Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека. Эмоции и чувства человека виды эмоций высшие чувства


Высшие эмоции и чувства

Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства (от греч. prwxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства, основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – "нравственный закон внутри нас". Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания – super эго.

Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль. Безотчетно, под воздействием эмоций совершая те или иные поступки, человек может впоследствии искренне сожалеть о них и глубоко раскаиваться. Нередко он бывает жертвой эмоционального заражения и внушения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается преходящими благами. Чувства этих людей отличаются большей глубиной и устойчивостью.

Поведение человека определяется его желаниями, устремлениями и опытом реализации потребностей. Многие желания и влечения индивида, встречаясь с суровой реальностью, остаются нереализованными – они, по концепции психоаналитиков, вытесняются в подсознание и через него влияют на спонтанное поведение человека. Не достигнув компромисса с реальностью, вытесненные в подсознание желания и влечения образуют в психике человека параллельный мир, чуждый и даже враждебный внешнему миру, жаждущий самореализации. В крайнем проявлении эта коллизия параллельных миров формирует закомплексованность личности, ее повышенную аффективную реактивность на отдельные проявления действительности. В этих случаях чувства берут верх над разумом. Более того, сам разум оказывается приспособлен к обслуживанию указанной закомплексованности.

Значительная часть механизмов индивидуальной саморегуляции оказывается скрытой не только от внешнего наблюдения, но и от самого субъекта. И каждая личность, будучи обусловленной своим первичным опытом, испытывает постоянное эмоциональное напряжение во взаимодействии с реальной окружающей средой. Мощные психофизиологические резервы, не находя должного выхода, создают внутреннюю напряженность индивида. При недостаточной социализированноcти он легко устремляется в различные субкультурные и маргинальные (крайне асоциальные) сферы, высвобождая ранее заторможенные чувства.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга – это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести -– это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthétikós – чувствующий) – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением действительности в категориально-оценочном плане. Прекрасно, по определению Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться, этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. kάtharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – это устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны – они образуют эмоциональную сферу личности.

psyera.ru

5. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний.

Эмоции – особый класс психических явлений связанной с инстинктивными потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимых явлений и ситуаций.

Функции эмоций:

    1. Сигнальная – переживания возникают и изменяются связи с происходящими изменениями в окружающей среде.

    2. Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодалевать препятствия и становятся мотивами деятельности человека.

    3. Коммуникативная – с помощью эмоций человек выражает свое отношение к другим людям и к действительности.

    4. Когнитивная – эмоции дают нам знание об окружающем мире.

Чувства – это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с потребностями человека и мотивами.

Отличие чувств от эмоций:

  1. Чувства отражают в воспринимаемой действительности объекты имеющие для человека стабильное значение.

  2. Чувства в отличие от эмоций относительно устойчивы и имеют ярко выраженный предметный характер.

  3. Чувство может быть выражено совокупностью различных эмоций.

Классификация эмоций и чувств:

1.по знаку:

-положительные

-отрицательные

2. по влиянию на деятельность:

-стенические (повышают активность организма)

-астенические (понижают активность организма)

3. в зависимости от потребностей:

-нисшие (органические потребности)

-высшие (социальные потребности)

4. по силе и длительности:

-Аффект – очень сильное, но не продолжительное эмоциональное состояние

-Страсть – сильное стойкое эмоциональное состояние, но не продолжительное

-Чувство – не очень сильное, не продолжительное эмоциональное состояние

-Эмоция – относительно устойчивое не сильное и не продолжительное эмоциональное состояние

-Настроение - слабое эмоциональное состояние, это эмоциональный фон деятельности, которое сохраняется некоторое время.

5.классификация фундаментальных эмоций Карла Изорда:

- Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить потребность, вероятность чего до этого времени была не велика.

- Удивление – не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, это эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

- Страдание – отрицательное эмоциональное состояние связанное с получением информации о невозможности удовлетворения важных потребностей, которая до этого времени представлялась более или менее вероятным.

- Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, которое протекает в форме аффекта и вызывается внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения потребностей.

- Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние вызываемое объектами соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными, этическими принципами.

- Презрение – отрицательное эмоциональное состояние которое возникает в межличностном общении из-за рассогласованности жизненных ценностей субъекта с жизненными ценностями объекта чувств.

- Страх – отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении информации о возможной угрозе благополучию.

- Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и поведения не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.

6.Классификация Рубенштейна три уровня эмоций:

- уровень органической аффективно эмоциональный чувств??? связанный с физиологическими потребностями

- уровень предметных чувств, опредмеченность чувств выраженное в том, что они деференцируются в зависимости от воспринимаемой сферы

- мировоззренческие чувства, обобщенные чувства такие как: чувство юмора, прекрасного, иронии и т. д.

7. Классификация чувств:

- Моральные – отражают переживания отношения к другим людям и к обществу.

- Интеллектуальные – связанны с познавательной деятельностью человека.

- Эстетические – чувства красоты, проявляются при восприятии природы или произведения искусства.

- Практические – связанные с деятельностью человека.

studfiles.net

Виды эмоций и чувств Высшие чувства

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях. Характер пережил колебаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, которые способствуют или не способствуют их удовлетворениюню.

. Рис 285. Виды эмоций

. Случается, что человек одновременно переживает противоположные эмоции и чувства. Такое явление наука назвала амбивалентностью эмоций и чувств

. Положительные эмоции-реакция психики на довольную потребность: радость, наслаждение, удовольствие и т.

. Негативные - следствие неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потребности: печаль, гнев, страх и т.д.

В нейтральных эмоциях нет непосредственной связи между степенью удовлетворения потребности и реакцией психики: интерес, удивление

стенични эмоции - те, которые усиливают активность, оживляют человека, побуждают его к деятельности: радость, гнев и т.д.

. Астенические - угнетающие человека, ослабляют его активность, демобилизуют: печаль, горе

зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния отношение к ситуации и объектов, вызывающих переживания, чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают долговременными или ко ороткочаснимы и называются увлечениями и страстям.

В аффективной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение переживания человеком своего отношения к явлениям социальной действительности

. Захват

- меньшая сила и продолжительность чувства

. Страсть

- большая сила и продолжительность чувства

. Рис 286. Виды высших чувств

Уровень духовного развития человека оценивают по тем, в какой степени ей присущи эти чувства. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только лич стим переживанием, но и средством воспитательного воздействия на окружающиеих.

. Нравственные чувства - это чувство, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, людей, самого себя, их источником является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественно важной цели

Моральные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения и стали важным средством оценки поступков и поведения, регулирования взаимоотношений личности

. Эстетические чувства - это чувство красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм

Гармоничное сочетание предметов, целого и частей, ритм, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, глубоко переживаются и является вдохновением для души, в свою очередь вдохновляет людей на а создание произведений искусств.

Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они удерживают личность от совершения негативных поступков, наполняют ее высокими стремлениями. Итак, эстетические чувства являются существенными факторами форм мирования нравственноститі.

Высшие уровни развития эстетического чувства оказываются в чувствах прекрасного, безобразного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и является важным средством их формированияя.

. Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании

Эти чувства оказываются в любознательности, чутье нового, удивлении, уверенности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляют познавательные интересы, любовь к знаниям, учебные и научные предпочтения

. Уровни развития интеллектуальных чувств: любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью

зависимости от условий жизни, обучения и воспитания личности интеллектуальные чувства имеют разные уровни развития

Механизмом познавательных чувств есть врожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание целиком зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности и условий жизни личности

. Праксични чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности

Человек реагирует на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в восторге, удовлетворении деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или неудовлетворении, в безразличном ста авленни к неї.

Праксични чувства возникают в деятельности. Эти чувства развиваются или угасают зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся постоянными тогда, когда деятельность е идповидае интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности оказываются элементы творчества. Праксични чувства становятся богаче, если сочетаются с моральными чувствомями.

uchebnikirus.com

Эмоции и чувства кратко

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Психология и педагогика кратко. Лекции » - Эмоции и чувства кратко

    - Эмоции и чувства кратко
    Эмоции — это более широкое понятие; чувства же представляют собой один из видов эмоциональных переживаний. Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции тесно связаны с потребностями и являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Физиологические основы: ведущую роль в протекании эмоций играет кора больших полушарий, подкорковые отделы, ретикулярная формация и вторая сигнальная система. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Аффектами называют сильные, бурно протекающие и относительно кратковременные эмоциональные вспышки, характеризующиеся значительными изменениями сознания и поведения человека. Примерами аффекта могут служить ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко снижается переключаемость внимания: оно концентрируется только на объектах, которые непосредственно связаны с переживанием. Изменяется память — вплоть до частичной или полной амнезии. Меняется характер протекания процессов мышления, поэтому человеку трудно предвидеть результаты своих действий. В отличие от аффектов, эмоции носят более длительный характер и представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые события. Эмоции проявляются в состояниях удовольствия / неудовольствия, напряжения/облегчения, возбуждения / успокоения. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические (активизирующие) и астенические (ведущие к пассивности). Принято выделять следующие фундаментальные эмоции: радость, страдание, гнев, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд. Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, оно может стать устойчивой чертой личности (оптимизм — пессимизм). Настроение отличается от эмоций меньшей интенсивностью, предметностью и осознанностью. Оно существенно зависит от общего состояния здоровья, в особенности от тонуса нервной системы и работы желез внутренней секреции. Высшей формой эмоциональных переживаний, свойственной только человеку, являются чувства — длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувства отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым). Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, которые можно подразделить на нравственные, эстетические и интеллектуальные. Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом (чувство долга, гуманность, патриотизм). Интеллектуальными называются чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, любопытство, любознательность). Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве. К высшим проявлениям чувств многие авторы относят страсть — сплав эмоции, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Особым эмоциональным состоянием является стресс — чрезмерно сильное или длительное психологическое напряжение, связанное с эмоциональной перегрузкой нервной системы. Эмоции изучали: К. Г. Ланге и У. Джемс, У. Кэннон и Ф. Бард, Г. Линдсей и Д. Хебб, Л. Фестингер и С. Шехтер, П. В. Симонов и др.   Лекция, реферат. - Эмоции и чувства кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Деятельность педагога-психолога. Основные принципы, приоритеты и ответственность в его работе Профессионально-этические нормы работы психолога Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных и художественных образов Внимание и память как общепсихологические категории Мышление и интеллект. Их отклонения и диагностика Потребности, мотивы, ценности Теории мотивации Внутриличностные конфликты. Фрустрация Индивид, личность, индивидуальность Понятие Я-концепции кратко- Темперамент и характер. Их диагностика- Теория установки кратко- Эмоции и чувства кратко- Структура деятельности кратко Психология активности. Поисковая и надситуативная активность кратко Задатки и способности кратко Жизненный путь и его периодизации кратко Основные этапы психического развития детей и подростков кратко Основные этапы становления психологического пола личности кратко Психологическая готовность ребенка к школе и ее диагностика Основные этапы развития человека как субъекта деятельности в представлениях отечественных психологов Психология старения. Особенности работы с пожилыми людьми кратко Социальная психология кратко Большие и малые социальные группы кратко Социализация, её стадии, факторы, агенты, средства, механизмы Индивидуальные стили деятельности и общения кратко Психология общения. Вербальные и невербальные формы коммуникаций Психология массовидных явлений Педагогическая деятельность, её мотивы, структура, стили, способности Теория и методология педагогической психологии. История ее отдельных направлений кратко Психология учебной деятельности кратко Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности Типология образовательных учреждений. Авторские школы Образование как общественное явление и педагогический процесс Воспитание как институт социализации Структура и способы управления образовательными системами кратко Теории конфликтов. Типологии конфликтов кратко Конфликты в организациях кратко Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты. Способы их разрешения кратко

     

     

referatwork.ru

Эмоции и чувства

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психи­ческих состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разру­шающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных пережи­ваний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объ­ектам, принято называть эмоциями и чувствами.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает че­ловек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Определение эмоций и чувств .

Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият­ного или неприятного процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей .

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей че­ловека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, при­чем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним вы­ражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.

Основные функции чувств и эмоций.

Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую .

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию

других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления—тончайший инструмент общения.

В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение — они являются одной из форм общения.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Условным является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

¨ Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений.

¨ Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены.

¨ Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции — продукт ее интенсивности и продолжительности).

¨ Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за “вероятности события”. Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события.

¨ Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций.

¨ Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта— мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

mirznanii.com

Высшие эмоции человека — чувства, § 3. Виды эмоций, Глава 4 Эмоциональные психические процессы. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 21. Читать онлайн

§ 3. Виды эмоций

...

Высшие эмоции человека — чувства

Чувства — эмоциональная форма отражения социально значимых явлений.

Низшие, ситуативные, эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства — базовые эмоционально-смысловые компоненты личности, они формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида.

Чувства человека иерархически организованы — у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные) чувства.

Праксические чувства (от греч. praxis — опыт, практика) — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у еловека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью, теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции — нравственный закон внутри нас. Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется через формирование его доминирующих нравственных чувств.

Регуляционная роль нравственных чувств первична — они могут подстраивать под себя и доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — это не человек, боящийся плохого поступка, а испытывающий высокое наслаждение от хорошего.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Оно коррелирует с чувством совести и чести.

Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, — это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthetes — чувствующий) — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства — один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.

Прекрасно, по определению Н. Г. Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей — правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство — образное отражение сущностных сторон действительности — рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек, по сути, занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Эстетическая реакция на произведение искусства содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis — очищение) — духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки, организует эмоциональную сферу человека.

Эстетические чувства проявляются в переживании не только прекрасного и безобразного, но и комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких- либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии — смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ ДонКихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией — смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического — возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.

Любопытство — направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.

Психология bookap

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность — устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все чувства человека взаимосвязаны — они образуют эмоциональную сферу личности.

bookap.info

Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональ­ный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, пред­ложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, кото­рые вызывают воспоминание.

Чувства не только отражают отношение человека к объек­там, но и несут некоторую информацию о них.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточ­ную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: под­бираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отража­ющими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Все многообразие чувств можно разделить (по их субъ­ективному переживанию) на 2 категории: на чувства положи­тельного порядка, связанные с удовлетворением жизненных по­требностей человека и потому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудо­вольствие. По содержанию все чувства можно классифициро­вать на простые и сложные в зависимости от того, какого уров­ня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.

Эмоции в узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рас­смотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне ста­диона, чувство любви к футболу, хоккею, теннису и спорту во­обще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представ­лены состоянием наслаждения, восхищения, которые пережи­вает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высоко­классных спортсменов. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции: возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.Стенические эмоции сти­мулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пас­сивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытываю­щего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

Интерес(как эмоция) — положительное эмоциональ­ное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость— положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить акту­альную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление— не имеющая четко выраженного положитель­ного или отрицательного знака эмоциональная реакция на вне­запно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все пред­ыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес.

Страдание— отрицательное эмоциональное состояние, свя­занное с полученной достоверной или кажущейся таковой ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жиз­ненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев— эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое вне­запным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение— отрицательное эмоциональное состояние, вы­зываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодейст­вие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое проти­воречие с идеологическими, нравственными или эстетически­ми принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мо­тивировать агрессивное поведение, где нападение мотивирует­ся гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение— отрицательное эмоциональное состояние, воз­никающее в межличностных взаимоотношениях и порождае­мое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведе­ния субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как ни­зменные, не соответствующие принятым нравственным нор­мам и эстетическим критериям.

Страх— отрицательное эмоциональное состояние, появля­ющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или вообра­жаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызывае­мой прямым блокированием важнейших потребностей, чело­век, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятност­ным прогнозом возможного неблагополучия и действует на ос­нове этого (часто недостаточно достоверного или преувеличен­ного прогноза).

Стыд— отрицательное состояние, выражающееся в осо­знании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собст­венным представлениям о подобающем поведении и внеш­нем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тре­вожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экс­таз и т.д.).

Эмоциональные переживания носят неоднозначный харак­тер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление по­лучило название амбивалентность(двойственность) чувств. Обыч­но амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценно­сти человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности). (Рогов)

 

Особую форму переживания представляют собой высшие чув­ства,в которых заключено все богатство подлинно человече­ских отношений. В зависимости от предметной сферы, к кото­рой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, пережи­ваемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справед­ливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изме­няются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей иде­ологии и т.д.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политиче­скиечувства как проявление эмоциональных отношений к раз­личным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К аморальнымможно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, воз­никающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового.Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности.

Эстетические чувствапредставляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человече­ской деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит так­же в том, что эстетическое отношение проявляется через дру­гие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. (Рогов)

 

megaobuchalka.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа