повезло термину «мотивация» (влечение, побуждение, желание).

Этот термин совершенно произвольно употребляется то как синоним потребности, то как слово, почти совпадающее с понятием «эмоция». Особенно запутана эта проблема в физиологии, хотя, казалось бы, именно физиологи должны строго и последовательно классифицировать изучаемые явления. С точки зрения некоторых физиологов, «эмоция», «инстинкт», «безусловный (врожденный) рефлекс» — практически совпадающие понятия. Все ясно и просто: пищевой рефлекс — пищевая эмоция, голод. Оборонительный рефлекс — оборонительная эмоция, агрессия, страх, ярость. Половой рефлекс — половое влечение. Еще проще обстоит дело с классификацией положительных и отрицательных эмоций. Возникла потребность — значит налицо отрицательная эмоция, в то время как удовлетворение потребности сопровождается положительным эмоциональным переживанием.

К сожалению, эта схема далека от действительности и крайне непродуктивна в теоретическом отношении.

Врожденные, или безусловные, рефлексы (их сложные формы иногда называют инстинктами) — это устойчивые типы биологически целесообразного поведения, сформировавшиеся в процессе филогенеза. Как и в случае с условно-рефлекторными, выработанными навыками, остается неясным: почему эти типы достаточно жестко запрограммированных действий требуют еще некоторой «эмоциональной прибавки». Нельзя же всерьез считать двигательные компоненты врожденного реагирования собственно безусловным рефлексом, а его вегетативые компоненты (изменения деятельности внутренних органов) — эмоцией. Мы говорим об этом потому, что нередко биологическое значение эмоций сводят к вегетативному обеспечению мышечной деятельности кислородом, питательными веществами, гормонами и т. д. В сфере вегетативных реакций физиологу важно различать те сдвиги кровообращения, дыхания, внутренней секреции, которые направлены на энергетическое обеспечение движений и потому неизменно сопутствуют двигательной активности, от вегетативных реакций собственно эмоциональной природы.

Безусловный рефлекс — целостный приспособительный акт, обязательными компонентами которого являются органическая потребность живой системы (в пище, воде, температурных условиях и т. д.) и действия по ее удовлетворению (приближение, овладение, избегание). Вовлечение механизмов эмоции представляет фрагмент, составную часть безус ловпорефлекторного акта и не может быть сопоставлено с безусловным рефлексом в целом.

Несостоятельность попыток отождествить понятие эмоции с потребностью или безусловным рефлексом обнаруживается особенно отчетливо в том несомненном факте, что одна и та же потребность способна вызвать самые различные эмоции. Возьмем человека, испытывающего жажду — острую погребпость в восстановлении водосолевого обмена. Он может прийти в отчаяние, обнаружив, что бак для пресной воды дал течь и оказался пустым. Сообщение о том, что недалеко паходится колодец, вызывает у томимого жаждой путника величайшую радость, а попытки не подпустить его к колодцу — гнев. Эти примеры показывают, что так называемых эмоций голода, жажды, полового влечения просто-напросто не существует. Существует потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении, температурном комфорте, устранении болевого воздействия. В разных условиях, о которых мы будем говорить специально, эти потребности порождают разнообразные эмоции, имеющие огромное приспособительное значение.

С развиваемой точки зрения не существует и эмоции любви в ее человеческом смысле. Любовь — это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрением данного общества. В зависимости от обстоятельств любовь порождает эмоции радости, восторга, благодарности, обиды, печали, негодования. Но любовь неправомерно относить к разряду эмоций.

О наличии или отсутствии эмоции мы не можем судить по многим объективным показателям, которые обычно используются при изучении безусловных и условных рефлексов. Классический индикатор врожденных и условных пищевых рефлексов — секреция слюны — свидетельствует только о наличии пищевой потребности, так как мы уже выяснили, что «пищевой эмоции» в природе нет. Пищевое слюноотделение — скорее косвенный показатель эмоций, связанных с другими потребностями, например с половым влечением или защитой от вредных воздействий. Возникновение этих эмоциональных состояний, как правило, сопровождается торможением пищевого слюноотделения.

Если собака в ответ на условный сигнал поднимает лапу и тем самым избавляет себя от удара электрического тока, ее движение свидетельствует о наличии условного оборонительного рефлекса. Что касается эмоции, то, судя по изменениям сердечного ритма и дыхания, при упроченной реакции эмоционального напряжения может практически не быть.

Услышав звонок, хорошо натренированная собака «спокойно и уверенно» избавляет себя от боли. Другая собака совершает то же самое движение с характерными признаками страха (скулит, мочится, повисает на лямках). Третья приходит в ярость — рычит, грызет станок, готова укусить экспериментатора, но тем не менее исправно выключает ток.

Каждое из трех эмоциональных состояний может отразиться на оборонительном движении, сделать его более быстрым или медленным, точным или беспорядочным, но не более. Действие — всегда результат опыта, знаний, независимо от того, идет ли речь о генетическом безусловнорефлекторном опыте сотен поколений или об индивидуальном условнорефлекторном опыте данного живого существа.

Наглядным примером относительной самостоятельности поведения и эмоций может служить театральное действие, особенно если мы имеем дело с так называемым искусством представления. Большой мастер сцены способен поразительно верно и подробно воспроизвести поведение человека, охваченного гневом, ревностью, страхом или восторгом, не переживая соответствующих эмоций или переживая их в какой-то минимальной, рудиментарной степени. Наконец, психопатология знает множество случаев болезненного безразличия («эмоциональной тупости»), т. е. избирательного подавления высших эмоциональных центров наряду с сохранением достаточно сложного и целенаправленного поведения.

Таким образом, будучи тесно связаны с приспособительным поведением, эмоции не совпадают с ним. Всякая попытка выяснить значение эмоций и что такое эмоции должна ориентироваться на раскрытие природы тех отношений, которые существуют между эмоциями и целенаправленной двигательной активностью живых систем. Эмоция возникает где-то между потребностью и действиями для ее удовлетворения. Если мы ответим на вопрос: почему потребность не может прямо перейти в целенаправленное действие, а затем — в удовлетворение потребности, точнее, почему этот, минующий эмоцию ход событий наблюдается не всегда, мы определим роль эмоций в приспособительпом поведении животных и человека. Для этого необходимо рассмотреть вопрос о потребностях и действиях, способных привести к их удовлетворению.

psyera.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа