Виды расстройств личности и особенности их лечения. Виды расстройств


причины и виды :: SYL.ru

Психическое здоровье важно не менее, чем физическое. Миллионы людей имеют психические расстройства и вынуждены бороться с ними. К счастью, многие душевные болезни успешно лечатся (вплоть до полного выздоровления) с помощью медикаментов и психосоциальной терапии.

Причины

Заболевания психики не зависят от возраста или этнической принадлежности. Они часто наносят удар, когда человек находится в самом расцвете жизни. Бывают как легкие, так и тяжелые психические расстройства. Причины и факторы риска могут включать:

  • наследственность и семейную историю болезней;
  • черепно-мозговую травму;
  • злоупотребление табаком и алкоголем;
  • во время беременности - воздействие на плод вирусов или токсичных веществ.

Виды

Существует много различных состояний, известных как психические расстройства. Виды душевных болезней насчитывают около 250 вариантов. Рассмотрим самые распространенные из них.

Тревожные расстройства

Люди с тревожными расстройствами реагируют на какую-либо ситуацию или предмет со страхом и ужасом, при этом у них проявляются признаки нервозности и беспокойства, такие как потливость и учащенное сердцебиение. Заболевание диагностируется, когда реакция человека не соответствует ситуации, при этом он не может контролировать свою реакцию, и тревожность мешает его нормальной деятельности. Тревожные психические расстройства включают панические атаки и специфические фобии, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство и другие.

Расстройства настроения

Этот вид душевных болезней характеризуется постоянным чувством печали, грусти и раздражения или периодами чрезмерного счастья. Также могут происходить колебания состояния от крайнего счастья до крайнего уныния. Наиболее распространенными расстройствами настроения служат мания, дистимия, депрессия и биполярное расстройство.

Психотические расстройства

При психотическом заболевании имеет место нарушение восприятия и мышления. Часто встречающимися признаками такого состояния являются галлюцинации (например, слышать голоса или видеть образы, не являющиеся реальными) и заблуждения, когда больной принимает за истину ложные убеждения. Психические расстройства такого вида включают шизофрению и некоторые формы аффективных расстройств.

Расстройства пищевого поведения

Такое состояние имеет место, когда из-за отношения к весу и последующего поведения возникают нарушения питания. Самые распространенные виды заболеваний: нервная анорексия, компульсивное обжорство, нервная булимия.

Импульсные влечения

Люди, имеющие такие психические расстройства, не могут осуществлять контроль над своими влечениями. Под воздействием импульса они осуществляют действия, которые могут навредить как им самим, так и окружающим. Примерами таких расстройств служат клептомания, игромания, наркомания и алкоголизм.

Расстройства личности

Этот вид характеризуется формированием долгосрочных моделей поведения и мышления, которые отличаются от того, что принято в обществе. Это мешает нормальной жизнедеятельности человека. Примеры заболеваний: антисоциальное, параноидальное и обсессивно-компульсивное расстройства личности.

www.syl.ru

Психические функции и их нарушения

Человек обладает целым рядом уникальных функций: способностью мыслить, понимать и воспроизводить речь, запоминать информацию, воспринимать окружающую действительность и даже фантазировать. Подобные психические процессы в медицине принято называть высшими, а деятельность их обеспечивается развитой корой головного мозга.

Вследствие различных внешних и внутренних факторов могут возникать нарушения памяти, мышления и прочих психических функций человека.  В основе развития разнообразных клинических синдромов лежит функциональное отличие полушарий головного мозга, при поражении которых как раз и возникают психические расстройства.Они могут быть как острыми, так и хроническими, временными и постоянными, но всегда требуют диагностики и лечения.

 Расстройства памяти и внимания

Память – это важнейшая способность человеческого существа накапливать, удерживать и воспроизводить полученную информацию. Соответственно, функция данного процесса включает в себя несколько этапов: запоминание, сохранение и воспроизведение (узнавание).  Нарушения памяти бывают очень многообразными. Незначительные расстройства могут возникнуть при обычном переутомлении, употребления алкоголя или определённых лекарственных препаратов, невротических реакциях и прочих состояниях. В подобных случаях нарушения памяти являются обратимыми. Как правило, они проходят при устранении провоцирующих факторов.

Более серьезные проблемы возникают при тяжелых патологиях центральной нервной системы, травмах и опухолях головного мозга. В таких ситуациях для полного или частичного восстановления памяти необходима экстренная медицинская помощь.

Возможные варианты патологии памяти

Нарушения памяти могут проявлять в виде дисмнезий и парамнезий (искажения воспоминаний). Дисмнезии, в свою очередь подразделяются на амнезии (отсутствие воспоминаний о событиях, произошедших в некий период времени), гипермнезии (усиление способности запоминать и воспроизводить большой объем информации на длительный период), гипомнезии (временное либо постоянно частичное снижение функции памяти).

В случае искажения воспоминаний, человек может замещать забытые фрагменты собственными фантазиями (конфабуляции) или фрагментами, относящимися к иному участку прошлого (псевдореминисценция). Также парамнезии включают в себя такие нарушения памяти, как криптомнезии, когда пациент предписывает себе воспоминания других лиц, эхомнезии – ощущения повторения событий, происходящих в прошлом или в сновидениях, палимпсесты – единовременное воспроизведение двух воспоминаний, полученных в один момент времени.

При различных психоэмоциональных нарушениях обычно страдает и концентрация внимания. У человека нарушается процесс обработки информации и способность к сосредоточению. Функциональные нарушения памяти и внимания часто возникают на фоне депрессивных состояний и повышенной тревожности.

Способность концентрировать внимание незаменима в процессе запоминания информации. Именно поэтому расстройства данной функции негативно влияют и на память человека. Патологии внимания могут проявляться в его неустойчивости (слабости), замедленности или рассеянности.

Существует мнение, что нарушения памяти и внимания – это необратимые процессы, возникающие вследствие возрастных изменений. В медицинских кругах подобная точка зрения считается ошибочной.

Расстройства мышления

Мышление также является одной из высших психических функций человека. По сути, данный процесс являет собой обобщенную форму восприятия и отражения различных объектов. Нарушения мышления могут развиться при разнообразных психических расстройствах, возникших вследствие определенных заболеваний (патологий сосудов головного мозга, болезни Альцгеймера, эпилепсии, черепно-мозговых травматических повреждениях и т.д.). Нарушения мышления включают в себя расстройства динамики мышления, нарушение его операционной стороны и нарушение мотивационного компонента.

Возможные варианты патологии мышления

Если у человека нарушена динамика мышления, для него характерны следующие формы клинических проявлений:

  • ускорение и бессвязность мышления, скачка идей, возникновение часто сменяющихся спонтанных ассоциаций, отсутствие целенаправленности мышления при сохранении способности к анализу собственных действий и признанию ошибок;
  • инертность мышления, при которой ассоциативный процесс становится замедленным, происходит задержка речевой реакции, возникают трудности с ответами на элементарные вопросы, наблюдаются явные нарушения логического мышления;
  • откликаемость – чрезмерная отзывчивость на любые внешние раздражители, которая часто сопровождается потерей ощущения места и времени, проявляются выраженные нарушения восприятия окружающей действительности;
  • непоследовательность суждений – неустойчивость суждений и ассоциаций при сохранении аналитической способности;
  • соскальзывание – внезапное отклонение от линии рассуждения в сторону случайных ассоциаций.

Если нарушена операционная сторона мышления, может возникнуть искажение процесса обобщения или его снижение (затруднение в обнаружении связи между различными предметами или полная неспособность осуществить данный процесс). Расстройства мотивационного компонента проявляются разноплановостью мышления (отсутствием целенаправленных действий), резонерством, некритичностью, бредовыми и навязчивыми состояниями.

Расстройства сознания

Нарушения сознания могут проявляться в его снижении, а также помрачении или изменении. Подобные состояния могут возникнуть вследствие многих неврологических и психических заболеваний, а также под влиянием внешних факторов (травмы, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами и т.д.). Такие нарушения сознания, как его снижение или выключение проявляются несколькими состояниями: обмороком (кратковременной потерей сознания), оглушением различной степени, сопором (патологическим сном) и комой (полное отсутствие сознания).

Острые нарушения сознания

При помрачении сознания у больного возникают такие синдромы, как делирий (острый психоз), аменция (синдром помрачения сознания, возникающий при истощении), онейроидное помрачение сознания, сопровождающееся галлюцинациями с одной стороны и фрагментарным восприятием окружающей действительности с другой.

Нарушения сознания, характеризующиеся его измененным  состоянием, могут возникать даже у здоровых людей при переутомлении или повышенной концентрации на определенном предмете. Патологическими считаются следующие виды измененного сознания: большие и малые судорожные припадки, истерия, дисфория (приступы измененного настроения). Все эти формы нарушения сознания требуют тщательной диагностики у психолога и психиатра.

Расстройства личности

Нарушение личности или патологическое развитие личности – это стойкие расстройства различных областей психической деятельности человека. Эти расстройства проявляются дезадаптивным поведением, которое не связано с соматическими, психическими или неврологическими патологиями. Расстройства личности могут развиться еще в детском или подростковом возрасте вследствие недостаточного воспитания или наоборот слишком строгой дисциплины, антисоциального поведения родителей и т.д.

Нарушения личности принято классифицировать следующим образом:

  • Параноидальные. Чрезмерное недоверие к окружающим и подозрительность;
  • Шизоидное расстройство. Ограничение контактов с окружающими, отсутствие эмоциональных проявлений;
  • Диссоциальные. Игнорирование и нарушений общеустановленных норм и правил;
  • Пограничные. Нестабильность самооценки, социальных отношений, чрезмерная импульсивность;
  • Истерические. Стремление всегда быть в центре внимание, чрезмерная эмоциональность;
  • Нарциссические. Убежденность в собственном превосходстве;
  • Обсессивно-компульсивные. Стремление к совершенству, чрезмерная озабоченность порядком;
  • Зависимое расстройство личности. Паталогическая потребность в помощи и заботе окружающих;
  • Пассивно-агрессивные нарушения. Пассивное сопротивление или негативное отношение к адекватным требованиям и правилам;
  • Садистические. Стремление унижать других людей.

Стоит отметить, что большинство людей с нарушениями личности отказывают от медицинской помощи и всячески уклоняются от лечения.

Расстройства движений и действий

Нарушения движений и действий определяются как моторные расстройства, при которых человек не полностью контролируют движения своего тела (возникают нарушения координации движений), теряет способность к выполнению привычных бытовых действий и т.д. Нарушения движений и действий являются следствием расстройств исполнительных (эфферентных) и двигательных (афферентных) механизмов.

Нарушения координации движений и действий при эфферентных расстройствах вызываются парезами (ослабление движения мышц) или параличами. В основе афферентных нарушений обычно лежат более сложные процессы, такие как апраксия, кататоническая активность (бесконтрольные хаотичные движения), насильственные действия, при которых больные выполняют различные акты (плач, смех и т.д.)  помимо своей воли.

Одним из примеров нарушений двигательной активности могут служить тики – непроизвольные, быстрые, повторяющиеся движения. Тики могут быть также вокальными, проявляющиеся в покашливании, шмыганье носом и т.д. Острые тики относятся к вариантам нормы, однако их хроническое течение считается патологическим, так как нарушает процесс нормального взаимодействия человека в социуме. Сочетание различных типов двигательных и вокальных тиков в медицине принято называть синдромом Туретта.

Расстройства восприятия и воображения

Восприятие и воображение – это часть познавательных процессов человека, возникающих вследствие отражения сигналов от коры головного мозга. Воображением называют особую форму человеческой психики, которая, по сути, занимает некое промежуточное положение между памятью, мышлением и восприятием. Нарушения восприятия могут быть вызваны патологиями ЦНС, психическими и нервными расстройствами, депрессиями, а также банальным переутомлением. Как правило, возникновение расстройств восприятия и воображения являются прямым следствием нарушения мышления.

Нарушения восприятия могут включать в себя иллюзии и галлюцинации (зрительные, слуховые и прочие), неузнавание окружающих людей и обстановки, деперсонализацию. Иногда у больных наблюдается искажение вкусовых чувств.

Что касается расстройства воображения, то оно может проявляться как в его дефиците, так и в патологической активности. Проявлением подобных нарушений может стать виртуализация сознания, мифомания, псевдология, диссоциация воображения и т.д.

Расстройства эмоциональной сферы

Психология рассматривает человеческие эмоции в качестве субъективных реакций на  раздражители различного характера, которые могут проявляться в виде чувства наслаждения, тревоги, радости, страха и т.д. Все проявления жизнедеятельности человека сопровождаются эмоциями, которые являют собой механизм регуляции поведения и психической активности.

О нарушениях эмоциональной сферы говорят, когда на воздействие незначительных раздражителей у человека возникает чрезмерная, патологическая реакция. Как правило, провоцируют подобные расстройства органические поражения головного мозга, психопатии и прочие заболевания.

Классификация нарушений эмоциональной сферы включает в себя следующие виды расстройств:

ВидОпределение
ЭйфорияПатологическая радость
МорияНемотивированно хорошее настроение, сопровождающееся дурашливостью, пошлыми шутками и т.д.
ДисфорияНемотивированная злоба и тоска
ТревогаБеспокойство и  тоска, проецируемые в будущее
ДистимияПодавленное настроение без видимых причин
Эмоциональная тупостьОдно из нарушений эмоциональной сферы, связанное с оскудением или исчезновением способности к сопереживанию, этических, моральных и эстетических чувств
Эмоциональная лабильностьНеустойчивость настроения
АпатияПолное безразличие к окружающему миру и себе
Неадекватность эмоцийНесоответствие эмоциональных проявлений вызвавшему их событию

К проявлениям нарушений эмоциональной сферы относятся также депрессии и маниакальные состояния.

Расстройства интеллекта

Интеллект – это система всех познавательных способностей человека, в частности, способность распознавать и решать проблемы, воспринимать абстрактные объекты и устанавливать между ними взаимосвязь. Данная функция является чрезвычайно сложной и включает в себя множество компонентов, таких как ум, память, понимание, внимание, ассоциативное и абстрактное мышление и т.д.

Психология выделяет расстройство интеллекта врожденное (умственная отсталость) и приобретенное (деменция). В первом случае подобное состояние может быть вызвано внутриутробными патологиями либо нарушениями развития детей раннего возраста. В этом случае оценка интеллекта человека оценивается в контексте его поведения в семье и обществе.

Деменция – это потеря приобретенных интеллектуальных навыков. Часто такие нарушения встречаются у людей в пожилом возрасте (старческое слабоумие), но могут диагностироваться и у молодых лиц. О приобретенном нарушении интеллекта речь будет идти только тогда, если больной не страдает расстройствами сознания или мышления. Причины возникновения подобных расстройств кроются в дегенеративных заболеваниях головного мозга, некоторых инфекционных и вирусных поражениях, онкологических заболеваниях и т.д.

Диагностика и лечение всех вышеперечисленных нарушений психических функций, будь то нарушения памяти, восприятия, эмоциональной сферы, нарушения сознания и т.д. у взрослых и детей, входит в компетенцию психологов, психиатров, а также специалистов смежных специальностей. Современная психиатрия располагает множеством методов, с помощью которых больным возможно вернуть траченные функции частично или полностью. Лечение всегда разрабатывается с учетом основных причин, вызвавших психические расстройства.

odepressii.ru

виды, причины, симптомы и лечение

10 ноября 2015

Просмотров: 4214

Расстройство личности — это продолжительное и стойкое нарушение разных аспектов деятельности психики. В таком поведении отсутствует продуктивная психосоматика, поэтому от этих проявлений страдают сам человек или находящиеся вокруг люди. Такие нарушения часто возникают в детском или юношеском возрасте и длятся на протяжении всей жизни. Расстройство самой личности и ее поведения обусловлены стойкими нарушениями в мыслях, эмоциях и поступках. У каждого человека свои особенности психики, и когда на общем фоне выделяется чье-либо поведение, у остальных людей это провоцирует появление раздражения. Появляются определенные проблемы, которые влияют на жизнь человека с нарушениями и на тех, кто находится рядом с ним. Если такое состояние существенно влияет на повседневную жизнь человека, целесообразно говорить о необходимости квалифицированной помощи психолога или психиатра.

Несмотря на свой вид, психические расстройства нарушают адекватное психоэмоциональное восприятие человеком окружающего мира, способность больного социально адаптироваться. Терапия с помощью медикаментозных средств не влияет на изменение черт личности, но посещение психотерапевта может оказать большую помощь в выявлении своих проблем и в изменении поведения.

Механизм возникновения нарушений

Что такое расстройство личности? Их можно определить как разновидность расстройства психики, которую квалифицируют клинические психологи и психиатры. Определяется оно как стойкие нарушения, которые проявляются в поступках, эмоциях и мыслях человека. Для того чтобы был поставлен такой диагноз, сначала необходимо исключить поражения головного мозга органического характера, которые способны спровоцировать аналогичные отклонения.

Такие нарушения чаще проявляются в детском возрасте или подростковом. Выраженность отклонения в поступках и внешняя среда влияют на возможность адаптации при таком диагнозе. При положительных обстоятельствах происходит адаптация, в неблагоприятных случаях — дезадаптация. Факторы, которые провоцируют декомпенсацию, это:

Каковы же причины недуга и что влияет на его развитие? На возникновение и прогрессирование психопатий сильно влияет возраст. Самым опасным в плане дезадаптации является подростковый и младший школьный возраст.

Психические нарушения у человека обуславливают неадекватное восприятие им окружающего мира, ненормальные решение проблем и отношение к людям. Таким людям трудно построить конструктивные отношения с членами своей семьи. Людям с расстройствами свойственно не видеть свое неадекватное поведение и отношение к окружающему миру. Поэтому они очень редко обращаются к специалисту по собственной инициативе.

Вернуться к оглавлению

Симптомы расстройств и причины их возникновения

Таких людей не устраивает их жизнь, они могут страдать токсикоманией, нарушениями в эмоциональном восприятии и настроении; нарушается пищевое поведение, возникает чрезмерное беспокойство.

Основными факторами, которые могут спровоцировать возникновение такого нарушения, являются насилие в детском возрасте (инфантильное расстройство личности), игнорирование ребенка в семье, сексуальные развращения и издевательства, воспитание малыша в условиях алкоголизма, полного равнодушия к его чувствам и поведению.

Руководство по психическим расстройствам дает свои критерии оценки поведения и является основным в определении такого диагноза, как расстройство личности. У каждого человека существуют свои личностные черты, которые тесно связаны с другими людьми и событиями. Одни люди склонны к тому, чтобы в трудных ситуациях просить о помощи, а другие решают свои проблемы самостоятельно. Одни люди снисходительно относятся к возникшим проблемам, а другие склонны к преувеличению даже небольших проблем.

Независимо от того, каков стиль реагирования у человека, психически здоровая личность будет пробовать подходить альтернативно к решению проблемы, если первая реакция не даст положительного результата.

Люди с психическими и психологическими нарушениями являются ригидными, они не склонны к адекватной реакции на возникшие проблемы и трудности. Они не умеют правильно строить отношения с близкими людьми, друзьями, коллегами. Такие нарушения отличаются по степени тяжести.

Так как такие личности не осознают того, что их мысли и поведение неприемлемы в обществе, по этой причине их обращение к специалистам редко. Чаще такие люди обращаются с такими проблемами, как хроническая напряженность, которая возникает по причине расстройств, тревожные симптомы или депрессивное состояние. Они считают, что их проблемы вызваны другими людьми или теми обстоятельствами, которые им неподвластны. На сегодняшний день доказана эффективность лечения таких нарушений с помощью психотерапии и психоанализа.

Вернуться к оглавлению

Последствия нарушений

Нарушения в развитии личности и поведения могут вызвать такие осложнения, как:

  • высокая опасность появления алкогольной и наркозависимости, неадекватного сексуального поведения, проявлений суицидальных склонностей;
  • развитие психических нарушений у детей больного человека по причине его неадекватного воспитания, которое выражается в эмоциональных срывах, безответственном и оскорбительном типе воспитания;
  • психические и эмоциональные срывы по причине частых стрессов;
  • появление других психических расстройств, например, психоза или тревожности;
  • отказ больного человека быть ответственным за свое поведение, вследствие чего развивается недоверие ко всем окружающим.

Частота нарушений составляет около 9% населения во всем мире.

Вернуться к оглавлению

Виды расстройств

Все виды расстройств личности делятся на такие основные категории, как:

  1. Категория А: параноидальные, шизотипические и шизоидные расстройства.
  2. Группа В: пограничные, истерические или театральные, антисоциальные, нарциссические расстройства.
  3. Категория С: обсессивно-компульсивные, избегающие, зависимые расстройства.

Все типы расстройств личности разные по способу своей интенсивности и по причинам появления. Что касается классификации расстройств личности, то она является условной, так как зачастую встречаются смешанные типы нарушений, которые включают в себя признаки разных видов расстройств.

Параноидальный тип расстройства обуславливает различные проявления. Больной человек испытывает подозрения, которые не имеют под собой реального основания. Такие люди считают, что их используют, обманывают, наносят им ущерб. Они являются чрезмерно недоброжелательными к окружающим людям, не умеют проявлять сострадание, прощение, могут высказывать необоснованные подозрения в том, что их половинка им изменяет. Такие личности убеждены в том, что они правы в любой ситуации, они могут быть лишены эмоций и теплоты к близким. На них оказывают влияние только сила и авторитетность, в противоположных случаях они презирают тех, кто для них является слабым, больным или неполноценным.

При развитии болезни развиваются степень сложности и интенсивность выраженности признаков. Если такой человек чувствует себя обиженным, он может писать жалобы в государственные инстанции, в которых указывает любые взгляды или поступки, которые противник, как им кажется, проявляет преднамеренно и с явной недоброжелательностью в их сторону. Такая личность может посылать анонимные письма с угрозами. Число лиц, которые их преследуют, растет, сюда могут входить все, кто их вовремя не понял и не оказал должного участия в их судьбе. В таких случаях у человека могут развиться сверхценный бред, бред ревности. Личности с бредом являются социально опасными, так у них может быть способность к агрессивным действиям по отношению к своим мнимым врагам или к супругу, которого считают предателем.

Пассивно-агрессивный тип расстройства выражается в раздражительности, завистливости, злобности, угрозах совершить самоубийство (которое они на самом деле не намерены совершать). Состояние усугубляется продолжительным депрессивным состоянием, которое может возникать на фоне алкогольной зависимости и разных соматических расстройств.

Нарциссический тип выражается в сильном преувеличении своих способностей и достоинств, приписывании несуществующих талантов и героических поступков. Такие личности очень любят, когда их хвалят и ими восхищаются; успешные люди вызывают у них зависть.

Зависимый тип расстройств проявляется в заниженной самооценке, неуверенности в себе, уклонении от ответственности. Основная проблема таких личностей — неприятие одиночества. Они могут терпеть унижения и обиды.

Тревожный тип выражается в боязни перед различными проявлениями в окружающем мире. Такие личности испытывают страх перед публичными выступлениями, у них наблюдается множество социальных фобий, они очень восприимчивы к критике, им нужны постоянная поддержка и одобрение общества.

Ананкастный тип проявляется в чрезмерной застенчивости, впечатлительности, неуверенности в собственных силах. Такой синдром вызывает сомнения, больной избегает ответственности, у него могут появляться навязчивые мысли.

При гистрионическом типе возникают такие признаки, как необходимость в постоянном внимании; люди импульсивны, склонны к резким перепадам и без того изменчивого настроения. Они пытаются выделиться из толпы, имеют склонность к частому вранью и фантазированию о себе для того, чтобы добиться собственной значимости, часто ведут двойную жизнь: в обществе ведут себя дружелюбно, а семье проявляют настоящую тиранию.

Эмоционально-неустойчивое расстройство выражается в большой возбудимости, бурном реагировании и недовольстве. Гневные проявления у таких людей могут сопровождаться открытым насилием, в случае если им оказывают сопротивление. Склонны к резким перепадам настроения и к импульсивным действиям.

Диссоциальный тип вызывает возможность импульсивных действий, отрицание общепринятых моральных норм, непринятие собственных обязанностей. Такие личности не склонны, к сожалению, к совершению действий, они регулярно обманывают, производят открытые манипуляции другими людьми, пользуются их расположением, а при этом тревоги и депрессии у них не наблюдаются.

При шизоидном типе расстройство личности и поведения выражается в стремлении больного человека к одиночеству. Такие люди избегают отношений и контактов с людьми, равнодушно относятся к похвале или критике, и животные часто становятся их единственными друзьями. Окружающий социум отгораживается от больного, если у человека имеется такая болезнь.

Вернуться к оглавлению

Как проводят лечение недуга?

Лечение расстройств личности заключается в психотерапии и применении медикаментозных препаратов.

Эффект от лечения усиливается, если эти два метода сочетать между собой. Терапия с помощью медикаментозных препаратов включает в себя применение антипсихотических препаратов, анксиолитических средств, антидепрессантов. Психотерапия является очень результативным методом лечения.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

1popsihiatrii.ru

Виды психологических расстройств у детей

«Патологическая почва»

Это понятие было широко известно в психиатрии уже в 20—30-х годах текущего столетия. После работ С.Г.Жислина (1934, 1956) представление об этом феномене расширилось, наряду с понятием «патологически измененной почвы» стали применять понятие «временно измененной реагирующей почвы». Автор подчеркивал не только частоту возникновения психогенных реакций у лиц с функциональной или органической недостаточностью нервной системы, но и сложные, меняющиеся соотношения этих явлений (клиника психогений и сама «почва») в процессе заболевания.

К настоящему времени стало совершенно очевидно, что понять своеобразие каждого конкретного случая психогении невозможно без анализа «почвы», на которой она возникает. «Патологическая почва» может играть роль фактора, не только облегчающего возникновение психогении, но и трансформирующего и утяжеляющей) клиническую картину, течение и исход заболевания.

«Патологическая почва» чаще всего проявляется в виде последствий ранних резадуальных церебрально-органических поражений головного мозга инфекционного и травматического генеза, невропатии, разных клинических вариантов дизонтогений (задержка интеллектуального развития) или асинхроний развития инфантилизм), хронических соматических заболеваний, девиантного протекания возрастных кризов, особенно пубертатного, с многообразными эндокринопатическими и психоэндокринными нарушениями.

Невропатия

Понятие «невропатии» было выделено еще в конце прошлого столетия, но до сих пор лишено четкости.

Термин «невропатия» (синонимы — «конституциональная нервность», «нервозность», «врожденная нервность») долго использовался в клинике внутренних болезней, и особенно педиатрической, поскольку основные жалобы этих детей носят соматический характер, а клинические проявления обязательно включают в себя многообразные соматовегетативные компоненты.

Лишь значительно позже невропатии попали в поле зрения психиатров. При этом некоторые из них относили невропатии к своеобразным диатезам, другие — к конституциональным эндокринопатиям, вегетативной дистонии. В целом невропатия не рассматривается детскими психиатрами как «болезнь в настоящем смысле слова», а лишь как функциональное состояние, как «патологическая почва» для возникновения другой психической патологии — в первую очередь, психогенных заболеваний.

Характерные признаки врожденной детской нервности обнаруживаются уже в первые месяцы жизни. Ребенок проявляет двигательное беспокойство, плаксивость, капризность, У него отмечаются нарушения сна с пробуждениями, вскрикиваниями, кошмарными сновидениями. Почти все такие дети склонны к функциональным расстройствам желудочно-кишечного аппарата: спазмам, срыгиваниям, рвоте, поносам, запорам, частым мигрирующим диффузным болям в животе.

В дошкольном возрасте наблюдаются нарушение аппетита вплоть до анорексии, избирательность в еде, предпочтение жидкой пищи, склонность к поеданию мела, угля, извести.

В школьном возрасте преобладают функциональные сосудистые нарушения, у некоторых они являются ведущими. Обычно это бледные дети, но с острыми, резкими колебаниями сосудистого тонуса, при малейшем волнении возникают красные пятна на лице. Отмечается также склонность к обморокам. В двигательной сфере имеют место беспокойство, суетливость, наклонность к лишним движениям (гиперкинезам, тикам). Нередко бывает ночное недержание мочи. Частый симптом невропатии - склонность к заиканию. Отмечается также повышенная сексуальность. Дети повышенно чувствительны к неожиданным вспышкам света, громким звукам, окрикам, к колебаниям погоды. Характерны расстройства сна, головные боли, головокружения, непереносимость езды в транспорте.

Как правило, отмечается вегетативная дистония: резкие колебания пульса и артериального давления при перемене положения тела, склонность к ортостатическому коллапсу.

Наряду с соматовегетативными проявлениями  наблюдаются такие особенности психики, как раздражительная слабость, повышенная впечатлительность, легкая возбудимость и быстрая утомляемость, истощаемость. В зависимости от преобладания тормозимости или возбудимости различают два варианта невропатии. При преобладании истощаемости, неспособности к тигельному психическому усилию, невыносливости к любым раздражителям дета отличаются робостью, неуверенностью в себе, трудностью быстрого принятия решений, приспособления к новым и меняющимся ситуациям. Легкая ранимость приводит к частым столкновениям q. окружающими, неуспех переживается тяжело. Они стремятся к контактам, легко привязываются, ищут в людях опору. Этот вариант встречается чаще.

При преобладании повышенной возбудимости и раздражительной слабости дети отличаются вспыльчивостью, гневливостью, однако аффект не бывает стойким, быстро спадает. Аффективные вспышки обычно кончаются истощением:

Школьная успеваемость у невропатических детей крайне неровная, успехи Чередуются с неудачами.

Легко возникающие у невропатов психогенные расстройства носят чаще всего характер невротических реакций с вегетативно-соматическими или двигательными расстройствами. В ясельном возрасте это чаще всего нервная диспепсия, расстройства сна, анорексия. После 2 лет нередки невротические страхи, боязнь темноты, одиночества, мелких животных. В дошкольном возрасте невротические реакции разнообразнее. Кроме описанных синдромов, легко возникают заикание, мутизм, энурез, тики.

Факт поступления в школу для таких детей может играть роль психогенной травмы, возникают энурез, рвота, страхи, бессонница.

По мере приближения к пубертату (к 12 годам) невротические реакции становятся сложнее и разнообразнее. Усиливаются личностные компоненты невротического реагирования (неуверенность в себе, заниженная самооценка, боязнь не справиться с заданием, повышенный драматизм при переживании неуспеха, возникновение различных невротических реакций).

В период пубертатного криза при психогенных воздействиях нередко присоединяются ипохондрические симптомы (страх за жизнь и здоровье, многочисленные соматические жалобы, фиксация на них, появление навязчивых страхов — фобий — и таких личностных особенностей, как тревожная мнительность).

Невротические реакции на невропатической почве легко принимают затяжной характер и трансформируются в развернутые формы неврозов и невротические развития личности. Своевременное врачебное вмешательство может способствовать компенсации личностных, невротических (в том числе соматовегетативных) расстройств.

Ранние церебральные резидуально-органические нарушения

В анамнезе детей с психореактивными состояниями и неврозами очень часто отмечаются перенесенные во внутриутробном, натальном, перинатальном или раннем детском возрасте экзогенно-органические вредности (травмы головы, мозговые инфекции, интоксикации, асфиксия мозга). Указание на перенесенную вредность еще не означает, что у ребенка обязательно должно возникнуть органическое поражение головного мозга. Но если  даже оно имело место, диапазон выраженности последствий очень широк: от субклинических нечетких проявлений до глубокого органического дефекта со слабоумием или текущего органического заболевания головного мозга.

Наиболее легкие органические поражения обозначаются как «минимальная мозговая дисфункция» — ММД («синдром незначительного поражения головного мозга» — R.S.Rayne, 1966; «экзогенный психосиндром раннего детского возраста» —R.Lemp; «синдром дефицита внимания» (гиперкинетические синдромы) — DSM-III-R).  При определении этих понятий обязателен ряд условий: органическое поражение должно быть ранним (от нуля до 7 лет), текущим, и по выраженности расстройств - легким.

Эти остаточные явления детских органических поражений в отечественной психиатрии обозначаются как «ранние церебральные резидуально-органические расстройства». Именно такие состояния чаще всего и играют роль патологической почвы.

К особенностям резидуально-органических состояний у детей и подростков относятся, наряду с легкими психоорганическими и церебрастеническими проявлениями, искажение, замедление или задержка психического развития, имеющие клиническое выражение. Иными словами, легкий органический дефект возникает в условиях продолжающегося психического развитий и может влиять на него, искажать его. Органическая недостаточность с возрастом уменьшается, нивелируется, но становится более отчетливой в периоды возрастных кризов. Так, в период пубертатного криза могут формироваться картины отчетливых психоорганических расстройств. В целом резидуально-органическая недостаточность не только облегчает возникновение психогений, но и может определять выбор невротического (психореактивного) синдрома, оказывать влияние на длительность психогений, способствовать неблагоприятному характеру динамики состояния и участвовать (наряду с другими факторами) в переходе в психогенное (невротическое) развитие личности.

При ранних резидуально-органических состояниях психоорганический синдром представлен в редуцированном (усеченном) виде и отличается легкими регистрами нарушений. У детей и подростков клиническое выражение психоорганических расстройств соотносится с уровнем возрастного психофизического развития, что определяет клиническую неочерченность и фрагментарность этой симптоматики.

В раннем детском возрасте психоорганические расстройства могут исчерпываться симптоматикой невропатии, но с большим акцентом на церебрастенических проявлениях, задержках развития каких-либо психических функций.

У детей преддошкольного возраста психоорганический синдром проявляется также атипично. Расстройства интеллектуальных функций состоят в некоторой задержке речевого развития, бедном запасе слов, недостаточной выраженности интеллектуальных интересов. Наряду с этим значительное место занимают явления церебрастенического синдрома, вегетативная лабильность, двигательная расторможенность и рассеянная неврологическая симптоматика.

С 5 лет на первый план в структуре психоорганического синдрома выступают эмоционально-волевые и двигательные расстройства: возбудимость, импульсивность, недостаточное чувство дистанции, назойливость, частые смены настроения, выраженная двигательная расторможенность со множественными лишними движениями. Вместе с тем церебрастенические и вегетативные проявления выражены значительно. Отчетливо выявляется трудность концентрации внимания, недостаточность тонких движений, трудность выработки двигательных навыков.

В школьном и подростковом возрасте клиника психоорганического синдрома становится еще разнообразнее. Более заметными становятся такие личностные особенности, как импульсивность, склонность к реакциям по механизму «короткого замыкания», нарушение критики к своим особенностям. Наиболее часты при этом дефекты в эмоционально-волевой сфере, в сферах темперамента и влечений: нарушения инстинкта самосохранения, аффективная возбудимость с агрессивными вспышками или слабость аффективных побуждений, расторможенность примитивных влечений — сексуальность, прожорливость; внушаемость, подчиняемость, зависимость от взрослых, а также тугоподвижность психических процессов (инертность), застревание на несущественных рассуждениях, склонность к накоплению аффекта, истощаемость, спонтанные расстройства настроения по типу укороченных фаз (от нескольких часов до нескольких дней).

В то же время могут выявляться сезонные (весенне-осенние) ухудшения симптоматики с усилением сосудисто-вегетативных расстройств. В подростковом возрасте на первый план выступают расстройства влечений, эндокринные расстройства, а церебрастенические нарушения могут приобретать настолько доминирующий характер, что вкладываются в самостоятельный синдром. В случаях с неблагоприятным протеканием криза астенические проявления могут приближаться к состоянию, описанному как «астеническая юношеская несостоятельность».

Задержка психического развития

Понятие «задержки» интеллектуального развития было выделено H.Stutte как альтернативное олигофрении. Под олигофренией понимается врожденное недоразвитие интеллекта от легких степеней до полного малоумия (дебильность, имбецильность, идиотия, охватывающее все сферы психики, т.е. носящее тотальный характер. Значительно чаще встречаются парциальные (частичные) нарушения интеллектуального развития, которые и обозначены как «задержки». В отличие от инфантилизма («задержанное» развитие) задержки развития рассматриваются не как аномалия, а как легкий психический дефект. Причины их возникновения, как и инфантилизма, могут быть различными, включая ранние инфекционные и травматические поражения головного мозга и социально-психологические влияния. В частности, длительная депривация и психотравматизирование также могут быть причиной «задержек». Легкие задержки интеллектуального развития, которые не исключают возможности внутренней переработки психотравмирующих обстоятельств, могут определять значительное своеобразие психогенного реагирования. Сам факт обнаружения в семье ребенка с задержкой развития нередко воспринимается родителями как несчастье, как причина для семейного разлада.

Особенности психики таких детей обычно замечают рано, особенно если ребенок вынужден находиться вне семьи (сад, школа). Если ребенок отличается непонятливостью, тугодумством, отсутствием тонких эмоций, над ним начинают посмеиваться, дают прозвища, отстраняются от общения с ним. А для ребенка с недостаточностью интеллекта, который не может понять причины такого отношения, все представляется опасным, враждебным, сопровождается появлением тревоги, подавленности, замкнутости.

Изгойное положение сопровождает ребенка и в школе, и на улице, и дома, становится причиной тяжелых и длительных переживаний, способных принимать болезненный характер. Психогенные расстройства могут временно усугублять интеллектуальную недостаточность (состояние декомпенсации).

Особенности реагирования таких детей зависят не только от глубины задержки развития, но, что очень важно, от реакции окружающих на их неполноценность. Чем заметнее, карикатурнее эта реакция, тем тяжелее и длительнее болезненное состояние. Возникающие при этом психогении чаще оформляются по наиболее элементарному типу, начинают сопровождаться изменениями личностных особенностей с появлением таких черт, как возбудимость, тормозимость, истероидность.

Особенно тягостные последствия наблюдаются у детей с задержкой развития при сочетании психогенных, психосоциальных и депривационных влияний.

Инфантилизм

Инфантильность, детскость или Незрелость психики с частичным несоответствием развития психических функций возрасту ребенка рассматривается, как самая легкая степень дизонтогенеза (нарушенного развития). Это нашло свое отражение в разных группировках дизонтогенеза, в которых инфантилизм определяется как «задержанное развитие» и соответствует уровню психических аномалий, но не психического дефекта (как это характерно для «задержек развития»).

Значение психического инфантилизма для понимания возрастной специфики клиники психореактивных расстройств и неврозов нельзя недооценивать. Наличие этого феномена в клинической картине определяет уровень поражения, предпочтительность той или иной симптоматики, своеобразие мотивации поведения и механизмов развития заболевания, а также особенности волевых, прогностических и критических способностей. Инфантилизм, как правило, сложен по своему происхождению (полиэтиологичен). Его генез включает и резидуально-органические, и социально-психологические факторы. Длительная психотравмирующая и депривационная ситуация сама по себе может вызвать парциальную незрелость психики.

Инфантилизм различают по преимущественному происхождению (конституциональный, органический, психоэндокринный, соматогенный, социокультуральный), по полноте охвата сфер (тотальный и парциальный, психический и психофизический), по возрасту выявления (инфантилизм или ювенилизм, т. е. сохранение черт ранней подростковой психики).

В рамках ранних резидуально-органических состояний инфантилизм имеет очевидную возрастную динамику и нередко приходит на смену более выраженным задержкам психического развития. Характерными особенностями такого инфантилизма являются охват всех сфер психики, частая сопряженность с задержанным физическим и сексуальным созреванием, нарушения предпосылок интеллекта (внимание, темп работоспособности, волевой контроль над интеллектуальной деятельностью, способность к логическому и аналитическому мышлению). При этом характерны недостаточная способность к осмыслению, внутренней переработке событий, прогнозированию. Подростки мало задумываются над последствиями совершаемого, от них скрыт внутренний смысл сложных поведенческих актов.

Органически неполноценные дети в силу трудностей их воспитания оказываются чрезмерно опекаемыми, так что гиперопека является в этом случае неизбежной. В неблагополучных семьях, напротив, имеет место гипоопека или даже безнадзорность. В зависимости от воспитательного подхода в структуре инфантилизма возникают разные дополнительные особенности: неуверенность в себе или самоуверенность, чувство изгойности или исключительности и пр.

Первые признаки «детскости», не соответствующей возрасту, отмечаются уже воспитателями детских садов, но их клинически отчетливое выявление обычно относится к началу школьного периода (второй криз — 5—7 лет). При невыраженности формальных расстройств интеллекта такие дети оказываются в числе неуспевающих — первый игровой интерес к новому (обстановка и занятия в школе) быстро исчезает; необходимость систематически «высиживать» все уроки, выслушивать объяснения учителя начинает вызывать отрицательное отношение, а позже — протест или даже отказ. При этом отмечаются усиление двигательной расторможенности, истощаемости, засыпание на уроках, расстройство сна, аппетита, невротические реакции.

Все эти явления характеризуют период тягостной и длительной адаптации. Однако и в дальнейшем на протяжении всего периода обучения такие дети испытывают большие трудности. Временами у них возникают состояния декомпенсаций, во время которых выявляются церебрастенические, эмоционально-волевые нарушения. С этим связаны повторные, хотя и недлительные, стационирования в психиатрические больницы.

Успеваемость у инфантильных, в отличие от дебильных, личностей нарушена не тотально, но отличается крайней неравномерностью и находится в большой зависимости от настроения, интереса к учителю (внешность, одежда, «ласковость») или занятию (внешне эффектные приемы изложения учебного материала). В связи с трудностями обучения нередко неправомерно ставится вопрос о переводе их во вспомогательную школу.

Значительное видоизменение клинической картины происходит в период пубертатного криза. В период пролонгированной негативной фазы усиливаются психоорганические, психоэндокринные и эмоционально-волевые нарушения, поведенческие расстройства, появляются утрированные возрастные реакции имитации, отказа, протеста, а также признаки педагогической запущенности. Психическая незрелость в связи с нарастанием разрыва между увеличивающимся паспортным возрастом и физическим уровнем замедленного созревания кажется усиливающейся. Сохранение инфантилизма в подростковом возрасте обычно сопровождается снижением способности к социально одобряемой деятельности, отчетливой склонностью к обогащению отрицательным опытом, стремлением к самоутверждению.

Если инфантилизм обусловлен преимущественно социально-психологическими факторами, клинические проявления его приобретают некоторые особенности. Известны описания «инфантилизированного характера», «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежит изнеживающее воспитание по типу «кумира семьи», «гиперопеки» или «гиперпротекции». При этом могут возникать такие черты, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков и инициативы, слабая выносливость к психическим нагрузкам, сохранение детских привязанностей и интересов, эгоцентризм, недостаточность социальной зрелости и адаптированности.

Известны также явления «госпитализма» у подростков, состоящие в формировании инфантильной психики в условиях депривации. При этом возникают гипертрофированные интеллектуальные интересы, носящие односторонний характер. Наиболее незрелыми оказываются социальные стороны интеллекта и эмоций.

Темперамент, личность, соматическая ослабленность

Значение темперамента для формирования психогенных расстройств очень значительно. Само понятие «темперамент» до сих пор является нечетким, в связи с чем оно не всегда анализируются при рассмотрении психогений. Вместе с тем оно было положено великим физиологом И.П. Павловым в основу учения об экспериментальных неврозах. Он утверждал, что главным при неврозах является видоизменение типов темперамента под Влиянием невротизирующих факторов. По мнению ведущих ученых, невротическое реагирование реализуется в зависимости от темперамента и психологического влияния социального окружения.

Темперамент определяют как энергетическую характеристику психических свойств, как проявление темпа психических процессов, как врожденный тип реагирования. В процессе возрастного развития типы темперамента (холерический, флегматический, меланхолический, сангвинический) могут меняться. Современные авторы дают слишком расширительные толкования темперамента. Так, к числу его качественных характеристик относят уровень активности, ритмичность, тенденции к сближению или отдалению, способность к адаптации, порог реагирования, интенсивность реагирования особенности настроения, объем внимания.

Все особенности темперамента имеют непосредственное отношение к психогениям, поскольку темперамент так или иначе связан с особенностями реагирования. Каждый тип темперамента может быть выражен настолько, что сам по себе означает переход от неболезненных форм к болезненным изменениям психики. Для каждого типа темперамента имеются свои ключевые переживания, определяющие развитие психогенных -расстройств.

Так, при холерическом темпераменте наиболее патогенными являются чрезмерные ограничения со стороны родителей или других лидирующих взрослых. При этом происходит заострение возбудимости, гиперактивности, непоседливости, исчезновение «тормозов». Длительная стимуляция детей с флегматическим темпераментом вызывает усиление присущих ему свойств — инертности, замедленности.

Даже уравновешенный ребенок с сангвиническим темпераментом может дать «нервный срыв» при нарастающем несоответствии темпераментов родителей и детей. Попытки родителей «исправить» природный темперамент приказом оборачиваются возникновением перенапряжения и неврозом.

При описании психогенных заболеваний необходимо рассмотреть понятие «преморбидных особенностей личности». В него наряду с определенной характеристикой темперамента входят особенности личности, имеющие место к началу заболевания. Психореактивные расстройства и неврозы могут развиваться и у практически здоровых детей, но в подавляющем большинстве случаев они возникают на «патологической почве». Основное, что привносится этой «почвой», в конечном счете проявляется особенностями темперамента и личности. При этом в случаях психореактивных заболеваний речь идет о так называемом «психопатическом ряде» — от акцентуаций характера (нерезкое заострение личностных черт) до психопатических или психопатоподобных структур.

Частота возникновения неврозов при определенном складе личности (истерический невроз — истерические личности, невроз навязчивых состояний — психастенические личности, неврастения — тормозимые личности) послужила поводом для столь тесной связи понятий психопатии и неврозов, что по существу неврозы оказались растворенными в психопатиях, а некоторыми авторами рассматривались даже как декомпенсации психопатий.

Между тем накапливается все больше данных о том, что преморбидные личностные особенности при неврозах имеют свою специфику — в отношении генеза, соотношения с динамикой развития самого невроза, в плане особенностей клинического содержания. Так, подчеркивается отчетливая связь при неврозах формирующейся личностной аномальности с психогенными влияниями, формирующими невроз, с неблагоприятной жизненной ситуацией. Понятие «невроз» конкретизируется понятиями «невроз характера» и «невротический характер». Оба эти состояния представляют собой «невроз без невроза», своеобразное психогенное преформирование личности в результате невротической переработки внутренних инфантильных конфликтов. По В.Н.Мясищеву, невротический характер отличается индивидуализмом, повышенным уровнем притязаний, склонностью к преимущественно аффективному способу переработки психотравмирующих факторов, чертами инфантилизма в эмоционально-волевой сфере, склонностью к застреванию на конфликтных переживаниях.

В целом, по-видимому, целесообразно говорить о том, что личностные изменения у детей с неврозами имеют сходное с самим неврозом психогенное происхождение и формируются как в период преморбида, так и в процессе развертывания самого невроза. Растянутость во времени начальной стадии невротических расстройств и уже сформировавшихся личностных особенностей и определила возможность выделения преневротических состояний.

К психической травматизации особенно чувствительны дети с повышенной впечатлительностью, возбудимостью, пугливостью и неуверенностью в себе. Но для развития неврозов важны и такие свойства личности, как интравертированность, склонность к патологической фиксации на неприятных переживаниях, гипертрофированное ощущение своего «я», тенденция к возникновению внутренних конфликтных переживаний и психологических способов личностной защиты.

В отличие от этого психореактивные заболевания чаще развиваются у детей более примитивных, с малой дифференцированностью личности и эмоциональности, отсутствием глубины переживаний.

Среди личностных особенностей при неврозах отмечают также сочетание повышенной чувствительности, неуверенности в себе с чувством чрезмерной ответственности, гиперсоциальностью. Под влиянием психотравмирующих жизненных обстоятельств, длительно действующих стрессов повышенная эмоциональность превращается в болезненную эмотивность; непосредственность и впечатлительность — в настороженность и беспокойство; импрессивность (склонность к внутренней переработке психотравмы) — в тормозимость; беззащитность — в ранимость и уязвимость (сензитивность).



biofile.ru

Виды расстройств личности

Различного рода психические расстройства в условиях современной жизни, являются вполне обычным явлением. Однако, несмотря на это, бороться с психическими расстройствами все-таки нужно, даже с самыми незаметными на первый взгляд. Но для того, чтобы бороться, нужно сначала выяснить, о каком именно расстройстве идет речь, ведь ни для кого не секрет, что расстройства личности бывают разными. Собственно, мы в нашей сегодняшней статье как раз-таки и расскажем о видах психических расстройств, но для начала. Давайте разберемся с тем, что из себя вообще представляет психическое расстройство личности…

Определение

Личностным расстройством является расстройство из области психической или же клинической психологии. Характеризуются все расстройства нарушениями в действиях и мыслях человека. Если же говорить точнее, то психическое расстройство личности, это в первую очередь, видоизмененное восприятие окружающего мира, а также, нарушение в реакции на те или иные события.

Виды расстройств личности

На данный момент классифицируется всего три вида личностных психических расстройств. Каждое из расстройств имеет свои собственные симптомы, а посему и лечится отдельным методом. В частности, речь идет о следующих видах расстройств:

Группа «А», к которой относятся расстройства параноидального, шизотипического и шизоидного типа;

Группа «В», к которой относится истерическое, театральное, антисоциальное и даже нарциссическое расстройство личности;

Группа «С». К этой группе относятся расстройства обессивно-компульсивного и зависимого типа.

Стоит отметить, что несвоевременное лечение того или иного расстройства личности, может привести к фатальным последствиям, справиться с которыми будет уже намного труднее. То есть, при малейших признаках того или иного личностного расстройства. Нужно сразу же обращаться за помощью к специалисту, дабы потом, попросту не было поздно.

Учтите, ничего постыдного в этом нет, учитывая интенсивность и стрессовость современной жизни, так что, если в вашу жизнь прокралось психическое расстройство, не стоит бояться говорит о нем, ведь в противном случае, можно лишиться всего того, чем дорожит каждый человек – светлого ума и трезвого взгляда на жизнь.

perwenec.ru

Психические расстройства: виды, симптомы нарушений

data-full-width-responsive="true">

Психические расстройства являются состоянием, характеризуемым психическими и поведенческими изменениями в деструктивном направлении.

Термин обладает несколькими толкованиями, как в сфере юриспруденции, так и в психиатрии или психологии, что вносит неоднозначность в его значение.

МКБ (международная классификация болезней) не выделяет данное расстройство в качестве душевной либо психической болезни.

Термин скорее носит общую оценку разнообразных нарушений человеческой психики.

Психиатрией отмечается, что не всегда существует возможность выявить биологические, общественные либо медицинские признаки психических отклонений. Лишь немногие психические проблемы возникли по причине физического нарушения организма.

Факторы риска

Каждое расстройство психики индивида может возникнуть как по причине изменения структуры, так и ввиду нарушения нормального функционирования мозга.

Причины, оказывающие на это влияние, подразделяют на следующие группы:

  1. Экзогенные. К данной категории принято относить любой внешний фактор, оказывающий влияние на человека: будь то различные производственные токсины, наркотические препараты, микроорганизмы или травмы мозга, которые в том числе могли быть вызваны заболеванием.
  2. Эндогенные. В эту категорию входят имманентные факторы, которые включили в свой состав нарушения набора хромосом, заболевания генов, наследственные болезни.

Научно невозможно объяснить еще множество психических нарушений. Каждый 4-й обладает склонностью к психическим расстройствам и изменчивости поведения.

К основным факторам, провоцирующим рассматриваемые патологии, принято относить биологическое и психологическое влияние окружения.

Нарушение может генетически передаваться вне зависимости от половой принадлежности. Психологические факторы объединили собой наследственность, а также воздействие окружения, что способно приводить к нарушениям личности.

Воспитание среди детей ложного представления о семейных ценностях повышает шансы на развитие психических расстройств.

Психические патологии наиболее часто проявляются среди больных сахарным диабетом, сосудистыми заболеваниями мозга, инфекционными заболеваниями, а также испытавших инсульт.

Алкогольная зависимость способна лишать человека вменяемого состояния, нарушая психические и физические функции организма.

Симптомы заболевания могут также проявляться в случае регулярного употребления психоактивных препаратов, влияющих на нервную систему.

Осенние обострения или личные неприятности способны любого человека привести к легкой депрессии. Именно по этой причине осенью рекомендуют употреблять витамины.

Классификация

Чтобы было удобнее ставить диагноз, организация всемирного здравоохранения классифицировала психические патологии, которые принято группировать следующим образом:

  1. Состояние, вызываемое разного рода органическими повреждениями головного мозга. В эту категорию относят расстройства, вызванные травмами мозга, инсультами или системными заболеваниями. Нарушаются когнитивные функции, возникают такие симптомы, как галлюцинации, эмоциональная изменчивость, бредовые идеи.
  2. Стойкое психическое изменение, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя или наркотиков. В данную группу входят патологии, которые были вызваны влиянием психоактивных препаратов, а также седативных, снотворных, галлюциногенных веществ.
  3. Шизофрения и шизотипические расстройства. Симптомы проявляются в виде резкой смены характера, совершения алогичных и нелепых поступков, изменения интересов и возникновения нехарактерных увлечений, падения работоспособности. Индивид может полностью утратить состояние вменяемости и восприятия окружающих его событий. Если симптомы слабо выражены либо относятся к пограничному состоянию, то у пациента диагностируется шизотипическое расстройство.
  4. Аффективные расстройства являются группой нарушений, проявляющихся сменой настроения. Ярчайшим представителем категории считается биполярное расстройство. Также в данную группу входят мании с разнообразными психотическими расстройствами и гипоманией. Устойчивыми формами данных расстройств считается циклотимия и дистимия.
  5. Фобии и неврозы. В данную группу принято относить различные невротические расстройства, включающие паническую атаку, параноидальное состояние, невроз, хроническое стрессовое состояние, различные фобии и соматизированные отклонения. Классификация включает специфические и ситуационные виды фобий.
  6. Поведенческие синдромы, включающие физиологические проблемы. К этой группе относят разнообразные виды нарушений, связанные с питанием, сном и сексуальные дисфункции.
  7. Расстройства личности и поведения. Данная группа включила в себя множество состояний, в том числе проблемы идентификации по половой принадлежности, предпочтений сексуального характера, привычек и влечения.

    К специфическим расстройствам личности относят стойкое изменение поведения как реакцию на социальную либо личностную ситуацию. Подобные состояния включают параноидные, шизоидные, диссоциальные симптомы расстройства личности.

  8. Умственная отсталость. В эту категорию включены врожденные состояния, характеризуемые задержкой в психическом развитии. Данные проявления снижают интеллектуальные функции, такие как речь, мышление, внимание, память и функции социальной адаптации.

    Расстройство может быть легкой, умеренной, средней и тяжелой степени, которая характеризуется явными клиническими проявлениями. Основываются данные состояния на возможных травмах плода во время родов, задержках в развитии внутри утробы матери, генетических предрасположенностях, а также дефиците внимания в раннем возрасте.

  9. Нарушения развития психики. Данная категория включила речевые патологии, задержку в получении навыков, обучения, моторных функций и проблемы психологического развития. Состояние проявляется в детстве и часто бывает вызвано повреждением головного мозга. Протекает равномерно, без ухудшения и ремиссии.
  10. Нарушения, которые связаны с активностью и вниманием. В данную группу также включены гиперкинетические патологии. Симптомы проявляются у подростков или детей в виде проблем со вниманием. Дети проявляют гиперактивность, непослушание, иногда агрессию.

Симптоматика

Психические патологии обладают следующими симптомами, подразделенными на группы признаков.

  1. 1 группа — галлюцинации

    К галлюцинациям относят мнимое восприятие, не вызванное внешним предметом. Такие восприятия могут быть вербальными, зрительными, тактильными, вкусовыми и обонятельными.

    • Вербальные (слуховые) галлюцинации проявляются отдельными словами, песнями, музыкой, фразами, которые слышит пациент. Часто слова могут носить характер угрозы или приказа, которому трудно сопротивляться.
    • Зрительная может проявиться возникновением силуэтов, предметов, картинок и полноценных фильмов.
    • Тактильная галлюцинация воспринимается как ощущение на теле посторонних существ или предметов, а также их перемещение по телу и конечностям.
    • Вкусовая галлюцинация характеризуется чувством вкуса, будто пациент что-либо надкусил.
    • Обонятельная галлюцинация проявляется чутьем ароматов, обычно вызывающих отвращение.
  2. Галлюцинации могут проявляться в самых разнообразных случаях и являются симптомом психоза. Могут встречаться как при шизофрении, так и при отравлении алкоголем или другими токсичными веществами. Также возможно проявление в случае поражения мозга или при старческом психозе.

  3. 2 группа — симптомы нарушения мышления

    В данную группу симптомов входят патологии мыслительных процессов, она включает: навязчивые, бредовые и сверхценные идеи.

    • Навязчивые идеи включают состояния, которые проявляются против воли пациента. Больной оценивает стояние критически и пытается с ним справиться. Навязчивые мысли характеризуются противоречивостью мировоззрению пациента. Навязчивая идея имеет место в случае неврозного состояния или шизофрении.
      • навязчивое сомнение проявляется регулярной неуверенностью в совершаемых поступках и действиях, существует вопреки разумной логике;
      • больной может многократно проверять включены ли электроприборы, заперты ли двери;
      • навязчивое воспоминание проявляется регулярным напоминанием самому себе о неприятном факте либо событии;
      • навязчивая абстрактная идея проявляется прокручиванием в мыслях несвязных понятий, цифр и операций с ними.
    • Сверхценные идеи. Они проявляются в виде логически подкрепленных убеждений, основывающихся на реалистичных ситуациях, которые связаны с личностными особенностями и заряжены эмоционально. Такие идеи толкают больного к узконаправленным действиям, что часто способствует его дезадаптации. При этом сохраняется критичность мышления, поэтому возможна корректировка идей.
    • Бредовые идеи. Под ними подразумевается ложная идея, возникающая на фоне психических расстройств и не соответствующая реальности. Подобные суждения не подвергаются критике, поэтому в полной мере погружаются в сознание пациента, изменяя деятельность и снижая социальную адаптацию больного.
  4. 3 группа — признаки нарушения эмоций

    Здесь группируются различные виды эмоциональных нарушений, отражающие человеческое отношение к реальности и себе лично.

    Человеческий организм обладает тесной связью с внешней средой, что приводит к постоянному воздействию раздражителей извне.

    Такое воздействие может быть как эмоционально позитивным, так и негативным или вызывать неопределенность. Эмоции бывают вновь возникшими (гипотимными, гипертимными и паратимными) либо утерянными.

    1. Гипотимия проявляется снижением настроения в виде испытания тревожности, страхов, чувства тоски или растерянности.
      • Тоска является состоянием, угнетающим любые психические процессы человека. Все окружение окрашено мрачными тонами.

        Активность снижается, присутствует сильная выраженность обреченности. Возникает чувство, будто жизнь лишена смысла.Существует высокая вероятность суицида. Тоска проявляется в случаях невроза и маниакально-депрессивного психоза.

      • Тревога — внутреннее беспокойство, стеснение и излишняя напряженность в груди. Обычно сопровождается чувством надвигающейся беды.
      • Страх — это состояние, вызывающее опасение за собственную жизнь и благосостояние. Больной может, при этом, не осознавать чего боится на самом деле и находиться в состоянии ожидания, что с ним произойдет что-то нехорошее.

        Кто-то будет стремиться сбежать, некоторые становятся подавленными, застывая на месте. Страх может обладать определенностью. В таком случае человек осознает причину страха (автомобили, животные, другие люди).

      • Растерянность. В данном состоянии наблюдается изменчивость эмоционального фона вместе с проявлением недоумения.
    2. Гипотимные состояния не обладают спецификой и могут встречаться при различных состояниях.
    3. Гипертимия — чрезмерно хорошее настроение. Такие состояния проявляются эйфорией, благодушием, экстазом, гневливостью.
      • Эйфория — беспричинная радость, счастье. В данном состоянии часто возникает стремление что-либо делать. Проявляется при употреблении алкоголя или наркотиков, а также при маниакально-депрессивном психозе.
      • Экстаз характеризуется наивысшей степенью повышения настроения. Проявляется у больных шизофренией либо эпилепсией.
      • Благодушие — состояние беспечности с отсутствием стремления к действиям. Наиболее часто возникает при старческом слабоумии либо атрофических процессах мозга.
      • Гневливость. Состояние является раздражительностью наивысшего уровня, озлобленностью с проявлением агрессивной, разрушительной деятельности. При сочетании с тоской называется дисфорией. Состояние характерно для больных эпилепсией.

    Все описанные выше виды эмоциональных состояний могут встречаться у совершенно здорового человека в повседневной жизни: основным фактором тут является количество проявлений, интенсивность и влияние на дальнейшую деятельность.

  5. 4 группа — симптомы нарушения памяти
  6. Четвертая группа содержит симптомы проблем памяти. К таковым относят снижение функции памяти или их полную утрату, неспособность запомнить, удержать и воспроизвести отдельно взятые события или информацию.

    Их подразделяют на парамнезию (обман памяти) и амнезию (утрата памяти)

  7. 5 группа — признаки нарушения волевой деятельности

    К волевым расстройствам относят такие виды нарушений, как гипобулия (выражается ослаблением волевой активности), абулия (отсутствие активности), а также парабулия (извращение волевых актов).

    1. Гипобулия характеризуется снижением интенсивности и количества действий, побуждающих к активности. Может проявляться угнетением отдельных инстинктов, например, пищевого, полового или оборонительного, что приводит к анорексии, снижению либидо и отсутствию защитных действий на угрозу соответственно. Обычно наблюдается при неврозах, депрессивных состояниях. Более стойкие состояния возникают в некоторых случаях повреждения мозга, а также шизофрении и слабоумии.
    2. Противоположным симптомом является гипербулия, которая выражается болезненным повышением волевой активности. Подобное нездоровое стремление к деятельности возникает в случае маниакально-депрессивного психоза, слабоумия и некоторых видов психопатии.
  8. 6 группа — признаки расстройства внимания
  9. Шестая группа симптомов включает признаки рассеянности, отвлекаемости, истощаемости и тугоподвижности.

    1. Рассеянность. В таком состоянии человек не способен сосредоточить внимание на одном виде деятельности.
    2. Истощаемость. Такое нарушение внимания приводит к ослаблению сосредоточенности на определенном процессе. В следствии становится невозможно продуктивно выполнять работу.
    3. Отвлекаемость. Подобное проявление приводит к частой и необоснованной смене деятельности, а в результате и к утрате продуктивности.
    4. Тугоподвижность. Человеку становится сложно переключать внимание с одних объектов на другие.

Описанные патологии почти всегда возникают в случаях психического заболевания.

Общественная реакция

Большая часть людей стремится избегать контакта с людьми, страдающими от психических расстройств, чаще всего причиной тому служат стереотипы.

При этом существует множество вариантов отклонений, которые создают проблемы больному, но никак не окружающим его людям. Лишь некоторые патологии приводят к асоциальному поведению и нарушению законов. При этом человек признается невменяемым и направляется на принудительную терапию.

Старые стереотипы взращивают в людях комплексы, которые не позволяют посещать психотерапевтов, как это принято в западной культуре. Никто не может быть застрахован от психических нарушений, поэтому не стоит игнорировать специалистов, которые могут помочь победить психологическую проблему.

При своевременном оказании правильной медицинской помощи можно избежать тяжелого и порой необратимого влияния психического заболевания на человека.

Документальный фильм на тему: «Психика и психические расстройства. Гениальность или болезнь».

prodepressiju.ru

Виды расстройств личности и особенности их лечения. Параноидальное. Шизоидное. Диссоциальное. Истерическое. Обсессивно-компульсийное. Обсессивно-компульсийное. Тревожное. Нарциссическое

Главной особенностью расстройств личности являются ярко выраженные дезадаптивные особенности психики – такие пациенты не умеют и не могут ладить с окружающими, приспосабливаться к новым условиям. Ранее расстройства личности назывались психопатией, однако со временем специалисты приняли западную точку зрения – психопатия все-таки является отдельным психическим расстройством. Существует несколько видов расстройств личности, иногда встречаются смешанные типы заболевания. Лечение должно осуществляться только опытными специалистами, однако основной проблемой данного расстройства является то, что пациенты в большинстве своем не признают своих психических проблем.

Каждый пятнадцатый житель нашей планеты страдает от расстройства личности. Причем сам он вряд ли воспринимает свое состояние как болезнь, которая требует обращения к специалистам. Все свои поступки он будет оправдывать и считать свое поведение нормальным. Лечение отрицает, а последствия непредсказуемы.

Личностное расстройство: трудности адаптации

Расстройство личности — это дезатаптивная модель поведения, обусловленная стойким психическим нарушением, которое не связано с соматическим или неврологическим заболеванием. Эта патология трудно поддается корректировке, поскольку пациент не считает, что ему требуется лечение. Отсутствует мотивация, которая является катализатором к позитивным сдвигам. Сам индивидуум не стремится избавиться от нарушения и плохо идет на контакт с психотерапевтами.

Позднее обращение к специалистам приводит к тому, что пациент попадает на прием к психиатру уже в стадии глубокой запущенности заболевания. Снять симптоматику и вылечить бывает сложно.

Первые признаки заболевания активно проявляются в подростковом возрасте. До этого периода возможны отдельные эпизоды, но только после периода пубертата можно говорить о проблеме. Индивидуумы, у которых когнитивное личностное расстройство, не понимают, почему окружающие говорят о каких-либо их проблемах. Ведь они считают, что поведение и поступки в норме.

Людей с личностными расстройствами плохо воспринимают в обществе. У них нередко возникают трудности в личностном общении. Но при этом, больные не чувствуют мук угрызения совести и не имеют сочувствия к другим. Через определенное время их взаимоотношение с миром выстраивается не по принципу личной адаптации к социуму, а по схеме, кода социум вынужден принимать или не принимать проблемную личность. Отсутствие мотивации и желания лечиться усугубляет проблему, поскольку не каждый врач может найти подход к такому пациенту, снять симптомы обострения и помочь избавиться от проблемы.

Специфические расстройства личности

В советское время чрезмерно эмоциональных личностей часто называли психопатами. Такая характеристика и классификация не была присуща для западной психиатрии. Психопатия — это серьезное нарушение поведенческого характера, при котором на фоне недоразвития целого ряда личностных черт, ярко доминирует одна. Сюда включается целый ряд отклонений. Виды расстройств личности:

  • § Параноидальное — у больного преобладают сверхценные идеи. Своей личности он приписывает особое значение. А вот к окружающим относится враждебно, подозревая их в злых умыслах. Человек с патологией не признает ее наличия. Когда родные или близкие обращают внимание на когнитивное отклонение и пытаются отвести к специалисту, тот будет заверять, что с ним все в порядке и отрицать наличие проблемы. Очень чувствителен к критике.

  • § Шизоидное — этот диагноз характеризуется интровертностью, замкнутостью, снижением интереса к жизненным вещам. Больной не воспринимает принятых норм социального поведения, часто ведет себя эксцентрично. Шизоидные нарушения личности бывают связанны с большим увлечением каким-либо родом деятельности, в котором индивидуум преуспевает. Например, он может патологически увлекаться различными оздоровительными системами, вплоть до того, что привлекать в свои интересы и других людей. Специалисты считают, что таким образом происходит замещение определенной асоциальности. Также такие пациенты могут иметь проблемы с алкоголем, наркотиками или другими видами зависимости.

  • § Диссоциальное — характерной чертой такого расстройства личности является вызывающее когнетивное поведение больного с целью получения желаемого. При всем этом такие пациенты способны располагать к себе людей, включая медиков. Особо ярко данный вид проявляется в позднем подростковом возрасте.

  • § Истерическое — главной целью таких больных является привлечение внимания к своей персоне любым способом, включая вызывающее поведение. Диагноз характерен больше для женского пола. Наблюдаются нетипичные капризность, непостоянство желаний, экстравагантность, лживость. С целью привлечения внимания пациент придумывает себе несуществующие болезни, симптоматику которых может выдавать вегетативная система и снять которую сложно.

  • § Обсессивно-компульсийное — больные этим видом расстройства личности патологически стремятся к порядку и совершенству. У них отсутствует чувство юмора, они стараются быть во всем идеальными. Когда поставленные идеальные цели не достигаются, могут впадать в депрессивные состояния.

  • § Тревожное — такое личностное расстройство характеризуется культивацией комплекса личной неполноценности. Больные пребывают в состоянии вечной тревоги и неуверенности. С детских лет такие пациенты застенчивые и робкие. Часто подозревают других в неприязни. Имеют склонность к депрессиям.

  • § Нарциссическое — отклонение, при котором у человека с детства проявляется самолюбование, желание, чтобы им постоянно восхищались. Такой больной не приемлет критику: реагирует на нее либо с обидой, либо с агрессией. Безразличен к чувствам других людей, склонен к их эксплуатации для достижения собственных целей.

Разные формы психопатии требует индивидуального подхода в лечении. Не следует нарушения личности путать с акцентуацией характера. В последнем случае человек также имеет особенности поведения, но они лежат в пределах верхней границы нормы. Кроме того, он адаптирован к социальным условиям. Классификация классических психопатий тут неуместна. Диагноз и типы другие.

Причины, которые вызывают расстройства личности и поведения

Все специфические расстройства личности принято делить на три кластера. Их классификация:
  • § типы психопатий кластера А: параноидные и шизоидные;

  • § психопатии кластера Б: истерические, асоциальные, нарциссические;

  • § типы психопатий кластера В: обсессивно-компульсивные, депрессивные.

Причинами психопатий кластера А принято считать генетическо-наследственные. Дело в том, что среди родственников пациентов, у которых обнаружено расстройство личности, как правило, находится хоть один с шизофренией.

Наследственная предрасположенность к патологиям прослеживается и при психопатиях кластера Б и В. Первый вариант может отягчаться еще и проблемами с алкоголем: в семьях пьющих людей дети чаще развиваются с нарушениями.

Существует версия, что когнитивные специфические расстройства личности могут быть связаны с гормональными нарушениями в организме. Если у человека повышен уровень тестостерона, эстрона и эстрадиола, последствия этого проявляются в виде агрессии. Кроме того, у него в недостаточном количестве вырабатываются эндорфины, что, в свою очередь, приводит к нарушениям депрессивного характера.

Социальный фактор также играет немаловажную роль в формировании психотипа. Для активных детей важен простор. Если они вынуждены воспитываться в условиях замкнутого пространства, малогабаритных площадей, это приводит к появлению гиперактивности. Тревожные от рождения малыши могут стать уравновешенными, если их воспитывают эмоционально стабильные родители. Спокойная мама может помочь ребенку стать уверенным, а тревожная — не снять, а повысить его личное тревожное состояние.

Особенности характера становятся заметными уже в раннем детстве. В подростковом возрасте они могут развиваться уже как расстройство личности. Когнитивное нарушение проявляется в снижении памяти, повышенной утомляемости. Патологии нервной системы наблюдаются чаще у лиц асоциального склада характера.

Смешанное расстройство личности

Этот тип психопатий изучен меньше других. Классификация не имеет особых критериев. У больного проявляются формы то одного, то другого типа нарушений, которые не носят стойкого характера. Поэтому такой вид расстройства еще называют мозаичной психопатией. Но человеку со смешанным типом расстройства также трудно ужиться в социуме из-за особенностей своего поведения.

Неустойчивость характера часто является основой, которая способствует развитию разных видов зависимости. Расстройство личности смешанного типа может сопровождаться алкоголизмом, наркоманией, игровой зависимостью.

Мозаичная психопатия может соединять симптомы шизоидного и параноидального типа. Такие люди не умеют выстраивать социальные контакты в обществе, одержимы сверхценными идеями. При преобладании параноидальных признаков, пациенты страдают от повышенной подозрительности. Они склонны к скандалам, угрозам, любят писать гневные жалобы на всех и вся.

Специалистов настораживает, если в одном пациенте уживаются признаки (классификация) нескольких расстройств: шизоидного, истерического, астенического, возбудимого. В этом случае существует большой риск развития шизофрении.

К мозаичным видам патологии могут приводить травмы головного мозга или осложнения после целого ряда заболеваний. Такое смешанное расстройство личности считается приобретенным. Если рассматривать ситуацию подробно, то она будет выглядеть так: у человека уже врожденно есть склонность к мозаической психопатии, на которую из-за определенных обстоятельств накладывается органическая патология.

Мозаичное расстройство требует специфического лечения только в том случае, когда обостряются симптомы, или если идет наслоение органического происхождения. Тогда специалистом могут быть назначены нейролептики, транквилизаторы, витамины.

Инфантильное расстройство личности

При таком типе психопатии ярко выражены признаки социальной незрелости. Человек не способен противостоять стрессовым ситуациям и снять напряжение. В сложных обстоятельствах он не контролирует свои эмоции по аналогии с тем, как это делают дети. Инфантильные расстройства личности впервые ярко о себе заявляют в подростковом периоде. Гормональные бури, которые происходят в это время с человеком, вызывают изменения и в психоэмоциональной сфере. По мере взросления диагноз может только прогрессировать. Окончательно говорить о наличии заболевания можно только после достижения 16-17 лет. В стрессовых обстоятельствах больной проявляет себя незрелым, плохо контролирует агрессию, тревогу, страх. Такого человека не берут на военную службу, отказывают в приеме на работу в силовые структуры. Разрешения на ношение оружия или получение водительских прав решается ограничено и строго индивидуально, согласно оценке признаков и состояния.

Транзиторное расстройство личности

Данный диагноз относится к пограничным состояниям, когда симптомы отклонения трудно отнести к какому-либо типу расстройства личности. Главные причины возникновения психопатии — длительные стрессовые ситуации. В современном мире человека окружает множество неблагоприятных факторов: неприятности на работе, боевые действия, сложные семейные обстоятельства, финансовые неудачи, переезды… Все это нарушает обычный уклад жизни и выводит из равновесия. Если такие обстоятельства длятся слишком долго, человеческая психика не всегда имеет резерв, чтобы их пережить и преодолеть.

Транзиторное расстройство личности имеет свои признаки:

  • § дезориентация;

  • § галлюцинации;

  • § бред;

  • § заторможеность вербальных и двигательных функций.

Даже один из симптомов уже может сигнализировать о расстройстве. Этот диагноз особенный тем, что заболевание не длится слишком долго: иногда всего сутки, а иногда и месяц. Оно внезапно возникает и так же проходит. Иногда человек может лечь спать с нарушением, а встать в нормальном эмоциональном состоянии с остаточными явлениями в виде повышенной тревоги или нарушениями сна. При каждом новом стрессе возможно спонтанное возвращение патологии.

Такой диагноз не проходит без следа. В том случае, если присутствуют признаки бреда или галлюцинаций, такой человек требует специального лечения, ведь его состояние может угрожать и окружающим людям. В период между обострениями у больного происходит эмоциональное выгорание, при котором также разрушаются нервные клетки. Поэтому даже в профилактических целях рекомендуется принимать витамины и фитопрепараты.

Как свидетельствуют примеры из истории, парциальное транзиторное расстройство личности не является безобидным состоянием. Многие из известных серийных убийц и маньяков имели именно этот диагноз. Они вели обычный образ жизни, имели семьи, работу, но в период обострений совершали преступления. Когда западные специалисты изучали мозг казненных преступников, то они не обнаруживали в нем существенных изменений. Все его участки соответствовали норме здорового человека. И только стрессовые состояния могли привести к появлению признаков расстройства личности, что влекло за собой асоциальные поступки. Возможно, если бы в период, когда проявлялись первые признаки заболевания рядом был бы человек, который это заметил и помог обратиться к специалисту, можно было бы избежать таких последствий. Оказавшись один-на-один с непрерывными стрессовыми ситуациями, психика просто не выдерживала. Запускался механизм развития заболевания.

Лечение личностных расстройств

Когда человеку ставится диагноз психопатии, он с ним редко бывает согласен. Особенность этого заболевания именно в том, что пациент не видит проблемы в себе, а ищет их в других. Лечение в таком случае всегда затруднительно. По статистике только каждый пятый из них согласен принять помощь.

Лечение психопатий проводится индивидуально. Оно включает сеансы психотерапии и при необходимости — применение лекарственных средств. В сложных случаях, когда асоциальное поведение больного представляет угрозу для окружающих, лечение может проводиться стационарно.

Споры среди специалистов вызывает лечение пограничных состояний. Одни считают, что помощь пациенту нужна только в период обострений, а другие настаивают на постоянной поддержке. В любом случае, лечение психопатий продолжается на протяжении многих лет. При склонности пациента к импульсивным поступкам, которые могут угрожать жизни и здоровью, подключаются психотропные препараты.

www.israclinic.com


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа