Глава 15 Искусство задержки дыхания (кумбхака). Сахита кумбхака


Сахита-кумбхака пранаяма - “Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе великий Учитель”

«На сиденье — не слишком высокое и не слишком низкое, покрытое тканью, шкурой и травой куша — пусть йогин сядет в позе лотоса. Выпрямив позвоночник, пусть почтит Ишта-дэвата (избранное божество). Затем, большим пальцем правой руки закрыв правую ноздрю, пусть медленно наполняет воздухом канал ида, делая полный вдох; затем пусть выполнит кумбхаку. Далее пусть сделает выдох через канал пингала; так же медленно, без напряжения пусть сделает полный вдох через пингалу. Выполнив задержку дыхания, пусть выдыхает медленно через канал ида. Пусть йогин отмеряет вдох, задержку и выдох. Делая вдох идой на шестнадцать секунд, следует сделать задержку дыхания на шестьдесят четыре секунды. Далее нужно выдохнуть воздух пингалой на тридцать две секунды, а затем продолжить дыхание через пингалу, как указано ранее. Пусть йогин в сосредоточенном состоянии ума четыре раза в день: утром, в обед, вечером и в полночь практикует до восьмидесяти раз эту пранаяму. Так, через три месяца упражнений нади будут очищены, если же нади очищены — в теле йогина проявляются различные благоприятные признаки». «Йога-таттва упанишада» (32 — 44)

 

Вариант 1

Сахита-кумбхака-пранаяма является наилучшей для очищения каналов. Она очищает все внутренние каналы, особенно три основных (иду, пингалу и сушумну). Сахита-кумбхака-пранаяма выполняется так же, как и анулома-вилома, но с задержкой дыхания, где соотношение вдох-задержка -выдох выполняется в пропорции 1:4:2, то есть задержка дыхания в четыре раза, а выдох в два раза длиннее вдоха. Например: 4:16:8, 5:20:10, 6:24:12 и так далее. 

1. Сядьте в семичленную позу (падмасана, сиддхасана). Поместите средний и указательный пальцы правой руки на межбровье, а большим пальцем закройте правую ноздрю.

2. Сделайте полный вдох левой ноздрей, медленно считая про себя. При этом представляйте, как чистая прана в виде серебристо-белого света входит и наполняет все тело.

3. Когда вдох закончен, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполните задержку дыхания с тремя бандхами в такой последовательности: джаландхара-бандха, мула-бандха и уддияна-бандха. Удерживайте созерцание пустотного светящегося тела с концентрацией на аджна-чакре на протяжении всей кумбхаки, осознавая, как свет растворяет всю нечистоту в каналах, чакрах и в сознании. Удерживайте кумбхаку по времени в четыре раза длиннее вдоха.

4. Когда задержка дыхания подойдет к концу, отпустите бандхи в обратном порядке: уддияна, мула и джаландхара. И, освободив правую ноздрю, сделайте медленный выдох, по длительности в два раза длиннее вдоха. Представляйте, как с воздухом выходит загрязненная прана в виде черно-серых клубов дыма, очищая тело, энергию и сознание.

5. Выполните медленный вдох через правую ноздрю, повторяя ступени 2, 3, 4, но уже с правой ноздрей.

6. После этого все повторяется — вдох через левую, задержка, выдох через правую. Вдох через правую, задержка, выдох через левую.

Вдох-выдох через правую и левую ноздрю составляет один цикл. Выполняйте 30-50 таких циклов.

При выполнении cахита-кумбхака необходимо подобрать такую пропорцию, чтобы дыхание не сбивалось. Считая, старайтесь произносить про себя не числа, а мантру «ОМ». Этого можно добиться, привыкнув к определенному ритму и считая, например, четверками: «ОМ, ОМ, ОМ, четыре, ОМ, ОМ, ОМ, восемь» и т.д., используя метроном или пульс сердца.

Старайтесь уделять cахита-кумбхака пранаяме как можно больше времени.

if-i-were-rain.livejournal.com

Задержка дыхания в йоге (кевала кумбхака, сахита кумбхака)

У каждого из нас дыхание напрямую ассоциируется с жизнью. Если мы хотим убедиться, что человек жив, то, прежде всего смотрим – дышит ли он. Частота дыхания зависит от вида деятельности человека и состояния его сознания. В спокойном состоянии мы дышим ровно и размеренно, при глубокой концентрации на чем-либо – задерживаем дыхание, иногда может даже наступить непроизвольная задержка дыхания. Когда ум взволнован и переполнен мыслями, то дыхание утрачивает свою глубину, становясь более поверхностным.

При средней частоте дыхания обычного человека – 15 циклов в минуту за сутки осуществляется 21600 дыхательных циклов, за год – 7884000, за 80 лет – 630720000 дыхательных циклов. Вдумайтесь в эту цифру. Если бы человек хотя бы частично научился осознавать и контролировать свое дыхание, то сохранил бы себе на протяжении всей жизни стабильность ума и крепкое здоровье.

У человека контроль дыхания со стороны нервной системы осуществляется двумя путями. Первый осуществляется «дыхательным центром» в продолговатом мозге и регулирует частоту дыхания во время сна, в процессе поглощения внимания любого рода деятельностью. Второй путь – участие сознания. Он реализуется в тот момент, когда мы своей волей задаем ритм и глубину дыханию, или осуществляем тренировку задержки дыхания.

В двадцатом веке ученые определили, что в продолговатом мозге человека существует определенная группа клеток, которая регулирует частоту и глубину дыхания. В этих клетках периодически возникают импульсы возбуждения или торможения, которые имеют связь с обменом веществ в рядом расположенных нейронах.

Родившийся импульс передается по нервному волокну к дыхательным мышцам и диафрагме, обеспечивая возникновение очередного цикла вдоха и выдоха.

Дыхательный центр человека регулирует своевременное сокращение дыхательных мышц и выполняет функцию поддержания постоянства внутренней среды организма при изменениях в процентном содержании кислорода и углекислого газа.

Задержка дыхания в йоге

«Как постепенно укрощаются слоны, львы и тигры,точно так же постепенно осваивается и дыхание.В противном случае оно убьёт практикующего».

/»Хатха Йога Прадипика«, трактат по йоге/

Если человек получает навык корректного сознательного управления своим дыханием: вдохом, задержкой дыхания на вдохе, выдохом и задержкой дыхания на выдохе, то он может укрепить весь свой аппарат дыхания, сформировав тем самым более совершенную защиту перед лицом простудных и инфекционных заболеваний.

Например, капалабхати и бхастрика способствуют активизации диафрагмы, что приводит к активизации работы ряда внутренних органов.

Но главный плюс в тренировках вдоха, выдоха и задержки дыхания заключается в обильном обогащении крови кислородом, что приводит к интенсивному выведению углекислоты из организма и повышению жизненного тонуса.

Научившись сознательно управлять своим дыханием, мы можем по своей воле регулировать качество и интенсивность состояний эмоциональной сферы. Одни приемы могут поднять настроение и даже способствовать достижению эйфории, другие типы пранаямы способны полностью успокоить ум и помочь достичь состояния сверхглубокого расслабления.

Для практикующего йога дыхание, помимо регуляции соотношения кислорода и углекислоты в организме, имеет и еще одно значение. Приобретая навык сознательного контроля над всеми четырьмя фазами дыхательного цикла: вдохом, задержкой дыхания на вдохе, выдохом и задержкой дыхания на выдохе йог может, как минимум управлять состоянием своего сознания, а как максимум – потоками праны в тонком теле.

Традиционно считается, что, прогрессируя в тренировке задержки дыхания, садхака сознательно регулирует количество поступающей энергии в организм. Наверняка, вы знакомы с описанными случаями праноедения – когда человек очень длительное время живет и не употребляет никаких физических продуктов питания и при этом не теряет вес, поддерживая оптимальное состояние работоспособности всего организма.

Благодаря пранаяме и получению контроля над задержкой дыхания на вдохе и задержкой дыхания на выдохе человек становится не только более здоровым физически, но и увеличивает свою устойчивость к воздействию нервно-психических нагрузок.

Задержка дыхания в йоге занимает особое место среди всех существующих дыхательных практик. Упанишады говорят, что существует два основных типа кумбхаки – сахита кумбхака и кевала кумбхака. Сахита кумбхака связана с вдохом и выдохом.

Кевала кумбхака – непроизвольная задержка дыхания, которая возникает в результате полного успокоения ума. Она случается спонтанно и возникает естественным путем, например, в результате длительного и глубокого расслабления или при продолжительном созерцании выбранного предмета.

Кевала кумбхака может спонтанно возникнуть как перед вдохом, так и перед выдохом или даже в середине цикла дыхания. Обычно непроизвольная задержка дыхания становится доступной в результате настойчивой многолетней практики асан и пранаям.

Помимо этого также различают задержку дыхания на вдохе, задержку дыхания на выдохе, задержку дыхания посередине цикла. Дыхание может быть приостановлено с закрыванием просвета дыхательного горла или без закрывания.

Первый вариант (с закрыванием просвета) наиболее оптимален для начинающего осваивать искусство задержки практика. Также этот метод может применяться в сочетании с бандхами. Данный способ полезен в качестве терапевтического инструмента при заболеваниях горла, возникновению вирусных инфекций, а также как дополнительный элемент при выполнении некоторых асан — вариантов дханурасаны (или схожих прогибов назад) и асан с поворотами корпуса – например, паривритта-триконасаны. Выполнение данных упражнений с использованием задержки дыхания на вдохе или на выдохе помогает укреплению мышц и ограничивает чрезмерную подвижность позвонков, сохраняя оптимальную амплитуду.

Второй способ (с открытием дыхательного горла), или так называемая «открытая кумбхака» обладает более сильным тренировочным эффектом в силу того, что задействуются дыхательные мышцы, которые помогают удержать заданный объем воздуха.

Помимо всех вышеперечисленных положительных эффектов, возникающих при корректном использовании задержек дыхания, существует еще несколько. К ним относится постепенное накопление в организме избытка углекислоты и расходу кислородного запаса, что стимулирует активизацию работы аэробной системы и окислительно-восстановительных процессов, в результате чего происходит глубокая очистка организма на клеточном уровне.

Следует сказать, что осваивать любые дыхательные техники (даже на первый взгляд самые простые) следует под руководством знающего учителя, т.к. неправильной практикой пранаямы можно вместо потенциального блага нанести очень большой вред своему организму и психике.

Тренировка задержки дыхания обычно начинается с освоения сахита кумбхаки – волевой задержки. Одной из очень эффективных пранаям, позволяющих получить навык волевого управления задержкой дыхания является нади-шодхана-пранаяма.

Однако помните, что при тренировке задержки дыхания не стоит насильно переходить естественный диапазон комфорта. Пранаяма не терпит эгоизма и спешки. Увеличивать продолжительность задержки дыхания на вдохе и задержки дыхания на выдохе следует постепенно, соблюдая ключевой принцип ямы – ахимсу.

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Сахита-кумбхака-пранаяма

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9Следующая ⇒

«На сиденье – не слишком высокое и не слишком низкое, покрытое тканью, шкурой и травой куша – пусть йогин сядет в позе лотоса.

Выпрямив позвоночник, пусть почтит Ишта-дэвата (избранное божество).

Затем, большим пальцем правой руки закрыв правую ноздрю, пусть медленно наполняет воздухом канал ида, делая полный вдох; затем пусть выполнит кумбхаку.

Далее пусть сделает выдох через канал пингала; так же медленно, без напряжения пусть сделает полный вдох через пингалу.

Выполнив задержку дыхания, пусть выдыхает медленно через канал ида.

Пусть йогин отмеряет вдох, задержку и выдох.

Делая вдох идой на шестнадцать секунд, следует сделать задержку дыхания на шестьдесят четыре секунды.

Далее нужно выдохнуть воздух пингалой на тридцать две секунды, а затем продолжить дыхание через пингалу, как указано ранее.

Пусть йогин в сосредоточенном состоянии ума четыре раза в день: утром, в обед, вечером и в полночь практикует до восьмидесяти раз эту пранаяму.

Так, через три месяца упражнений нади будут очищены, если же нади очищены – в теле йогина проявляются различные благоприятные признаки».

«Йога-таттва упанишада» (32 – 44)

Вариант 1

Эта пранаяма является наилучшей для очищения каналов. Она очищает все внутренние каналы, особенно три основных (иду, пингалу и сушумну). Сахита-кумбхака-пранаяма выполняется так же, как и анулома-вилома, но с задержкой дыхания, где соотношение вдох-задержка-выдох выполняется в пропорции 1:4:2, то есть задержка дыхания в четыре раза, а выдох в два раза длиннее вдоха. Например: 4:16:8, 5:20:10, 6:24:12 и так далее.

1. Сядьте в семичленную позу (падмасана, сиддхасана). Поместите средний и указательный пальцы правой руки на межбровье, а большим пальцем закройте правую ноздрю.

2. Сделайте полный вдох левой ноздрей, медленно считая про себя. При этом представляйте, как чистая прана в виде серебристо-белого света входит и наполняет все тело.

3. Когда вдох закончен, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполните задержку дыхания с тремя бандхами в такой последовательности: джаландхара-бандха, мула-бандха и уддияна-бандха. Удерживайте созерцание пустотного светящегося тела с концентрацией на аджна-чакре на протяжении всей кумбхаки, осознавая, как свет растворяет всю нечистоту в каналах, чакрах и в сознании. Удерживайте кумбхаку по времени в четыре раза длиннее вдоха.

4. Когда задержка дыхания подойдет к концу, отпустите бандхи в обратном порядке: уддияна, мула и джаландхара. И, освободив правую ноздрю, сделайте медленный выдох, по длительности в два раза длиннее вдоха. Представляйте, как с воздухом выходит загрязненная прана в виде черно-серых клубов дыма, очищая тело, энергию и сознание.

5. Выполните медленный вдох через правую ноздрю, повторяя ступени 2, 3, 4, но уже с правой ноздрей.

6. После этого все повторяется – вдох через левую, задержка, выдох через правую. Вдох через правую, задержка, выдох через левую.

Вдох-выдох через правую и левую ноздрю составляет один цикл. Выполняйте 30-50 таких циклов.

При выполнении пранаямы необходимо подобрать такую пропорцию, чтобы дыхание не сбивалось. Считая, старайтесь произносить про себя не числа, а мантру «ОМ». Этого можно добиться, привыкнув к определенному ритму и считая, например, четверками: «ОМ, ОМ, ОМ, четыре, ОМ, ОМ, ОМ, восемь» и т.д., используя метроном или пульс сердца.

Старайтесь уделять этой пранаяме как можно больше времени.

Вариант 2 (с бахья-кумбхакой)

Выполняется как и в первом варианте, но формула дыхания принимает вид – вдох, задержка, выдох, задержка – в пропорции 1:4:2:2(4), где задержка на выдохе в соотношении 2 используется в начальной стадии практики, а затем применяется 4, как единица пропорции дыхания.

Сахита-кумбхаку следует практиковать ежедневно как минимум 20-30 циклов в течение трех месяцев, пока не появятся все признаки очищения нади. Если же они не появляются, следует продолжать практику в течение минимум одного года.

 

ПОСВЯЩЕННЫЙ В ПУТЬ

(ЙОГА-ЮКТА)

mykonspekts.ru

Глава 15 Искусство задержки дыхания (кумбхака)

Глава 15

Искусство задержки дыхания (кумбхака)

1. «Кумбха» означает «сосуд», который может быть полным или пустым. Кумбхака бывает двух видов. Это: а) пауза между вдохом и выдохом или б) между выдохом и вдохом. Это – искусство удержания дыхания в состоянии временного прекращения.

2. Кумбхака также означает отстранение интеллекта от органов восприятия и действия, с тем чтобы сосредоточить его на местопребывании Атмы (Пуруши), на источнике сознания. Кумбхака удерживает садхаку в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.

3. Задержку дыхания в кумбхаке не следует ошибочно интерпретировать как усилие мозга, нервов и тела, предпринятое с целью задержать дыхание. Подобное усилие вызывает перенапряжение. Кумбхаку следует выполнять расслабляя мозг, так, чтобы это оживляло нервную систему.

4. Когда дыхание успокоено в кумбхаке, успокаиваются и чувства, а ум становится безмолвным. Дыхание – это мост между телом, чувствами и умом.

5. Существуют два способа выполнения кумбхаки: Сахита и Кевала. Когда задержка дыхания выполняется намеренно и сознательно – это Сахита. Сахита кумбхака – это пауза в дыхании, которая выполняется: а) после полного вдоха перед началом выдоха (Антара, или Пурака кумбхака) или б) после полного выдоха до начала вдоха (Бахья, или Речака кумбхака). «Кевала» означает «самопроизвольно» или «абсолютно». Кевала кумбхака – пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, похожая на ту, когда художник всецело поглощен своим искусством или преданный поклонник затаил дыхание при виде предмета своего обожания. Этому состоянию часто предшествуют такие ощущения, как дрожь в теле и страх, переполняющие человека, который столкнулся с неведомым. Благодаря терпению и настойчивости садхака преодолеет эти ощущения. Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии садхака полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя, которое невозможно описать. Садхака созвучен Бесконечному («Хатха Йога Прадипика», II, 71).

6. Антара кумбхака – это удержание Господа в форме космической, или универсальной, энергии, которая объединилась с индивидуальной энергией. Это – состояние, где Господь (Параматма) объединен с индивидуальной душой (дживатма).

7. Бахья кумбхака – это состояние, в котором йог отдает саму свою суть в форме дыхания Господу и сливается с Дыханием Вселенной. Это – самая благородная форма самоотдачи, когда личность йога полностью соединилась с Господом.

8. В «Бхагавад Гите» (IV, 29–30) Кришна рассказывает Арджуне о различных типах йогов и жертвоприношений (яджнас). Кумбхака пранаяма – одна из этих яджнас. Она подразделяется на три категории: вдох – задержка, выдох – задержка (обе относятся к Сахита кумбхаке) и абсолютная задержка (Кевала кумбхака). Тело йога – это жертвенный алтарь, где вдох (пурака) – это жертва, а выдох (речака) – огонь. Кумбхака – это момент, когда жертва пураки поглощается огнем речаки и жертва и пламя становятся единым. Йог обретает знание того, как контролировать свое дыхание (пранаяма видья). Верхняя часть грудной клетки является местопребыванием входящего дыхания (прана), а нижняя часть – местопребыванием исходящего дыхания (апана). Когда они объединяются во время вдоха – это состояние Пурака кумбхаки. Когда апана входит в контакт с праной и вытекает наружу с выдохом, возникает состояние пустоты – это Речака кумбхака. Впитывая это знание через опыт, йог делает пранаяма видью частью своей мудрости (буддхи), которой он в конечном итоге предлагает свои знания, свою мудрость, само дыхание своей жизни и свою «Суть» как жертвоприношение (Атмахути). Это – состояние Кевала кумбхаки, или абсолютной самоотдачи, в котором йог поглощен обожанием Господа.

9. Как мать защищает свое дитя от любого несчастья, так сознание (читта) охраняет тело и дыхание. Позвоночник и туловище активны и энергичны подобно ребенку, а читта бдительна и защищает подобно матери.

10. В кумбхаке вибрация в теле подобна вибрации неподвижного локомотива под парами, его машинист бдителен и готов начать движение, но расслаблен. Аналогично, прана вибрирует в туловище, но читта остается расслабленной и готовой позволить дыханию выйти или войти.

11. Чувствительность, сокращение и растяжение кожи туловища подобны дисциплинированному ребенку, который одновременно смел и осторожен.

12. Продолжительность задержки дыхания можно сравнить с сигналами светофора. Если кто-то поедет на красный свет, может произойти несчастный случай. Так же и в кумбхаке, если кто-либо перейдет предел своих возможностей, будет повреждена нервная система. Напряжение в теле и мозге указывают на то, что читта не может удерживать прану в кумбхаке.

13. Не задерживайте дыхание усилием воли. В момент, когда человек превышает свои возможности, мозг становится напряженным, во внутренних ушах возникает тяжесть, глаза краснеют, в них чувствуется тяжесть и раздражение. Следите за этими предостерегающими знаками, которые указывают на близость опасной точки.

14. Цель кумбхаки – удержать дыхание. Когда удерживается дыхание, под контролем находятся речь, восприятие и слух. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, жадности и похоти, гордости и зависти. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке.

15. Кумбхака – это стремление проявить в нашем теле скрытую божественность, обитель Атмана.

Техника Антара кумбхаки

а) Не пытайтесь задерживать дыхание после вдоха (Антара кумбхака) до тех пор, пока не овладеете техникой глубоких вдоха и выдоха (пурака и речака). Не пытайтесь задерживать дыхание после выдоха (Бахья кумбхака), пока не овладеете Антара кумбхакой.

б) Овладение означает искусное регулирование дыхания путем дисциплинированного усовершенствования и контроля за движениями дыхания. Уравняйте длину вашего вдоха и выдоха перед тем, как приступить к практике кумбхаки. Внимательно прочитайте гл. 13 о бандхах перед тем, как начать выполнять кумбхаку.

в) Изучайте Антара кумбхаку постепенно. Начинайте практиковать задержку дыхания лишь с нескольких секунд, не теряя контроля за внутренним телом. Наблюдайте за состоянием тела, нервов и интеллекта. Потребуется некоторое время, прежде чем вы сможете понять, испытать и сохранять правильное положение межреберных мышц и диафрагмы в кумбхаке.

г) Начиная изучать внутреннюю задержку (антара кумбхака), следует отдыхать после каждой кумбхаки. Это позволит легким вернуться в нормальное, естественное и свежее состояние перед выполнением следу ющей кумбхаки. Например, за одним циклом кумбхаки должны следовать три или четыре цикла глубокого или нормального дыхания, пока не завершите полный цикл.

д) Если начинающий будет выполнять внутреннюю задержку после каждого вдоха, это вызовет напряжение в легких, нервной системе и мозге, и прогресс будет чрезвычайно медленным.

е) По мере совершенствования сокращайте интервал между циклами нормального дыхания и Антара кумбхакой.

ж) Увеличивайте продолжительность задержки дыхания в Антара кумбхаке, не превышая своих возможностей.

з) Если ритм вдоха и выдоха нарушается задержкой дыхания, это говорит о том, что вы превысили свои возможности; следовательно, уменьшите длительность внутренней задержки. Если ритм не нарушен, это свидетельствует о правильности прак тики.

и) Знание бандх необходимо для правильного выполнения кумбхаки. Они действуют как предохранительные клапаны для распространения, регулирования и поглощения энергии и предотвращают ее рассеивание. Электрический мотор сгорит, если напряжение будет слишком высоким. Аналогично, когда легкие наполнены и энергия в них не контролируется бандхами, они будут повреждены, нервы истощены, а мозг станет чрезвычайно напряженным. Этого можно избежать, если выполнять Джаландхара бандху.

к) Никогда не практикуйте Антара кумбхаку стоя, так как вы можете потерять равновесие и упасть.

л) Если вы выполняете пранаяму лежа, положите под голову подушку, так, чтобы голова была выше туловища и в ней не возникало напряжение (фото 77).

м) Не поднимайте переносицу во время внутренней задержки. Если она поднимается, мозг реагирует на это движение, и тогда он не сможет наблюдать за туловищем (фото 78).

Фото 77

Фото 78

н) На протяжении всей практики пранаямы наклоняйте голову и шейный отдел позвоночника вперед и вниз и поднимайте грудной отдел позвоночника и грудину вверх (фото 76). Это помогает мозгу и шейному отделу двигаться к грудине и расслабляет лоб, заставляя энергию мозга спускаться в обитель Сути.

о) Во время выполнения каждой внутренней задержки сохраняйте стабильное положение диафрагмы и органов брюшной полости. Существует тенденция, непроизвольная или намеренная, сжимать и расслаблять их для того, чтобы дольше сохранять задержку дыхания. Избегайте этого, так как это рассеивает энергию.

п) Если в легких или сердце ощущается напряжение, выдохните и сделайте несколько нормальных или глубоких дыханий. Это освежит легкие перед тем, как снова начать Антара кумбхаку. Если, почувствовав напряжение, вы будете продолжать занятия, вы расстроите гармоничную работу тела и интеллекта. Это ведет к нарушению ментального равновесия.

р) Когда вы сможете удерживать дыхание во внутренней задержке по меньшей мере десять-пятнадцать секунд, можно ввести Мула бандху. На начальной стадии выполняйте Мула бандху в конце вдоха и сохраняйте ее на протяжении всей за держки.

с) Во время внутренней задержки подтяните органы брюшной полости внутрь и вверх, и, одновременно, подайте вперед нижнюю часть позвоночника (фото 69). На протяжении всей задержки положение туловища должно быть устойчивым, а голова, руки и ноги – расслабленными.

т) Сохраняйте подъем позвоночника от крестцово-подвздошной области и основания печени и желудка.

у) Ритмично и равномерно двигайте внешнюю и внутреннюю части позвоночника вперед и вверх. Поскольку позвоночник начинает движение первым, старайтесь подтянуть кожу за ним в направлении туловища.

ф) Если кожа грудной клетки провисает на ребрах, это указывает на то, что воздух бессознательно выходит из легких.

х) Не перерастягивайте грудную клетку и не позволяйте ей становиться впалой. Поднимайте ее равномерно спереди, сзади и с обеих сторон. Внутренний каркас ребер должен быть прочным, а внешняя сторона тела – мягкой. Это уравновесит тело и увеличит продолжительность кумбхаки.

ц) Следите за тем, чтобы межреберные мышцы сзади и спереди, а также внутренние и наружные гладкие мышцы, расположенные по сторонам, двигались независимо и единообразно.

ч) Отрегулируйте правильное положение кожи подмышек от задней к передней стороне. Не сдавливайте кожу в области подмышек на груди, а поднимайте ее вверх. Если кожа подмышек или плеч движется вверх, это указывает на напряжение. Расслабьте кожу и отпустите ее вниз.

ш) В конце вдоха (пурака) и начале задержки (кумбхака) садхака испытывает проблеск божественности. Он ощущает единство тела, дыхания и Сути. В этом состоянии не существует осознания времени. Садхака испытывает свободу от причины и следствия. Ему следует удерживать это состояние на протяжении всей кумбхаки.

ы) Жидкое содержимое хорошо закупоренной бутылки не выльется, даже если ее трясти. Жизненная энергия садхаки не вытекает, если кумбхака выполняется с бандхами. Туловище запечатано в своем основании сокращением ануса и промежности и поднятием их вверх от Муладхары. Тогда садхака наполняется энергией (теджас) и светом (оджас).

э) Начинающим не следует выполнять Уддияна и Мула бандхи, пока они не овладеют ритмом дыхания. Продвинутые ученики должны выполнять все бандхи во время задержки дыхания, после того как они освоили их по отдельности.

Техника Бахья кумбхаки

а) Бахья кумбхака (задержка дыхания после полного выдоха) бывает двух видов: пассивная и динамическая. Первая практикуется без Уддияны. Она выполняется для того, чтобы сохранять спокойствие садхаки, и ее можно практиковать в любое время, даже после еды. Динамическая Бахья кумбхака выполняется с Уддияна бандхой, которая массирует органы брюшной полости и сердце и предотвращает рассеивание энергии.

б) Начинайте с практики циклов пассивной внешней задержки. Затем сосредоточьтесь на внешней задержке с Уддияна бандхой.

в) Вначале после каждой динамической внешней задержки делайте интервал, для того чтобы легкие и органы брюшной полости приняли нормальное положение.

г) Внешнюю задержку с Уддияна бандхой никогда не следует выполнять с усилием. При форсированной внешней задержке дыхание становится затрудненным, теряется контроль за правильным положением органов брюшной полости и ощущается сухость в легких.

д) Нужно очень постепенно осваивать внешнюю задержку с Уддияной и сохранять фиксацию Уддияны одинаково долго в каждом цикле. Делайте от шести до восьми циклов в день.

е) Сделайте несколько циклов нормального или глубокого дыхания и одну внешнюю задержку с Уддияной. Например, за тремя или четырьмя циклами нормального дыхания может следовать одна внешняя задержка с Уддияной. Повторяйте эту последовательность, уменьшая число циклов обычного дыхания по мере того, как в результате практики появляется стабильность.

ж) Во время практики следуйте техникам, описанным в параграфах б), г), д), е), з), м), н), р), у), ф), х) и ч) техники Антара кумбхаки, заменяя «Антара кумбхака» на «Бахья кумбхака».

з) Как человек использует пинцет, чтобы удалить занозу, и сразу ощущает освобождение от боли, используйте интеллект как пинцет, чтобы исправить неправильные положения и движения, которые действуют во время практики как занозы.

и) Как веки инстинктивно двигаются, чтобы предотвратить попадание инородного тела в глаз, так и садхаке следует быть всегда бдительным, чтобы предотвратить попадание неправильных зажатий тела, движений и привычек в его практику пранаямы.

к) Если в результате практики кумбхаки краснеет лицо, глаза воспаляются и появляется раздражительность – это значит, что она выполняется неправильно. Никогда не выполняйте кумбхаку с открытыми глазами. Также не делайте ее, если у вас больное сердце, проблемы с грудной клеткой или если вы плохо себя чувствуете.

л) Тело – это королевство. Кожа – граница. Его правитель – Атман, чье всевидящее око (джняна чакшу) следит за каждым нюансом во время пранаямы.

м) Горные потоки сносят скалы и вымывают каньоны, однако там, где энергия бегущей воды успокоена и уравновешена энергией скал, они утрачивают свое отдельное значение. В результате образуется озеро, отражающее спокойную красоту окружающих гор. Эмоции – это потоки, а спокойный интеллект – скала. В кумбхаке эмоции и интеллект уравновешены и душа отражается в своем первозданном состоянии.

н) Сознание (читта) колеблется вместе с дыханием, в то время как кумбхака успокаивает его и освобождает от желаний. Облака рассеиваются, и Суть сияет подобно солнцу.

о) После практики пранаямы и кумбхаки расслабьтесь в Шавасане (см. гл. 30).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Кумбхака - Йога

Кумбхака

Посредством практики различных кумбхак достигаются удивительные качества. Тот, кто является знатоком, практикует различные кумбхаки, чтобы добиться в них совершенства.Существует восемь кумбхак: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини.

 

Это различные способы, которыми может практиковаться пранаяма. Они используются совместно с задержками дыхания или с кумбхаками. Йоги советуют выполнять восемь конкретных техник, которые в настоящее время являются традиционными йогическими техниками пранаямы.

Наиболее важным аспектом пранаямы является кумбхака. Имеет значение также и то, каким образом вы вдыхаете и выдыхаете воздух, но развивать необходимо именно задержку дыхания. Кумбхака возбуждает присущие высшим областям мозга способности и фактически воздействует на весь мозг. Каждый тип пранаямы может возбудить различные способности и функции тела.

Существует более восьми способов, которыми может практиковаться пранаяма, но есть только два способа выполнения кумбхаки. Дыхание может задерживаться или внутренним, или внешним способами. Внешняя задержка дыхания известна как бахиранга кумбхака, а внутренняя задержка — как антаранги кумбхака. Обе эти формы кумбхаки выполняются с использованием сознательного управления дыханием, но имеется и другая форма кумбхаки, которая выполняется самопроизвольно посредством практики пранаямы. Она называется кевала кумбхака.

Когда пранаяма выполняется с усилием и не самопроизвольно, она называется сахита пранаяма. Вот восемь практик сахита пранаямы: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини. Имеются и другие формы пранаямы, такие как нади шодхана (которая уже была описана в этой главе), вилома, анулома вилома, пратилома и капалабхати, но эти формы не являются традиционными техниками пранаямы. Хотя капалабхати и является техникой пранаямы, традиционно она рассматривается как шаткарма.

В практике сурьябхеда пранаяма вдох осуществляется через правую ноздрю, активируя пингала нади, а выдох делается через левую ноздрю. Удджайи представляет собой глубокое дыхание со сжатием надгортанника. Ситкари выполняется путем медленного вдыхания через рот и зубы. Шитали выполняется путем вдыхания через свернутый в трубочку язык. Бхастрика представляет собой быстрое дыхание. Бхрамари выполняется путем произнесения при выдохе звука, напоминающего жужжание. Мурчха уделяет повышенное внимание длительной задержке дыхания до появления ощущения потери сознания, а плавини выполняется путем заглатывания воздуха в желудок.

В более позднее время пранаяма была разбита на уравновешивающие практики, оживляющие практики и успокаивающие практики. Конечно, общий эффект любой практики пранаямы является успокаивающим, однако некоторые из них особенно активируют движение праны и симпатическую нервную систему, в то время как другие успокаивают или охлаждают систему. Оживляющие практики быстро создают тепло в физическом и тонком телах; они в большей степени подходят для среднего уровня и продвинутых садхак. Начинающие всегда должны начинать с сушумна нади, чтобы уравновесить'дыхание и иду/пингалу, или симпатическую/ парасимпатическую нервную систему.

Успокаивающие практики пранаямы — это те практики, которые успокаивают тело и ум. Они одновременно и увеличивают поток праны, и порождают осознавание тонких вибраций энергии. Такие формы пранаямы стимулируют активность в парасимпатической и центральной нервных системах. Эти техники должны выполняться при уравновешенности пранических потоков, и поэтому они обычно включают в себя дыхание через обе ноздри.

За счет сжатия промежности, сжатия горла и подтягивания вверх живота прана втекает в брахма нади.Пранаяма, в действительности, включает в себя практику управления дыханием, выполняемую совместно с бандхами и мудрами. Без бандх пранаяма не является полной. Три бандхи — джаландхара, уддияна и мула — должны выполняться все вместе или в различных сочетаниях.

После завершения вдоха, до того как начать задержку дыхания, следует опустить голову вперед таким образом, чтобы подбородок приблизился к ключицам, а горло оказалось «заблокированным». Если обе кисти покоятся на коленях, руки в локтях должны быть выпрямлены, а плечи — приподняты. Это джаландхара бандха.

Согласно Сватмараме, уддияна, или втягивание живота, должна выполняться после задержки дыхания в началеречаки, или «выдоха». По завершении выдоха должна быть выполнена джапандхара и полностью использована уддияна. Только уддияна бандха практикуется совместно с внешней задержкой дыхания, или бахиранга кумбхакой, когда желудок и легкие являются совершенно пустыми и живот может быть легко втянут внутрь и вверх.

Мула бандха, или сжатие мышц сухожильного центра промежности или шейки матки, может выполняться либо с антаранга кумбхакой, либо с бахиранга кумбхакой. После вдоха джаландхара и мула бандхи выполняются совместно, а после выдоха выполняются все три бандхи — джаландхара, уддияна и мула. Когда выполняются все три бандхи, это носит название, маха бандха. В некоторых практиках пранаямы, однако, все три бандхи не могут выполнять ся совместно. Неуместно, например, выполнять уддияна бандху в мурчха пранаяме.

Хотя бандхи и используются в пранаяме, они обычно рассматриваются как отдельные практики. Бандхи являются весьма сильными практиками, генерирующими и накапливающими прану в определенных участках физического и тонкого тел; их использование важно в тех практиках, которые направлены на пробуждение чакр и сушумна нади.

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:

kentguru.pp.ua

Кевала-кумбхака, пранаяма и самадхи

Вопреки широко распространенному мнению, что пранаяма – это «дыхательные упражнения», в большинстве йога-шастр (Йога-сутры, Гхеранда-самхита, Хатха-йога прадипика и т.п.) «пранаямой» считается остановка (задержка) дыхания – произвольная (сахита), а на высших этапах – спонтанная (кевала).

Основные эффекты пранаямы, если судить по тем же текстам, следующие – «устранение влияния тела на ум», состояние «унмани» («не-мыслия»), вхождение пран в сушумну, пробуждение Кундалини Шакти.

Тексты хатха-йоги приводят список техник, называемых то пранаямами, то кумбхаками (сурья бхеда, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамари, мурччха, плавини), некоторые из них, все-таки, ближе к «дыхательным упражнениям», чем к техникам остановки дыхания. В других текстах (не хатха-йогических), пранаямой, чаще всего, называется последовательность дыхания, чередующая вдох (пурака), задержку на вдохе (кумбхака), выдох (речака) в пропорции 1-4-2. Некоторые источники добавляют к этому кумбхаку на выдохе. Фактически, спонтанно возникающая кумбхака на выдохе (точнее – на полу-выдохе), сопровождающаяся определенными физиологическими и психическими феноменами, и есть искомая «кевала-кумбхака». Методы её достижения могут варьироваться – от выполнения предваряющих дыхательных упражнений с жесткими произвольными задержками и мышечными замками («бандхами»), до удджаи с «хамса»-мантрой и наблюдения за естественным дыханием – как в кашмирских Агамах.

Некоторые современные исследователи склонны сводить эффект от пранаямы только к гипоксии (кислородному голоданию), но практика показывает, что реально вопрос не ограничивается гиповентиляцией. Растянутое и уреженное дыхание, плюс специфическая работа гортани и носоглотки в удджаи и удлинение выдоха однозначно вызывают парасимпатикотонию - со всеми вытекающими. Здесь играют роль и специфическое воздействие на нервные узлы и окончания в области горла, и автоматическая интроверсия, возникающая вследствие концентрации внимания на процессе дыхания, частичная сенсорная депривация, и т.п.

Переключение нервной системы в «парасимпатический» режим, как следствие, согласно И.Кердо, вызывает следующие явления:алкалоз, увеличение соотношения К/Ca (относительное превалирование калия), увеличение соотношения альбумины/глобулины (относительное превалирование глобулинов) при снижении общего белка в сыворотке, снижение уровня сахара в крови, увеличение содержания жиров в сыворотке крови, увеличение сывороточного холестерина, снижение содержания кетоновых тел, понижение уровня основного обмена, снижение температуры, уменьшение числа лейкоцитов с тенденцией к лимфоцитозу, увеличение числа эозинофилов, снижение частоты сердечных сокращений и минутного объема сердца, кровенаполнение спланхнических сосудов, снижение кровоснабжения скелетной мускулатуры и головного мозга, уменьшение объема циркулирующей крови, бóльшая задержка воды в тканях, снижения уровня основного обмена, возрастание активности органов, которые обслуживают накопление энергии, прирост секреции желудочного и кишечного соков, а также желчи, возрастание двигательной активности гладкой мускулатуры, увеличенное выделение конечных продуктов обмена, ограничение связи с внешним миром, снижение мышечной деятельности, активности органов чувств и мышления, повышение порога раздражимости.

(перевод Р. Минвалеева)

Если конкретизировать применительно к пранаяме – по данным профессора Н.Г.Триняка (ЧНУ), дыхание с увеличением длительности выдоха и задержки дыхания на выдохе, оказывает выраженное влияние на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая замедляет сердечные сокращения, понижает АД, ускоряет секрецию и моторную функцию желудка и кишечника, усиливает сокращение гладких мышц бронхов и бронхиол.

Субъективно – наблюдается, прежде всего, феномен пратьяхары, т.е., «отвлечения» органов восприятия от раздражителей, частичная сенсорная депривация и состояние глубокой внутренней концентрации. Со слов современных практикующих: «…восприятие вдруг, в какой-то момент, сворачивается внутрь, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…».

Все эти эффекты достижимы и без практики сахита кумбхаки, бандх и прочих сложностей - исключительно за счет растягивания и урежения вдоха и выдоха вплоть до кевала кумбхаки - а это возможно при практике простого удджай без кумбхак плюс прана-апана анусандхана, а если еще добавить аджапа-джапу – эффект усиливается чуть ли не вдвое. Собственно, это и будет классическая кашмирская чакродая.Более того, подобный феномен имеет место и в «обычной» повседневной жизни:

…иногда замечаешь, когда просто тупо смотришь в одну точку ничего при этом не воспринимая и не дыша...И вот это ощущение внутренней "пустоты" очень, знаете, потрясающее. Никакого беспокойства ни по какому поводу...

Весь вопрос в том, является ли состояние глубокой пратьяхары самоценным само по себе, или все состояния, подобные «унмани», служат только подготовительной ступенью для более сложной и серьезной внутренней работы.

Свами Шивананда Сарасвати писал, что т.н. "йога-самадхи", или джада-самадхи – не цель практики. Очевидно, что искомым результатом должно быть не "измененное сознание". тем более, не потеря его, а т.н. "расширенные состояния", функционально более высокие и продуктивные, с более высокой степенью осознавания, креативности, инсайтной деятельности и частотой пиковых переживаний.

Согласно мнению одного из современных практиков и исследователей йоги, более важным эффектом пранаямы является не просто достижение «измененного состояния сознания», а, напротив, увеличение произвольности, т.е. иерархизованности процессов сознания.

Пример дальнейшего развития техник пранаямы – первые дхараны Виджняна Бхайрава тантры, которые и посвящены уже методам внутренней работы (самьямы) с кумбхаками и достижению кевала-кумбхаки методом "сахаджа", без волевой задержки:

Вверх как выдох, и вниз как вдох, движется Высшая Шакти (букв. "Дух творения"). От концентрации на двух стыках (вдоха и выдоха) возникает состояние Полноты. /24/

О Бхайрави! Благодаря задержке дыхания в обоих пространствах, снаружи или внутри, по милости Бхайрави возникает состояние Бхайравы. /25/

Не следует ни впускать, ни выпускать Шакти являющуюся в форме дыхания, благодаря безмыслию (нирвикалпатайА) и Ее (Милости) в середине (обретается) форма Бхайравы. /26/

Когда по окончании вдоха и выдоха наступает Полнота, именуемая Покоем, в ней (по милости) Шакти является (Высший) Покой. /27/

(перевод О.Ерченкова)

Таким образом, можно сделать закономерный вывод – все практики пранаямы, и их результаты, вплоть до «самадхи подобных» состояний, являются всего лишь основой для практик более высокого уровня, которые, в свою очередь, призваны привести практикующего к Реализации.

Сомананда Сарасвати (Борис Бидичев), 2009 г.

www.chakrasadhana.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа